Кадры — главная проблема цифровизации АПК

22 декабря 2025  16:30 Отправить по email
Печать

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для ИА REX

Вопросы внедрения цифровых технологий в разных сферах и отраслях рассматриваются в нескольких национальных проектах, в том числе в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Его целью является цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы за счёт обеспечения кибербезопасности, бесперебойного доступа к Интернету, подготовки квалифицированных кадров для ИТ-отрасли, цифрового государственного управления, развития отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта.

Цифровая трансформация сельского хозяйства становится стратегической задачей в свете новых вызовов и возможностей, определённых государственной повесткой. Она охватывает всю цепочку создания стоимости товаров, работ и услуг, и предполагается, что обеспечит увеличение производства высококачественной и уникальной продукции, а также формирование эффективных каналов её сбыта, в том числе посредством развития онлайн-торговли. Однако цифровизация усложняется высокой стоимостью решений для малого бизнеса, низким уровнем их адаптации под конкретные задачи, критической нехваткой квалифицированных кадров с соответствующими компетенциями.

Распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2023 года № 3309-р был утверждён документ, определяющий стратегическое направление цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года.

Он разработан в контексте национальных целей развития, обозначенных указами Президента РФ, и опирается на ряд ключевых нормативных актов. Главной целью стратегии является обеспечение долгосрочного устойчивого развития с использованием цифровых решений, что предполагает не только автоматизацию и оптимизацию текущих процессов, но и трансформацию подходов к управлению отраслью, повышая её адаптивность к вызовам многополярного мира.

Одним из центральных аспектов стратегического направления является достижение «цифровой зрелости». Этот термин охватывает внедрение цифровых решений во все сферы деятельности — от государственного управления до сельскохозяйственного производства — с использованием искусственного интеллекта, больших данных и других технологий.

Цифровая трансформация направлена на решение ряда задач:

1. Повышение производительности труда и оптимизация затрат — цифровые решения позволяют лучше управлять ресурсами, автоматизировать рутинные процессы и снижать издержки;

2. Обеспечение продовольственной безопасности — за счёт применения технологий прогнозирования и мониторинга обеспечивается устойчивое производство продукции;

3.Сокращение цифрового неравенства — особое внимание уделено созданию равных возможностей для всех участников рынка, включая малые и средние хозяйства;

4. Технологическая независимость — стимулируется внедрение отечественных решений, чтобы минимизировать зависимость от импортного программного обеспечения.

Ключевые направления трансформации

Единая цифровая платформа. Создание платформы, которая объединит данные о сельскохозяйственных угодьях, производственных мощностях и поставках из всех федеральных государственных информационных систем Минсельхоза России. Это решение позволит повысить прозрачность отрасли и упростить доступ к внесению и получению отраслевой информации для всех участников — от фермеров до регуляторов;

Внедрение искусственного интеллекта. Использование алгоритмов для прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур, управления цепочками поставок, автоматического распознавания состояния и использования почв сельскохозяйственных земель, здоровья и продуктивности сельскохозяйственных животных;

Обучение и развитие компетенций. Ежегодное повышение квалификации работников отрасли, в том числе через программы, посвящённые цифровым технологиям. Это позволит подготовить специалистов для работы в условиях цифровой экономики;

Мониторинг и аналитика. Внедрение инструментов анализа больших данных для прогнозирования рисков, моделирования природных условий и управления климатическими факторами;

Информационная безопасность. Повышенное внимание уделено защите данных. Планируется создание отраслевого центра обработки данных для предотвращения утечек информации.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение производительности сельского хозяйства на 20-30%;

2. Достижение высокого уровня цифровой зрелости в большинстве регионов;

3. Рост технологической независимости и минимизация зависимости от импортных компонентов;

4. Увеличение доли государственных услуг в электронном виде до 95%;

5. Создание цифровых профилей для 80% сельхозугодий и животных, что улучшит учёт и планирование ресурсов.

Источниками финансирования являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию ведомственной программы цифровой трансформации Минсельхоза России очередной финансовый год и плановый период и, аналогично, ведомственной программы цифровой трансформации Федерального агентства по рыболовству.

Финансовое обеспечение ежегодно корректируется в ходе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также иных решений Правительства РФ.

Для справки:

В Федеральном законе от 30 ноября 2025 №419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» на реализацию ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» на 2025 год предусмотрено около 135 млн рублей. В Федеральном законе от 28 ноября 2025 № 426-ФЗ «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» на 2026 год предусмотрено 90 млн рублей, на 2027 столько же.

Для достижения национальных целей развития в текущем году началась реализация национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В его состав вошли пять федеральных проектов, направленных на развитие селекции и генетики, биотехнологий, производства ветеринарных препаратов, сельхозтехники и оборудования, а также кадрового обеспечения отрасли.

Сегодня ключевые задачи АПК — это повышение производительности отрасли и сохранение доступности продовольствия на внутреннем рынке. Этого можно добиться только за счёт широкого внедрения передовых технологий. Цифровые инструменты позволяют и должны обеспечить снижение себестоимости продукции и повышать эффективность агропроизводства, минимизировать рутинные операции и закрывать кадровый дефицит, снижать риски агробизнеса, связанные с климатическими, биологическими и экономическими изменениями.

Например, современные методы селекции позволяют в разы ускорить создание новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, устойчивых к погодным катаклизмам, болезням и вредителям.

В животноводстве для создания высокопродуктивного поголовья развиваются вспомогательные репродуктивные технологии, такие как эмбриотрансфер. А ИИ помогает оценивать состояние животных и предупреждать заболевания.

В Российском государственном аграрном университете — МСХА им. К. А. Тимирязева в рамках программы «Приоритет-2030» разрабатывается технология ранней диагностики хромоты крупного рогатого скота с помощью машинного зрения. Это решение — первый шаг к созданию системы комплексной экстерьерной оценки крупного рогатого скота.

Один из примеров использования цифровых решений в секторе биотехнологий — проект компании «Зелёные линии», которая использует математические алгоритмы и ИИ для создания заквасочных культур. Также в этом сегменте применяется целый комплекс инструментов для ускорения создания штаммов-суперпродуцентов и ветпрепаратов.

В настоящее время наблюдается активное внедрение сквозных технологий и управленческих решений, в том числе государственных платформ, расширение цифровых компетенций.

Федеральная государственная информационная система «Зерно» (ФГИС «Зерно») — государственная информационная система, созданная для обеспечения прослеживаемости партий зерна и продуктов его переработки. Система реализует принципы цифровой трансформации в зерновой отрасли и направлена на повышение прозрачности процессов производства, транспортировки, хранения и продажи зерна.

Цели системы: автоматизация процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации, связанной с производством, перевозкой, хранением и обработкой, реализацией, ввозом, вывозом, утилизацией зерна и продуктов его переработки, позволяет государству иметь оперативные, актуальные и полные данные обо всех необходимых показателях рынка зерна и продуктов его переработки, в том числе для принятия государством своевременных и целесообразных управленческих решений, а также совершенствования механизма предоставления мер государственной поддержки.

Единая федеральная государственная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (ЕФГИС ЗСН), — это ключевой инструмент для управления земельными ресурсами в агропромышленном комплексе России. Система была разработана для обеспечения потребителей достоверными и актуальными сведениями о землях сельскохозяйственного назначения (далее — ЗСН), включая данные об их местоположении, состоянии, плодородии и использовании (рис. 1).

На текущий момент функционал ЕФГИС ЗСН охватывает широкий круг вопросов: учёт земельных ресурсов (их площадь, местоположение, владельцев и пользователей, экологические и производственные характеристики земель), мониторинговые параметры плодородия (оценка состояния почв, уровень их деградации, мелиорация), географическая привязка данных на уровне отдельных полей, муниципальных образований или регионов, генерация отчётов о состоянии и использовании земель для органов власти и сельхозпроизводителей, интеграция с иными информационными системами для обеспечения комплексного подхода к управлению земельными ресурсами АПК.


Рис. 1. Результаты ЕФГИС ЗСН на 2025 год. Доклад директора Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России В.И. Леонова «Основные направления вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения» на Форуме «Достижение национальных целей Российской Федерации через реализацию стратегий отраслевого научно-технологического развития» 12.12.2025 (Москва).

АИС «Субсидии АПК» (Комплексная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчётности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчётов, мониторинга, учёта, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса) представляет собой специализированную государственную информационную систему, предназначенную для автоматизации процесса учёта, мониторинга, контроля и анализа предоставляемых субсидий в агропромышленном комплексе. Система разработана для повышения прозрачности распределения бюджетных средств и упрощения отчётности для всех участников субсидирования.

ФГИС УСМТ — государственная информационная система, предназначенная для учёта и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов, а также для предоставления данных о техническом состоянии машин и действительности удостоверений трактористов.

Система мониторинга продовольственной безопасности Российской Федерации (СМ ПБ) — федеральная государственная информационная система, разработанная для мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации. Система служит ключевым инструментом для анализа текущей и прогнозной продовольственной безопасности и разработки мер по обеспечению устойчивости в данной сфере.

Федеральная государственная информационно-аналитическая система племенных ресурсов (ФГИАС ПР) — специализированная государственная информационная платформа, предназначенная для учёта, анализа и обработки данных о племенных ресурсах в сельскохозяйственном животноводстве. Система направлена на создание единой цифровой среды для учёта племенных животных и племенных стад,племенных хозяйств, что способствует повышению эффективности племенной работы и увеличению продуктивности в отрасли.

Единая цифровая платформа сельского хозяйства Российской Федерации (ЕЦП СХ) — это масштабный проект, направленный на интеграцию всех участников информационного обмена в агропромышленной и рыбохозяйственной отраслях. Платформа разработана в рамках стратегического направления цифровой трансформации и станет основным инструментом для сбора, обработки и анализа данных, а также для обеспечения взаимодействия между государственными органами,бизнесом и участниками отраслей.

Следует отметить, что системы интегрируются между собой. Так, ФГИС «Зерно» интегрирована с другими государственными информационными системами Минсельхоза России, такими как ФГИС «Семеноводство» и ЕФГИС ЗСН, что позволяет создать комплексную информационную среду для АПК в области растениеводства. Также расширяются интеграции с системами Россельхознадзора («Аргус-Фито», «ВетИС» и др.) и информационными системами других министерств, служб и ведомств (Росстат, Ространснадзор, ФТС, ФНС и др.).

Планы стратегического направления развития представлены на рис. 2.


Рис. 2.Информационные цифровые системы Минсельхоза России.

Источник: доклад директора Департамента цифровизации и технологического развития Минсельхоза России Е. Н. Трошиной «Цифровая трансформация российского АПК» на заседании Подкомитета по эффективному вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитию мелиоративного комплекса Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам 18.11.2025.

Одна из ключевых задач в АПК на современном этапе –импортозамещение программного обеспечения и продвижение отечественных решений. Минсельхоз России занимается этим в тесном взаимодействии с Минцифры России. Однако в то же время главным в АПК остаётся человек. Успешная реализация цифровой трансформации во многом зависит от наличия квалифицированных кадров, способных работать с новыми технологиями.

На сегодняшний день АПК сталкивается с такими кадровыми проблемами как

  • дефицит специалистов, обладающих навыками работы с цифровыми технологиями;
  • недостаточный уровень подготовки выпускников профильных образовательных учреждений к работе в условиях цифровой экономики;
  • отток квалифицированных кадров из сельской местности в города.

Нехватка кадров особенно остро ощущается в следующих направлениях:

  • применение систем точного земледелия;
  • работа с Big Data и аналитическими платформами в АПК;
  • разработка и внедрение IT-решений для сельского хозяйства;
  • использование беспилотных технологий в аграрном секторе.

Согласно экспертным оценкам, спрос на специалистов новых профессий, обладающих цифровыми навыками, в сельском хозяйстве вырос втрое за последние 5 лет. Так, спрос на агробиотехнологов, обученных применять ИТ-технологии, в том числе, для повышения урожайности, мониторинга почв и сельскохозяйственных культур, внедрять программные платформы для управления фермой, ежегодно растёт на 15-20%, а более 80% выпускников с этой специальностью устраиваются работать по профессии.

Поэтому ещё одним приоритетным направлением развития АПК является подготовка кадров для АПК с цифровыми компетенциями. Сельское хозяйство России нуждается в кадрах новой формации, обладающих принципиально иными навыками и компетенциями, а также более высоким творческим потенциалом, чем предыдущее поколение.

Правительство РФ выделит около 1 млрд рублей в 2026 году на финансирование мероприятий по подготовке кадров для АПК. Общий объём средств, в рамках трёхлетней программы, составит порядка 5 млрд рублей. Об этом заявил председатель правительства Михаил Мишустин на заседании кабинета министров 18 декабря 2025 года.

Подготовлен ряд изменений, которые позволят улучшить обучение в средних профессиональных заведениях, ориентированных на подготовку кадров для отрасли АПК. С 2026 года средние профессиональные учебные заведения агроспециальностей смогут претендовать на гранты размером до 90% стоимости проекта развития. Средства можно будет направить на реконструкцию инфраструктуры, закупку современного оборудования, учебников и ПО. Не профинансированную государством часть (10%) колледж может привлечь от работодателей. Конкурсный отбор проведёт Минсельхоз России.

К тому же, премьер министр отметил и внимание правительства к жилищной поддержке преподавателей и учёных. Сотрудникам организаций, подведомственных Минсельхозу, Росрыболовству и Россельхознадзору будет предоставлена возможность приобрести или построить жильё при заключении трудового договора на 10 лет. По истечении этого срока жильё, как ожидается, можно будет выкупить в собственность со значительной скидкой.

Цель инициативы — модернизировать материально-техническую базу агроколледжей и повысить качество обучения по востребованным специальностям (ветеринария, сельское и лесное хозяйство, биотехнологии и др.), чтобы выпускники владели современными агротехнологиями. Отметим, что ранее стало известно, что число вакансий в АПК за год выросло на 135%, средняя зарплата достигла 72 000 рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
79.1% Да.
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть