Эксперт ИА REX по проблемам гуманитарной, военно-социальной, гендерной, внешней и в целом государственной политики, доктор социологических наук, профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Эдуард Афонин спрашивает: может ли «рационал» быть социальным (в том числе «креативным») классом?
«Немало в последнее время можно встретить публикаций, фокусирующих внимание на определяющем качестве нашего (постмодерного) будущего. Речь идёт о таком признаке человеческого свойства, как рациональность, на которую, в частности, обратил внимание и Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), эксперт ИА REX Борис Кагарлицкий в своей статье «Загадка „креативного класса“», — отмечает эксперт.
«Правда, в самом названии публикации есть некоторая закавыка. Чтобы относить себя к классу, отождествлять себя с некоторой социальной группой, необходим соответствующий природный механизм, определённое самосознание человека. Я имею в виду экстравертированность — психическую способность человека воспринимать внешние формы вещей и предметов, в том числе обладать способностью, отождествлять себя с внешними группами и классами. Самосознание же „рационала“ относится к интроверту, человеку, способному отождествлять себя с самим собой меняющимся. Вот и встает вопрос: может ли „рационал“ быть социальным (в том числе „креативным“) классом?», — спрашивает эксперт.
Юрий Шимановский, блогер, писатель и программист (США):
«Креативный класс» — это люди что-то производящие. Раньше говорили «рабочие и крестьяне», а теперь — креативный класс. И понятие обогащается новыми красками. Или другой пример: вместо слова «беднота», теперь используют «средний класс». Политкорректнее выходит. Революционеры вековой давности говорили, что рабочие и крестьяне отстаивают интересы бедноты. Теперь это звучит иначе — креативный класс отстаивает права среднего класса. В общем, игра слов, не более того.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
При всём моём уважении и к профессору Эдуарду Афонину, и к политологу Борису Кагарлицкому, для обсуждения теории рационального действия нужно знать не только их мысли по этому поводу, но и внимательно читать Макса Вебера, основоположника теории социального действия и концепции «расколдования мира» (Entzauberung der Welt) в результате перехода от традиционалистской мотивации к рациональной.
Комментарии читателей (1):