2022 год для экономики России выдался очень неожиданным. Крутые повороты в общественной жизни грозили вызвать каскадное падение нашей хозяйственной системы. Однако этого не случилось. И в этом, как мы уже говорили, есть и доля правильных действий регуляторов, и доля везения.
На 2023 год экономисты, в массе, смотрят с тревогой. Сложности нарастают, а вот системные решения пока не сильно проглядываются.
В этой первой части прогноза на 2023 год давайте попробуем предположить и коротко описать основные угрозы для отечественной экономики на 2023 год. Следующая же часть будет посвящена возможностям 2023.
Первой и главной угрозой нам видится грядущий бюджетный кризис. Федеральный бюджет 2023 года уже собран с дефицитов в 3 трлн рублей. Несмотря на то, что это лишь около 2% российского ВВП, 3 трлн – это более 10% от бюджетных расходов. Которые вполне могут еще и вырасти, с учетом заявление нашего Президента, что ВПК в этом году получит все необходимые ресурсы, которые запросит.
Но главный риск, на наш взгляд в том, что в основу бюджета взят достаточно оптимистичный прогноз Минэкономразвития. В нем не учитывается ни ужесточение внешних рестрикций, ни вполне вероятное ухудшение внешнеторговой конъюнктуры. А цена нефти взята из расчета чуть более 70$ за баррель. При том, что сегодня она составляет всего около 50$. По сценариям Минфина сохранение такой цены в среднем по году будет стоить бюджету более 2 трлн рублей. И еще на большее значение сократит частный совокупный спрос в экономике. А смелое решение Президента не поставлять нефть и нефтепродукты странам, которые ввели потолок цен, вполне может стоить нам еще и физического снижения добычи и экспорта.
Даже уровень в 5 трлн делает дефицит бюджета не очень приличным. Сложно уж говорить, что будет, если эта сумма еще возрастет. А про региональные бюджеты сейчас вообще бессмысленно говорить.
Мы оцениваем риск бюджетного кризиса в стране в 65-70%. Это высокая вероятность. Что будет делать правительство в этих условиях? Повышать налоги? Проводить секвестр расходов? Полагаю, что наиболее вероятным будет включение печатного станка и эмиссия. Это, как видится, самое простое и наименее болезненное решение. Вообще, сложно припомнить случай, чтобы страна, ведущая войну, не проводила денежную эмиссию. Но окончательное решение будет за правительством и президентом. Посмотрим.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 26.05.23 Глава Минфина Силуанов предупредил о росте закредитованности регионов
- 08.02.23 Bloomberg: внутренние инвестиции спасли Россию от экономического кризиса
- 02.02.23 The New York Times: эмбарго на дизельное топливо из РФ ударит по самой Европе
- 23.01.23 Эксперт рассказала о новых возможностях для российских поставщиков СПГ
Второй наиболее значимой угрозой видится резкое ужесточение внешнеторговых условий. Это может произойти как в связи с действиями недружественных стран. Так и в силу объективных обстоятельств.
В мире разворачивается экономический кризис. Это видят все, кто смотрит достаточно внимательно. Наименьшие за многие годы показатели роста в экономике Китая. Крупнейшая американская торговая компания Amazon впервые в своей истории сокращает сразу 18 тысяч сотрудников. На многих рынках ощущается дефицит спроса.
И все это толкает цены на традиционные товары нашего экспорта вниз. Если не растет спрос, то и цены на сырье снижаются. И происходит это очень динамично, поскольку многие цены на многие товары нашего экспорта определяются на биржах.
В целом, мировой ли кризис, или ужесточение ограничений, но почти наверняка, конъюнктура торговли в этом году не будет нам так благоволить, как было в предыдущем. Последствием этого может стать, как уже обозначенный нами бюджетный кризис, так и спад спроса внутри российской экономики.
Мы знаем, что наша экспорто-ориентированная сырьевая экономическая модель опирается на два главных насоса спроса. Первый, это госсектор, включая бюджеты всех уровней и госкорпорации, а второй – это сырьевые экспортеры, которые зачастую создают целые кластеры экономики вокруг своего спроса.
Угроза ужесточения внешнеторговых условий может ударить сразу по обоим насосам спроса. И шок от такого удара вполне может разрушить саму экономическую систему. К добру ли это, или ко злу зависит от дальнейших обстоятельств.
Но я полагаю, что правительство, как и в 2022 году, будет держаться за текущую модель до последнего. Мы уверены, что текущая экономическая модель России погибнет. Скорее всего это произойдет уже в этом году. И уж почти наверняка к концу 2024 года. Что будет с этим делать правительство? Сложно сказать, поскольку, вероятнее всего в новых условиях потребуется уже новое правительство.
Ну, и третьей угрозой для всей российской социально-экономической системы является поражение в текущей войне. Как бы это не было названо: перемирие, сложные решения, компромиссы или что угодно. Если Россия не сможет добиться своих целей и ликвидировать плацдарм враждебных нам стран на родной Украине, то последствия для всех нас будут просто катастрофическими.
И если в первой половине года такой исход казался крайне маловероятным, то результаты начала осени 2022 озадачили всех нас. В некоторых моментах ряд экспертов вовсе задавались вопросом: «Где армия?».
К счастью, последние события позволяют нам говорить о том, что армия у нас все-таки есть. Однако, тревоги конца 2022 года пока не отступили.
Наши враги прямо и недвусмысленно говорят, что их целью является нанесение стратегического поражения России, лишение ее всяких потенциалов, а в последствии дезинтеграция страны. И враги будут идти по этому пути до конца. Ведь, например, для США на карту поставлено ни много, ни мало мировое господство. Им тоже проигрывать нельзя. И мы полагаем, что они сегодня просто убеждены в том, что победят.
Поэтому эта третья угроза – это угроза в целом нашей российской цивилизации, ну и экономике, разумеется, тоже. Если, не дай бог, наше общество увидит даже небольшие признаки грядущей катастрофы, это может вызвать экономическое цунами с каскадным обрушением целых секторов экономики.
Поэтому все мы, россияне, крайне заинтересованы, чтобы наша армия победила. И все цели были достигнуты.
Хотя, я уверен, что настоящая победа лежит не в военной, а именно в социально-экономической области. Но об этом поговорим, во второй части прогноза на 2023 год, посвященной возможностям.
Комментарии читателей (1):
Единственный разумный тезис автора - России необходимо переходить на качественно новую модель экономического развития. Давно необходимо и это вне зависимости от СВО, западных санкций и прочей подобной лабуды. Промедление в этом переходе несет России куда большие системные опасности по сравнению с ранее перечисленными.