Краснодарская трагедия. Кто виноват и что делать: эксперты ИА REX

РПЦ получила шанс помочь пострадавшим в Краснодарском крае, считает Вершинин. Трофимчук обращает внимание, что профессионально работает пропаганда против Кремля, а форумы в интернете на тему краснодарского потопа переполнены ненавистью к власти.
9 июля 2012  10:48 Отправить по email
Печать

Президент России Владимир Путин своим указом объявил 9 июля днём траура по всей стране в связи с трагическими событиями в Краснодарском крае, а также автокатастрофой с российским автобусом на Украине. По информации пресс-службы Кремля, в соответствии с указом главы государства на всей территории России, а также в её загранпредставительствах 9 июля будут приспущены государственные флаги, сообщает корреспондент ИА REX. «Учреждениям культуры, а также государственным телеканалам рекомендовано воздержаться от демонстрации развлекательных передач», — говорится в сообщении.

В результате наводнения в ночь на 7 июля в Краснодарском крае оказались затоплены свыше 5 тысяч жилых домов в городах Крымск, Геленджик и Новороссийск, а также ряде посёлков. В крае оказалось прервано автомобильное и железнодорожное сообщение, нарушены системы газо- и электроснабжения. Жертвами стихии, по последним данным, стали уже 150 человек.

Эксперты ИА REX прокомментировали краснодарскую трагедию и рассказали, что делать.

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Форумы в интернете на тему краснодарского потопа переполнены ненавистью к власти. Грязи здесь больше, чем в Крымске. Население не верит никому, кто списывает трагедию на дождь, даже если так оно и было на самом деле. Поверить в это действительно сложно, так как ни при царях, ни при коммунистах ничего подобного на Кубани не регистрировалось, но плотно пошло с начала 2000-х. В СССР, при аналогичных стихийных бедствиях, люди не проклинали власть, сплочённо и молча приступая к ликвидации последствий. Сегодня ситуация прямо противоположная, качественно иная, населению есть кого обвинить в умножающихся бедах: «всё украдено», «годами ничего не ремонтируется», «себе понастроили дворцы» и т.п.

Профессионально работает пропаганда против Кремля: «власть скрывает истинные масштабы трагедии», «жертв намного больше, их тысячи», «на водохранилище был теракт» и т.п. В ответ, кроме «ливня», не придумано ничего внятного, в информационном плане власть абсолютно беспомощна.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Для Владимира Путина остаётся не слишком много вариантов, чтобы отвести угрозу лично от себя на старте президентского срока. Теоретически, ему не обойтись без «увольнения от должности» губернатора Ткачёва, причём впервые без всплытия того на поверхность в ином статусе (сенатора, советника, домоуправа и т.п.). Эта инновационная кадровая мера хотя бы частично собьёт градус ненависти. В потопе виновата рыночная система, при которой дождями топятся даже те города, которые лежат не в «горных чашах», а в голой степи — последний пример: утопление Липецка. Забиты все трубы, коллекторы и ливневые стоки, добросовестно построенные, проложенные, прорытые в прошлой стране. В новой стране ничего не ремонтируется, так как все местные бюджеты ЖКХ разворованы. Новая Россия не сможет восстановить порядок, если чиновникам не будет угрожать смертная казнь. В России, к сожалению, никогда не было по-другому и, видимо, уже не будет.

Не только федеральный и краснодарский бюджет должны компенсировать итоги трагедии: каждый кубанский олигарх должен отдать деньги на восстановление. Эту работу должна организовать партия «Единая Россия» (а не студенты на «смотровой площадке МГУ»), которая ещё несколько лет назад заявила, что «отвечает за всё».

Помимо прочего, события в крае должны сориентировать власть в плане обеспечения ещё большей безопасности сочинских олимпийских объектов, которые находятся практически здесь же, в зоне затопления, однако чудесным образом не пострадали. Какие ливни, камнепады, сели, снежные лавины могут быть направлены в эту сторону, с учётом сложнейшего рельефа местности — сложная техническая задача для врагов РФ на ближайшую перспективу.

Лев Вершинин, политолог:

На самом деле, случившееся даёт власти возможность доказать людям, многие из которых уже отчаялись верить, что она, — какова ни есть, — всё-таки их власть. Не оторванная от общества и существующая не сама для себя, а для этого самого общества. И за эту возможность Кремлю следует уцепиться, как за последнюю, не очень заслуженную соломинку.

Речь не о том, чтобы выделить средства на помощь пострадавшим (это само собой, и это уже делается) и даже не о том, чтобы проследить за судьбой этих денег до копейки, не позволив им осесть в липких ручонках, которые обязательно потянутся к таким деньжищам. Речь о том, что необходимо расследование, честное и серьёзное. На предмет халатности и злоупотреблений, сделавших возможными подобные масштабы кошмара. Разумеется, не рубя головы направо и налево, но и, ни в коем случае не ограничиваясь карами мелким стрелочникам. Впрочем, в Кремле эти прописные истины понимают. По крайней мере, очень на это надеюсь.

Но есть и ещё одна структура, получившая шанс. Насколько мне известно, где-то в тех курортных краях есть дачные комплексы, принадлежащие Патриархии. Так вот, если сейчас, как можно скорее, их двери будут открыты для размещения потерявших кров, если страждущим волей Патриарха из немалых закромов РПЦ-МП будут выделены средства на пропитание и прочие нужды, если сам первоиерарх возьмёт это святое дело под личный контроль, — тогда очень скоро, уже завтра, кому-либо станет очень трудно (если вообще возможно) раскручивать наезды на Церковь. А если этого не случится, уже завтра, — будьте уверены, — начнутся вопли о «попах, не пожелавших помочь пастве». Понимают ли это в Сергиевом Посаде, не ведаю. Однако по сообщениям СМИ, РПЦ направляет гуманитарный груз в Крымск. «В 22:20 в воскресенье в Краснодар из Москвы вылетит самолет с группой представителей Отдела по церковной благотворительности: два священника и одна сестра милосердия, которые прошли специальные курсы подготовки на базе МЧС», — сказал представитель Патриархии.

Теперь надо действовать дальше. Послать не двух священников и одну медсестру, а чем больше, тем лучше. Пускай сами местные батюшки едут с лопатами и пилами. Плюс волонтёры из местных приходов. Как можно больше продуктов, одежды, стройматериалов за церковный счёт. Хоть эшелонами. Детей в санатории. Или на Кубу, оздоровляться. РПЦ не обеднеет, совсем наоборот. В идеале, пожертвования из личных средств семей высших иерархов. Если сам Патриарх отстегнёт часть средств, полученных по суду на реставрацию библиотеки, вообще идеально. В конце концов, продать тот клятый брегет с аукциона, а деньги — до копейки, — на лекарства. Предоставить дачи РПЦ (если они там есть) под временное размещение пострадавших, обеспечив их питанием и помощью церковных психологов. По ходу разъяснять, что интерьеры роскошны, чтобы не краснеть перед иноземцами, у которых в разных александриях-антиохиях-константинополях все ещё круче. И пиарить всё по максимуму, не заморачиваясь христианской скромностью. Не те времена.

Но, поскольку рукопожатные не преминут завыть о «пиаре на костях», — выехать на место лично первоиерарху. Это само по себе пиар, даже самые «цивилизованные» СМИ будут вынуждены показывать. А церковь сможет стеснительно просить: не надо мол, лишнее, — они всё равно не послушаются. Пока всё. Вперед, и с молитвой.

Юрий Юрьев, политконструктор:

По последним данным мэр Крымска дал отчёт Путину о поступлении своевременной СМС с предупреждением об опасности на момент трагедии. И на ТВ включили бегущую строку... Но город спал и это предупреждение проспал. Советские ещё системы оповещения гражданской обороны с репродукторами на столбах — либо отсутствовали, либо не работали. Радиоточки — тоже. Систем мобилизации не было применено, даже через экстренные службы. МВД, МЧС и скорые не были подняты для оповещения населения через громкоговорители. В общем, власти оказались не готовы к угрозе, и не готовы к иным угрозам, будь то террористическая или военная угроза или ещё один удар стихий. Есть указ Путина о расцветке уровней террористических угроз, а системы борьбы — нет.

МЧС в данный момент находится в режиме круглосуточного дежурства, включая генералитет. Я попросил знакомого генерала МЧС дать оценку краха системы оповещения ГО и если он сможет, то прикинуть перспективы для всей страны. Возможно, проблема в нерешительности мэра и боязни задействовать все экстренные службы. А возможно, и в самой конструкции местной власти в России. Ведь в подобных случаях кто-то должен всеми руководить и принимать решения за секунды и исполнять за минуты. А мэры этому не обучены. А значит, в такие моменты власть должна передаваться МЧС, подобно тому, как передаётся военным в момент войны. Путину пора делать выводы об управляемости местной властью в государственных интересах не только в мирное время, но и на случай любых угроз. А также усилить внимание к прогнозированию явлений и событий, включая явления паралича властей при неожиданностях.

Справедливости ради — последствия событий в Крымске и Геленджике начали ликвидировать гораздо быстрее и эффективнее, чем в Новом Орлеане, но этого мало. Всю страну нужно научить действовать по тревоге, предупредительно, предусмотрительно, чётко и решительно.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Считаю причиной случившегося разгул стихии, и предупреждаю всех, что это далеко не конец: стихийных бедствий с каждым годом будет становиться всё больше и больше, ибо с климатом вообще и с погодой в частности происходят странные вещи: например, сейчас у нас снова ужасающая жара и засуха.

Почему я так считаю? Потому что, во-первых, наблюдения показывают, что с погодой, повторяю, творится что-то невообразимое, и с каждым годом ситуация всё ухудшается; во-вторых, известно, что в горных реках максимальный уровень воды наблюдается летом, а тут положение усугубилось ещё и тем, что выпало где две, а где и более месячных норм осадков. Что до того, что речушка маленькая, то известно, что как раз маленькие речки могут натворить больших бед: в маленьком русле и воды помещается мало, и потому в случае сильных ливней именно маленькие речушки первыми выходят из берегов.

Итак, виновата, в первую очередь, стихия. Если бы там была дамба, которую могло прорвать, или шлюзы, которые можно было бы открыть, я бы сказала, что тут задействован и человеческий фактор, то есть возможны преступная халатность и разгильдяйство, износ старых, ещё советских фондов, или сознательное вредительство. Однако поскольку водохранилищ выше Крымска нет, а информация об открытии шлюзов Неберджаевского водохранилища не подтверждается, я скажу так «имеет место информационное вредительство».

Кто же виновен в информационном вредительстве? Кому выгодно? Ясное дело, что власти катастрофа и сплетни, дезорганизующих спасательные работы, никак не выгодны. А вот тем, кто сейчас, разрываясь от счастья, распространяет панические слухи и обвиняет во всём «кровавый режим» и лично Путина, кто пляшет на костях и радуется всем нашим бедам, будь то стихийное бедствие, кораблекрушение, авария на шахте, авиакатастрофа или теракт, это очень даже выгодно.

Помните, что в начинающуюся эпоху природных катастроф и катаклизмов выживание народа напрямую зависит от крепости и силы государства: только сильное, эффективно работающее государство сможет с наименьшими потерями противостоять стихии и успешно ликвидировать её последствия. Поэтому сам не плошай, но и в сказки о плохих полицейских (чиновников) и доблестных волонтеров не верь, но укрепляй державу.

Владимир Беляминов, политолог:

Понимая всю чрезвычайность и трагизм ситуации, на мой взгляд, стоит глубоко задуматься об отсутствии чёткой централизованной системы управления безопасностью в современной России. Нет системы работы ГО (гражданской обороны, МЧС), нет системы реагирования, растянуто за годы независимости лучшее оборудование. Вот теперь имеем то, что имеем — то, что выстраивалось десятилетиями при советской власти: все системы гидротехнических сооружений, призванные минимизировать природные катаклизмы, разрушены. Система оповещения не работает, население элементарно не знает как вести себя в подобных ситуациях, нет чёткой, единой централизованной системы работы с информацией — отсюда и слухи о нижнем шлюзе, сбросе воды, вывезенных иномарках чиновников.

Все включены в информационное пространство и информация не фильтруется. Констатация факта, что современной России необходимо срочно менять парадигму государственного устройства и напрочь отказаться, забросить, выбросить, уничтожить все советы «друзей из стран развитой демократии». К чему привела жизнь по рецептам Запада, все видят прекрасно. Уничтожена стратегическая безопасность страны. О том, что это может быть действительно стечение обстоятельств, могу сказать на примере Харькова, который в 1995 году всё лето жил без воды. Полуторамиллионный мегаполис накрыл ливень трёхчасовой ливень. Городская система канализации не справилась с потоками воды, главный канализационный коллектор вышел из строя, и вода затопила машинный зал Диканевских очистных сооружений. Я был свидетелем того ливня и прекрасно помню метровые потоки воды на улицах Харькова. И это с учётом, что город стоит на равнинной местности, а что говорить о Кубани с её горной системой. Поэтому, кто виноват — это вопрос риторический, виноваты все. Что делать — всем миром помочь кубанцам и срочно заняться разработкой стратегии безопасности России в целом. Пришло время понимать, что дальше будет только хуже, если ничего не предпринимать.

Алексей Дубинский, политконсультант:

Виновные есть. Необходимо восстановить систему гражданской обороны. Каждый день где-то в мире происходят стихийные бедствия. Кто-то всегда должен быть готов поднять людей и организовать спасение. Это называется гражданская оборона. Руководитель местной гражданской обороны — глава исполнительной власти административно-территориальной единицы. Наводнения в Крымске бывали неоднократно, предыдущее сильное — 10 лет назад. На каждом предприятии есть план эвакуации при пожаре. В администрации города должен быть план действий при стихийных бедствиях.

О виновных:

1. Тот, кто не подготовил реальный план действий, с применением современных средств связи (мобильных телефонов).

2. Тот, кто не организовал ежегодное проведение учебных тревог гражданской обороны.

3. Тот, что в момент начала стихийного бедствия не оповестил население.

4. И конечно, вышестоящие власти — те, кто не заставил местные власти выполнять свои обязанности по организации системы гражданской обороны.

Чтобы сгладить народное недовольство, могут назначить виновных — стрелочников, например, из числа оперативных дежурных МЧС. Настоящие виновники — главы местной исполнительной власти вряд ли понесут наказание.

Что делать: восстановить систему гражданской обороны. Провести учения во всех городах, где возможны стихийные бедствия. Отработать схему информирования местных жителей. Научить школьников правильным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Отмечу плохой симптом — кому-то очень не нравится информированность общества: некоторые страницы «вконтакте», посвященные трагедии были заблокированы. Вспомните, как недавно проговорился Греф, что тяжело обманывать тех, кто имеет доступ к информации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть