Не успел госсекретарь США Энтони Блинкен отменить свой визит в КНР, как американская сторона принялась оправдываться за этот шаг и «свистать наверх» всех сателлитов в поисках их морально-политической поддержки. Как помним, настоящей причиной отмены визита послужил, во-первых, комплекс противоречий между США и Китаем, который Вашингтон все последние дни изо всех сил подогревал. Иначе не объяснить, например, объявления спикером Палаты представителей Кевином Маккарти о планах посещения Тайваня; в канун переговоров трудно было придумать что-то более «отравляющее» для китайско-американских отношений. Во-вторых, Пекин в последнее время подвергается сильному нажиму США с требованиями занять антироссийскую позицию в украинском конфликте, но Вашингтон всякий раз получает от ворот поворот. В-третьих, ряд жестких антикитайских заявлений на предыдущей неделе прозвучал из уст генсека НАТО Йенса Столтенерга в ходе посещения им Сеула и Токио. Оно конечно Столтенберг – норвежец, но Североатлантический альянс сидит в кармане у США, поэтому и транслирует во внешнюю среду то, что продиктовано из Вашингтона. В-четвертых, 1 и 3 февраля вблизи Южной Кореи над Желтым морем прошли очередные совместные учения ВВС США и сеульского режима. «Мир, сотрудничество, стабильность и процветание в АТР – результат общих усилий стран региона, а менталитет времен холодной войны и блоковая конфронтация здесь не приветствуются», – так прокомментировала американские действия официальный представитель МИД КНР Мао Нин, подчеркнув, что НАТО разрушила европейскую систему безопасности и теперь принимается за то же самое и в АТР.
Получилось, что американская сторона, попытавшись перед поездкой Блинкена «продавить» Китай на предмет уступок по «широкому» кругу вопросов натовской повестки, оконфузилась. И поняв, что ничего не светит, стала искать способ ее отменить. Повод подвернулся сам собой: китайский метеорологический зонд, который утратив управление, оказался в воздушном пространстве США. И на несколько дней «сделался» едва ли не центром всей мировой информационной повестки. В показной «триллер» с воздушным шаром деятельно включился и Пентагон, говорящая голова которого генерал Райлер с умным и серьезным видом разъяснял журналистам про «не утраченную способность зонда к маневрам», что явно было рассчитано на дискредитацию Пекина, который давно уже проинформировал Вашингтон о причинах происшествия. Напомним, что в МИД КНР с самого начала выразили сожаление этой «нештатной» ситуацией и предложили властям США постоянный контакт для ее урегулирования.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Читайте также: Хорошая мина и плохая игра. Почему Блинкен не поехал в Пекин?
Бурную «оправдательную» активность развил и сам Блинкен. Позвонил экс-министру иностранных дел Китая Ван И, назначенному недавно на партийное руководство международными делами в ЦК КПК. И рассказал ему, что «инцидент с метеозондом КНР является нарушением суверенитета США». Заметим здесь, что госсекретарь поступил не вполне по протоколу и почему-то не стал звонить новому главе МИД КНР Цинь Гану, с которым хорошо знаком еще по работе нынешнего министра послом в США. Зато очень кстати в Вашингтоне подвернулся глава МИД Южной Кореи Пак Чин, прибывший в американскую столицу на переговоры с Блинкеном. С трибуны совместной пресс-конференции по окончании переговоров, шеф Госдепа сделал ряд заявлений. Смысл сказанного сводился к тому, что ситуация с аэростатом-де «подорвала возможность построения фундамента отношений Вашингтона и Пекина». «Могу только представить, как бы отреагировал Китай, будь они с другой стороны», – патетически заломил он руки для вящей убедительности.
Гость, однако, повел себя осторожнее хозяина встречи. Сосредоточив основное внимание на обсуждаемых перспективах государственного визита в США президента Юн Сок Ёля, который ожидается до середины года, Пак Чин также затронул тему строительства в Восточной Азии тройственной системы безопасности Вашингтон – Сеул – Токио. Подыграв Блинкену, он также уделил внимание вопросам совместно с Вашингтоном обороны от КНДР. «Республика Корея и США продолжат тесное сотрудничество ради достижения полноценного мира на Корейском полуострове. Мы привержены укреплению расширенного сдерживания при одновременном поддержании крепкой обороны», – отметил главный южнокорейский дипломат, дав понять, что учения, подобные прошедшим в начале февраля, будут продолжены. Вместе с тем, Пак Чин не стал присоединяться к американскому «соло» в нападках на Китай и, ограничившись предложением Пекину «объяснить инцидент», призвал Блинкена к продолжению диалога с Китаем и к совершению все-таки отмененного визита.
Очевидно, не дождавшись массовой международной поддержки, на которую рассчитывали, в Вашингтоне решили выжать максимум из выгодной, по их мнению, ситуации, уничтожив зонд как только он достиг атлантического побережья и оказался над океанской акваторией. «Китайская сторона выражает свое сильное недовольство и протест против применения США силы для нападения на гражданский беспилотный аэростат», – так отреагировали на эти действия в Пекине, видимо, осознав, что для США этот инцидент – подарок, и настоящей задачей Вашингтона является по максимуму его использовать для подрыва отношений. Почерк нам в России очень знакомый еще по завершающему периоду Холодной войны, когда в 80-е годы произошли сразу три эпизода с несанкционированным заходом в советское воздушное пространство. И отнюдь не беспилотных зондов, а пассажирских самолетов, в которых на карту были поставлены жизнь и здоровье десятков и сотен людей. В одном случае, как помним, это нарушение завершилось в центре Москвы, однако не стало поводом к ликвидации нарушителя. Трудно представить, что Матиас Руст и два южнокорейских «Боинга» – на Дальнем Востоке и на севере ЕТР – решились на эти акции без участия спецслужб, которые и в Сеуле, и в ФРГ, находятся под полным контролем и колпаком у американцев.
Ранее на ИА REX: Китаю надо как можно скорее открывать второй фронт против США
Есть и еще один мотив, который побудил США повести себя в эти дни с Китаем именно так, как они поступили. Этот мотив – пресловутая «американская исключительность», сформулированная еще Бараком Обамой и с тех пор беспардонно навязываемая всему миру, включая союзников. Крайнее недовольство Вашингтона китайской самостоятельностью во всех основных вопросах мировой политики уже даже не скрывается, так что эскалация международной напряженности в ближайшее время скорее всего станет реальностью на только в Восточной Европе, но и на Дальнем Востоке, где ускоренными темпами формируется свой ТВД. Пока – латентный, но это только пока.
Комментарии читателей (0):