Сергей Сибиряков: Системный подход к избирательным кампаниям в местные органы власти

24 сентября 2010  12:51 Отправить по email
Печать

31 октября украинцам предстоит в очередной раз проголосовать за кандидатов в депутаты местных советов и за председателей городских и сельских администраций. Предстоящая избирательная кампания будет самой короткой за последнее время, а потому участникам предвыборной гонки бессмысленно организовывать многоходовые комбинации, планировать участие в многочисленных шоу на телеканалах и устраивать состязания билбордов. Для достижения победы в столь краткосрочной борьбе за депутатские мандаты кандидатам и политическим партиям было бы полезно использовать системный подход для анализа и выработки собственных методов решения местных проблем.

Проблемы области, района, города, поселка, села вполне могут рассматриваться как система, созданная и функционирующая в соответствии с определенными целями, среди которых можно выделить главные (определяющие) и сопутствующие (ограничительные). А системы делятся на два больших класса – суммативные и целостные. Целостная система представляет собой совокупность элементов, взаимодействие которых приводит к возникновению у системы новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее элементам. Суммативные системы либо не имеют интегративных свойств, либо эти свойства проявляются слабо.

Представление совокупности проблем определенной местности в виде системы и выделение для анализа ее структуры, облегчает математическое моделирование и прогнозирование действительности.

В основе системного подхода лежат коммуникационный, исторический, интеграционный, информационный и структурный принципы.

Коммуникационный принцип важное значение придает изучению коммуникаций в системе. Коммуникации выражаются в вещественном, энергетическом и информационном обмене между компонентами целого, вытекающем, прежде всего, из внутренней природы этих компонентов и являющемся той силой, которая объединяет их в единое целостное образование.

Исторический принцип основывается на рассмотрении системы в процессе ее развития. Анализ истории системы позволяет понять ее сегодняшнее состояние, вскрыть объективные и субъективные тенденции ее развития и активно применять их для воздействия на систему с целью получения системного эффекта (синергизма).

Интеграционный принцип требует рассмотрения любой системы как части (подсистемы) более широкой системы. Особое внимание следует уделить оценке способности системы целесообразно и своевременно реагировать на внешние возмущающие воздействия, то есть на управляемость системы.

Информационный принцип предполагает, что информация не просто сгущается (концентрируется) в центрах управления, а становится все более интегрированной, претерпевает качественные изменения.

Структурный принцип требует, чтобы упор делался на анализ внутренних связей объекта, при этом он рассматривается как целостное образование, состоящее из элементов, тесным образом связанных между собой. Исследование системы предполагает изучение ее структуры.

Четкое, максимально формализованное представление структуры объекта, выделение элементов, а также существующих между ними связей и зависимостей, является необходимым условием реализации системного подхода.

Системный подход, предполагающий комплексный гармоничный учет перечисленных принципов, позволяет предвидеть будущее и принимать решения исходя из настоящего и с учетом будущего, что является залогом успеха реализации любых сложных системных проектов.

Четкое выявление конечных целей позволяет грамотно построить дерево целей, определяющее спектр задач, выполнение которых обеспечивает достижение каждой из целей дерева. Ну, а в итоге – определить конкретные алгоритмы решения местных проблем. Если вы хотите стать депутатом или мэром, уже сейчас вам необходимо взглянуть на проблемы как лицу, уже имеющему власть, и начать разрабатывать план действий.

Поясним применение вышеизложенных принципов системного подхода на конкретной теме спецпроектов развития территорий.

Необходимо, чтобы у кандидатов в депутаты в органы местной власти был хотя бы один стратегический проект, учитывающий интересы всей общины. Основываться он должен на наиболее ценных, уникальных ресурсах района. Поскольку эти ресурсы стратегически важны для развития данной территории, они не могут принадлежать кому-то одному или даже группе лиц. В мировой практике, кстати, существует даже понятие «стратегический ресурс» это объекты и ценности, приватизировать которые нельзя ни в коем случае.

Даже либерализация экономик по всему миру не отменяет этого правила и частные компании не имеют права пользоваться им или включать его в свою производственную деятельность. Это означает, что права собственности, а, следовательно, и право управления «стратегическими ресурсами» принадлежат всему народу (его представителям). Эти ресурсы должны принадлежать и использоваться всей общиной, а ответственность за управление такими ресурсами целиком лежит на уполномоченных представителях общины. Такого рода проекты называются специальными проектами развития территории.

Спецпроекты развития территории. Стратегические ресурсы – это ресурсы, которые обеспечивают стратегический проект развития территории (региона, государства, города или района). То есть они служат на благо всей общины. Каждый гражданин должен получать прибыль в той или иной форме от того, что община этими ресурсами обладает.

Но ресурсы сами по себе не дают какой-либо прибыли. Для того, чтобы ее создать, они должны быть включены в какую-то экономическую деятельность. Специальный проект развития территории и есть проект такой деятельности. Он должен служить локомотивом для развития всей территории.

Задача кандидата в депутаты и кандидата мэры, как представителя общины – обеспечить комплексное планирование и организацию деятельности. Функция кандидата в депутаты (мэры) похожа на функцию продюсера при создании кино. Сценарий пишет сценарист, кино снимает режиссер, играют актеры, деньги вкладывает инвестор, но ключевая позиция все равно остается за продюсером. Потому что он является носителем проекта. Именно продюсер связывает всех действующих лиц, он распределяет роли, выдает принципиальные задания. И поэтому большую часть прибыли от этого проекта получает именно он.

Алгоритм действий по созданию спецпроекта развития территории.

1. Выявление опорного фактора развития.

Из списка проектов необходимо выбрать такой, который может создать поток. Будет ли это поток людей, товаров или сырья – неважно; важно, что, в конечном счете, это приведет к финансовому потоку. Туристический бизнес, центры логистики, крупнейшие образовательные центры тянут за собой развитие инфраструктуры, приток капитала, повышение имиджа города или района.

Возможно, эти ресурсы уже включены в чей-то проект. Наличие прибыльного и перспективного проекта на данной территории не означает, что он существует в интересах всей общины. Следует найти основную точку прибыли, кто присваивает прибыль, обозначить эксплуатацию достояний общины конкретными лицами.

2. Тщательная проработка проекта.

Необходимо просчитать возможности дальнейшего развития: какие виды деятельности потянет за собой основной бизнес? Например, привлечение туристов повлечет за собой развитие ресторанного бизнеса. А создание крупной оптовой торговой базы приведет к строительству заправок.

Проработка юридических вопросов, связанных с собственностью. Необходимо выяснить, кому принадлежат ресурсы. Стоит проконсультироваться с юристами, можно ли сделать эти ресурсы коммунальными. Это позволит максимизировать выгоды общины от реализации проекта.

Необходимо написать развернутый бизнес-план проекта. Это довольно сложная работа. Если опыта разработки бизнес-планов нет – лучше обратиться к специалистам. Но частным консалтинговым компаниям, которые оказывают такие услуги, надо четко поставить задачу: проект должен, в первую очередь, учитывать интересы общины. И за этим надо тщательно следить. Ведь они, как правило, разрабатывают бизнес-планы для частных структур.

3. Подготовка презентации проекта.

Любой проект следует оформлять в форме презентации PowerPoint. В данном случае нужно два варианта презентации – для представителей бизнеса и для общины. И та, и другая должна содержать краткое описание проекта, этапы и сроки его реализации, расчеты сбыта. Презентация для бизнеса нужна для поставщиков, партнеров, инвесторов и др. Она должна включать также информацию о форме собственности и ответственных лицах, структурах и т.д. при заключении договоров.

Презентация для общины, в первую очередь, должна включать ее выгоды. Просто и ясно должно быть расписано, какие группы населения и в чем выиграют от реализации этого проекта.

Эта же информация должна быть представлена и на бумаге, в виде красочного буклета.

4. Рекрутинг менеджера проекта.

Для оперативного управления нужен наемный менеджер проекта. В принципе, им может быть и сотрудник администрации или мэрии. Главное, что у него должен быть опыт реализации таких проектов. Заработная плата его обязательно должна быть «привязана» к результативности предприятия. Только в этом случае он лично будет заинтересован в реализации проекта. В начале каждого этапа следует составлять план работ. Это нужно и для того, чтобы менеджер четко понимал, что он должен делать, и для того, чтобы контролировать ход реализации проекта.

5. Финансирование проекта.

Привлечение бюджетных средств (специальные программы, договор о защите субвенций). Искать инвестора лучше для реализации не всего проекта, а лишь его части.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть