В Сиане, древней столице, стоявшей у истоков централизованной китайской государственности, откуда начинался Великий Шелковый путь, открывается саммит Китай – Центральная Азия. В нём примут участие лидеры всех пяти республик региона. Четверо из них - президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев (которому в день прибытия исполнилось 70 лет), президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон и президент Кыргызстана Садыр Жапаров - совместили участие в саммите с государственными визитами в Китай, которые осуществляются по приглашению его лидера Си Цзиньпина. Ещё один глава государства – президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов – уже побывал в Китае с государственным визитом в январе нынешнего года, поэтому целенаправленно прибыл в Сиань на саммит.
Точно в таком же составе главы центрально-азиатских государств 9 мая посещали в Москву для участия в военном параде и торжествах, посвященных 78-й годовщине нашей общей победы в Великой Отечественной войне. Почему это важно? Потому, что первое, чем занялся Запад в информационном поле, комментируя саммит в Сиане, — принялся распространять домыслы о некоей «конкуренции» и даже «вытеснении» Пекином из региона Москвы. «Псевдоаналитический» вид этим измышлениям попытались придать путём спекуляций вокруг прозвучавшего накануне, в ходе заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Томске, заявления заместителя главы российского МИД Михаила Галузина. Напомним, что его суть можно свести к трём тезисам. Во-первых, было упомянуто о том, что американские и европейские дипломаты зачастили в регион и требуют от центрально-азиатских столиц отчётов по части экспортно-импортных операций, пытаясь уличить их в реэкспорте в Россию так называемой «санкционки». Действительно, еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони высказался об увеличении торговых потоков из ЕС в страны Центральной Азии, а также в Армению, обосновав свои подозрения примером Казахстана, экспорт в который из Европы увеличился на 185 млн евро, а из Казахстана в Россию – на 186 млн. Во-вторых, М. Галузин отметил, что некоторые республики центрально-азиатского региона, опасаясь западных санкций, намекают Москве на готовность присоединиться к ограничениям, которые ввёл Запад. Дипломат не назвал конкретные страны. Но не исключено, что именно по этой самой причине происходит быстрая расконсервация долгое время находившихся в состоянии стагнации отношений с Грузией. По тому, какой горячий отклик смягчение позиции Москвы находит в Тбилиси, видно, что тамошние политики получили необходимый опыт, хлебнув автаркии от России, как говорится, «по полной». В-третьих, именно это и имел в виду замминистра, когда выразил надежду на понимание, что цена издержек от вторичных западных санкций весьма существенно уступила бы ущербу, которым рискует обернуться искусственное разрушение связей с Россией.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 26.11.23 Мэры городов на маршруте Морского Шёлкового пути собрались на конференцию в китайском Чжэцзяне
- 27.07.23 Китайские СМИ начинают массовую информационную кампанию «Пояса и пути»
- 19.05.23 Китайская исламская ассоциация отметила своё 70-летие
- 19.05.23 Зеленский приехал на саммит в Джидду: званный или незванный гость
Понимая, что Москва предъявила сильные аргументы, Запад попытался перевести стрелки на Китай, спекульнув именно на сианьском саммите, чтобы создать у лидеров Центральной Азии впечатление, что США и Европа для них – главное спасение, и что отказав им, они окажутся между Москвой и Пекином как «между двух огней». Сработает или нет? Весьма сомнительно.
Во-первых, и это главное, в том, что Россия и Китай отнюдь не соперничают, а делают общее дело, убеждает тотальный и явно спаянный взаимозависимостью факторов, беспрецедентный рост товарооборотов между всеми перечисленными сторонами. Рост взаимной торговли Китая с Россией с начала года превысил 41%, а со странами Центральной Азии – почти достиг 35%. Примерно в тех же параметрах, если верить г-ну Джентилони, находится увеличение взаимной российско-среднеазиатской торговли. Для сравнения. У России на остальных направлениях нигде таких показателей не наблюдается, а на западном – так вообще обвал, спровоцированный как раз теми самыми санкциями, которые теперь Запад обещает постсоветским республикам. А у Китая, хотя во внешней торговле и отмечен общий рост примерно на 6%, но эти темпы в разы уступают цифрам, показанным выше. Не будет преувеличением констатировать, что в треугольнике Москва – Пекин – среднеазиатские столицы наблюдается синергия взаимодействия, и по отношению к ней Запад – выпадающая из этого «концерта» четвертая сторона, оказывающаяся лишней.
Во-вторых, за цифрами следуют и выводы, в которых солидарны все опрошенные эксперты, не говоря уж о самих лидерах. В российском Институте стран СНГ, например, считают, что и Китай, и Россия в равной мере заинтересованы в нормальном, спокойном и бесконфликтном региональном развитии (политолог Андрей Грозин). Разделяют эту точку зрения в российском же СПбГУ: «Формат Китай плюс пять стран Центральной Азии интересен и важен тем, что он поддерживает меры по сплочению региона в единое целое» (профессор Яна Лексютина). Поддерживают это мнение и в Бишкеке; кыргызский посол в Китае Актилек Мусаева, подчеркнув, что Центральная Азия – «наш общий дом», высказалась за совместное развитие. А её коллега из Узбекистана Фарход Арзиев указал на «новые возможности для всех стран», которые предоставляются саммитом.
В-третьих, разительным контрастом по сравнению с московской и сианьской встречами центрально-азиатских лидеров с президентом Владимиром Путиным и председателем Си Цзиньпином выглядит формат, связанный с США. Вы ещё не забыли, читатель, что такой формат, именуемый «С5+1» (среднеазиатская пятерка и США) тоже существует. Но его уровень ограничивается главами МИД; вашингтонские лидеры до этого «не снисходят», отряжая для проведения антироссийской и антикитайской «разъяснительной работы» своих госсеков. А ещё, чтобы было понятнее, о чём там идет речь, процитируем один из пунктов документа Госдепа США от 27 февраля т.г., адресованного встрече министерского формата в Астане, которая прошла на следующий день. «С5+1 расширяет сотрудничество со странами Центральной Азии и между ними для достижения нашей общей цели – построения независимой, процветающей и защищённой Центральной Азии, которая решает общие проблемы в партнёрстве с США». Разве не понятно, что «защита» в сочетании с американским «партнёрством» – это заявка как раз на выдавливание из региона Москвы и Пекина, которое Запад прикрывает «фейковым листком» рассуждений о российско-китайской «конкуренции». Но категорически – не выходит. Начинающийся саммит в Сиане – подтверждение тому, что февральские игрища Госдепа, как и мартовский вояж в регион его шефа Энтони Блинкена, окончились ничем. Скажем больше: тема среднеазиатских форматов и с Москвой, и с Пекином неразрывно связана со строительством Большой Евразии, осью которой является сопряжение ЕАЭС и «Пояса и пути». Не будем забывать, что трое из восьми участников и наблюдателей ЕАЭС принадлежат к Центральной Азии, и все они участвуют в китайской инициативе. По сути мы совместными усилиями частично уже создали, а частично формируем в пространстве между Россией и Китаем, в центре Азии, большое евразийское ядро. К которому активно присматриваются очень и очень многие.
Наконец, в-четвёртых, вряд ли случайно, что практически одновременно с Сианем свой саммит в Японии проводит и «большая семёрка». О чём будут говорить – известно заранее. «В Хиросиме более чётко будет прочерчена линия противостояния двух формирующихся сейчас в мире лагерей: коллективного Запада, ядром которого является “семёрка”, с одной стороны, и тандема Россия–Китай – с другой». Добавить к этой оценке профессора Валерия Кистанова, возглавляющего Центр японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, можно лишь констатацию, что российско-китайское сближение достигло уровня, при котором не будет преувеличением говорить уже не только о «коллективном Западе», но и о «коллективном Востоке».
И последнее. Хорошо известно, что в этом году «Пояс и путь» отмечает своё десятилетие. В Китае пройдет третий форум стран-участниц этого проекта, который соберёт под одной крышей делегации десятков стран, возглавляемые главами государств и правительств, видными государственными и общественными деятелями. А уже в ближайшие дни премьер-министр России Михаил Мишустин во главе внушительной делегации посетит Шанхай, где вместе со своим китайским коллегой Ли Цяном даст старт новому этапу совместной работы наших стран по строительству справедливого миропорядка. И эти события, свидетелями которых мы станем в ближайшее время, дадут ответ на многие заблуждения, а также спекуляции, которыми сопровождается открывающийся 18 мая сианьский форум.
Комментарии читателей (0):