Под праздники законодатели из Татарстана внесли в Госдуму законопроект об обязательном распределении после вузов и техникумов. Предлагается обязать тех, кто отучился на бюджете, отработать 3 года по месту распределения, а в случае отказа — вернуть стоимость обучения. Telegram-каналы дали свою оценку инициативе.
Нововведение, по версии авторов законопроекта, коснется всех, кто будет учиться бесплатно, за счет госбюджета. По итогам распределения выпускнику выдается удостоверение о направлении на работу в тот или иной регион, где есть кадровый дефицит. Куда ехать — решит начальство.
Срок "закрепощения" три года. Есть, конечно, вариант отказаться, но тогда нужно будет возместить родине стоимость обучения. Подозреваю, что сумма набежит немалая.
Несмотря на советский привкус, законопроект о целевом распределении выпускников вузов закрепляет вполне капиталистическое неравенство по признаку доходов семьи. Богатые родители не задумываясь отдадут несколько сотен тысяч (ну или миллионов) рублей выкупа, а менее обеспеченные выпускники будут вынуждены отработать барщину. Подозреваю, что в случае топовых столичных вузов в первой категории в основном окажутся местные, а во второй — ребята из регионов, родители которых в среднем беднее, да и больше тратятся на проживание чада вне дома.
В общем, предлагается масштабный социальный эксперимент вместо повышения зарплаты по ключевым позициям.
Определенный смысл в этом законопроекте безусловно есть, но он разбивается сразу о два бича российской действительности.
Во-первых, комиссии институтов и университетов, которые будут заниматься распределением студентов в профильные компании и организации, немедленно станут гнездом жесточайшей коррупции — за право попасть на престижную должность в госкорпорацию, министерство или учреждение с выпускников и их родителей будут драть три шкуры. Вчерашние выпускники в свою очередь сразу после устройства на работу начнут пытаться отбить вложенные в карьеру деньги, и это породит шквал поборов и уголовных дел. Тех же, у кого не хватит денег на взятку за хорошее место, отправят в ссылку в какой-нибудь деперссивный регион, и во что превратится молодой специалист без элементарных удобств, нормальных условий для жизни и профессионального развития, остается лишь догадываться.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Во-вторых, плановое распределение подразумевает наличие плановой экономики, когда в профильных министерствах прекрасно понимают, сколько и каких именно специалистов выпускают вузы, и в каких кадрах нуждаются предприятия РФ. У нас же в стране ничего подобного нет, даже на региональном уровне чиновники зачастую не понимают, чем живет локальный бизнес.
Ничего хорошего ни для страны, ни для студенов и их родителей, ни для экономики, ни для системы образования этот законопроект в том виде, что он представляет из себя сейчас, не даст.
В беседе с радиостанцией «Говорит Москва» депутат Олег Смолин заявил, что эта идея вряд ли получит поддержку со стороны правительства.
«Система кнута без пряника вряд ли приведёт к хорошим результатам. Если её вводить повсеместно, то гарантии трудоустройства дать не удастся. Как правило, в государствах с рыночной экономикой используется более мягкая система квотирования рабочих мест для молодых специалистов. Даже такие программы, как «земский доктор», «земский учитель», дают ограниченные результаты. Они позволяют несколько увеличить приток кадров учителей и медицинских работников на село, но редко позволяют их там закрепить. Люди, отработав три года, возвращаются в городскую квартиру. Не уверен, что правительство поддержит законопроект».
Худшая совковая практика, как выражаются коллеги, рассказывающие о том, как свалить из России, это восстановление осмысленного получения высшего образования. А не то, как сейчас принято — для галочки. К тому же, само по себе получение работы по специальности даёт возможность обрести необходимый опыт. Вы давно открывали сайты с вакансиями? Опыт от 1 до 3 лет. Где вы его получите? Хорошо бы вместе с распределением и социальные льготы и подъёмные в регионе выдавались. Надеемся, что этим также законодатели озаботятся. Хотя в некоторых регионах уже такие практики присутствуют.
Вводя эту советскую практику никто не собирается внедрять советские же стандарты социальной защиты, из чего следует, что того импульса к развитию, который был в СССР просто не будет. Следовательно, ничего хорошего для страны из инициативы не выйдет, она не станет решением проблемы нехватки специалистов, напротив, лишь усугубит ее, поскольку молодежь и ее родители будут стараться обеспечить обучение на коммерческой основе, которое не подпадает (пока?) под законодательную инициативу.
Появились слухи о том, что Минобразования и науки - профильное ведомство - против данного законопроекта. И его мотивы можно отлично понять. Проще говоря, в условиях рыночной формально все еще экономики российское высшее образование точно не знает, кого, сколько и по каким специальностям надо готовить. Этого, собственно, не знает высшее образование ни в одной стране мира. Отличие нашей страны состоит разве что в том, что у нас особенно высокий процент людей, которые работают не по своей полученной в вузе специальности. Наше высшее образование сильно оторвано от жизни. Собственно, именно поэтому выполнить так называемый госзаказ и обеспечить рабочими местами всех выпускников вузов, что бюджетников, что учащихся на коммерческой основе, не представляется попросту возможным. Поэтому законопроект принят в обозримом будущем не будет.
Комментарии читателей (0):