Мурманский порт - «бутылочное горлышко», и оно сужается

Чего ждет рыбная отрасль.
17 марта 2023  17:39 Отправить по email
Печать

Приведет ли пересмотр приватизации Мурманского порта к проблемам для судовладельцев, произойдет ли пересмотр приватизации в других портах России, нужны ли поголовное истребление горбуши и запрет на вылов семги, возможен ли третий этап инвестиционных рыбных аукционов, когда еще не построены рыбодобывающие суда еще по первому этапу. И будут ли они вообще построены? Эти вопросы корреспондент REX задал председателю Союза рыболовецких колхозов Белого моря Андрею Заике:

- В Мурманске опротестована приватизация морского порта. Может ли это привести к проблемам в обслуживании судов? Например, судовладелец бронирует причал у нового собственника, а старый собственник не дает погрузчиков, которые остались у него.

Предполагать сложно, но такая ситуация может иметь место. Какая-то нестыковка, технические сбои могут быть. Работа порта и раньше была далека от идеала, да и он перегружен.

- Что сделать, чтобы возможные нестыковки не отражались на работе рыбопромышленников?

Я не специалист портовой инфраструктуры, но что-то делать надо. Вопрос: что-то делается? По-моему, нет.

- Получается, мурманский порт может стать таким «узким бутылочным горлышком». Судам, кроме Мурманска, деваться некуда…

Мурманск и так как бы «бутылочное горлышко», но оно еще может сузиться. Если выгрузки будут затягиваться, суда дольше находиться в порту, рыбы будет вылавливаться меньше, затраты на вылов начнут возрастать, а себестоимость увеличиваться.

В прошлом году уже были проблемы. Летний период - достаточно сложная ситуация, суда простаивают в ожидании выгрузки. Но в 2022 году на это наложились еще санкции - Норвегия отказала нам в заходе судов во многие ее порты.

- Может ли ситуация с опротестованием приватизации повториться в других портах?

Все может быть.

- Предполагали, что изъятие пакета акций делалось под крупного инвестора…

Если придет крупный эффективный инвестор - это позитивный момент. Потому что Мурманскому порту нужна реконструкция.

- В связи с модернизацией Мурманского порта и железнодорожных путей к нему, может ли часть грузов переориентироваться в Архангельск?

Никоим образом. Архангельский порт находится вдали от района промысла, туда значительно дальше идти, чем в Мурманск. В Архангельске нет рыбного порта, а есть причал с двумя или тремя кранами и холодильником. Плюс он замерзает. Поэтому рассматривать его как порт для обработки судов несерьезно. Как вспомогательный, куда несколько судов будут заходить время от времени -да.

- Одна из проблем с разгрузкой в Мурманске - то, что Норвегия запретила разгрузку у себя. Что в Норвегии происходит сейчас?

С введением санкций ситуация одномоментно ухудшилась, но сказать, что она ухудшается и дальше нельзя. Разгрузка судов, ремонт, как шли, так и идут. Да, существенно увеличились сроки поставок запчастей, но это вызвано не только санкциями, но и объективными проблемами, которые в Норвегии происходят. Кстати, Норвегия оставила возможность разгружать суда в трех портах - Киркенесе, Ботсфьорд и Тромсё.

- Рассказывают, что запчасти для ремонта норвежцы стали просить судовладельцев заказывать напрямую.

Да, это так. Но это не отношение какого-то норвежского предприятия к русским, это санкционная политика.

- Власти Мурманска изъяли территорию бывшего СРЗ Минморфлота CCCР под городское благоустройство. Что там можно сделать?

Я про СРЗ Минморфлота, и про первый грузовой район рыбного порта, всегда говорил: такой порт, как 50 лет назад, уже не нужен. Того количества рыбы и судов в порту, уже нет и никогда не будет. Не будет у нас 300 единиц рыбодобывающего флота, такой флот не нужен. Эффективность судов выросла, количество снизилось. Я бы и первый грузовой район отдал городу, чтобы там устроили набережную. В Норвегии тоже были технически оснащенные причалы, сейчас их переделали, устроили прогулочные зоны и все красиво получилось. Мурманск - столица Арктики, известный портовый город, а набережной в Мурманске нет. Что неправильно.

- Рыбаки наконец дождались смелых решений Росрыболовства по горбуше. Озвучиваются предложения полностью уничтожить горбушу.

Я считаю, что вылов горбуши надо увеличить. Полностью уничтожить - думаю, не получится. Вопрос другой: нам надо активно заниматься воспроизводством семги и ввести мораторий на ее промышленный лов. Оставить спортивно-любительский лов “поймал-отпустил”, и оставить добычу семги для икры и воспроизводства. А промышленный лов семги надо запретить.

Вылов этой рыбы падает, из года в год ее добывается все меньше, браконьерство процветает. Структуры, отвечающие за охрану, физически не в состоянии бороться с браконьерами - это не так просто, как кажется. Поэтому нужно, чтобы дикой семги на рынке вообще не было. Тогда на стадии сбыта ее можно будет перехватывать. В Архангельске вы приходите на рынок, а там везде объявление: “Семга с Патракеевки”. Но я точно знаю, что семга с Патракеевки в Архангельск не попадает. Я, единственный держатель квот на семгу в Патракеевке, на рынок ее не продаю. То, что наи прилавках – браконьерская рыба.

- Разрешение на вылов 50 кг горбуши в день - достаточно, чтобы сократить поголовье горбуши?

Это много, но мы же говорим о любительском лове. 50 кг поймаешь, и куда их деть? Ведь продажа - это уже не любительско-спортивный, а промышленный лов. Любительско-спортивный - когда ловишь ради спорта, либо для личного потребления.

Вот промышленный лов горбуши надо расширить, квоты увеличить. И сколько наловится, на мой взгляд, нужно ловить. Квоты и ограничения вообще можно снять, потому что с учетом оснащения береговой инфраструктуры, всю горбушу не поймать. Ну тонна, ну пять, ну десять. Но сто тонн никто не выловит, таких мощностей нет ни в Архангельской, ни в Мурманской областях.

- Горбуша ведь пришла к нам с Дальнего Востока? Как там с инвестиционными аукционами?

Второй этап инвестиционных квот состоится, но суда построены в отведенные законом сроки не будут.

- А что с судами по первой программе?

Катастрофическая ситуация. Вопрос уже не в том, когда они будут построены, а будут ли они построены вообще. И у заказчиков серьезные претензии к качеству строительства. У меня, например, задержка строительства судна на четыре года, хотя я еще тогда оплатил 100% стоимости судна и импортного оборудования. Сейчас верфи ссылаются на санкции и непоставку импорта, но это не аргумент. Все оборудование давным-давно должно быть завезено.

- Это еще повезло, а есть суда с низким процентом комплектация импортным оборудованием. Что с ними?

Не знаю, что с ними будет. Но и суда по второму этапу инвестиционных квот через 5 лет построены не будут.

- Возможен ли третий этап, с непостроенными судами по первому и второму этапам? Северный рыболовный бассейн может попасть под третью волну строительства?

Возможно все, что угодно. Но наша судостроительная отрасль строить современные рыбодобывающие суда не в состоянии. Есть люди, которые считают, что надо продолжать строительство. Посмотрим, кто будет прав.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Как должен называться современный Волгоград в будущем?
Россия и Китай:
55.2% Прагматичные партнёры
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть