Госдума в январе в первом чтении рассмотрит правительственный законопроект, направленный на защиту прав детей-сирот. Закон призван сократить число случаев вторичного сиротства.
На уровне закона предлагается закрепить социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ними лиц, а также социально-психологическое обследование детей-сирот.
Законопроектом предусмотрена обязательность прохождения подготовки близкими родственниками детей-сирот, желающими принять ребенка в свою семью на воспитание, а также опекунами (попечителями) на основании акта о предварительной опеке и попечительстве.
Отдельно оговаривается преимущественное право бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев и сестер, других родственников, отчима (мачехи) перед всеми другими лицами быть опекунами или попечителями при установлении предварительной опеки (попечительства).
Устанавливается требование об отсутствии судимости и уголовного преследования у лиц, проживающих совместно с желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также вводятся требования к состоянию жилых помещений опекунов и усыновителей.
В правительстве обратили внимание на то, что к обстоятельствам, послужившим причиной отмены решения о передаче ребенка в семью, относятся в том числе некачественная подготовка граждан, выразивших желание принять в семью на воспитание сирот, а также отсутствие мотивации у приемных семей к сопровождению и оказанию им помощи.
Так, по данным Росстата, ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях (в 2017 году - 4 757, в 2018 году - 5 207, в 2019 году - 5 304, в 2020 году - 4 779, в 2021 году - 5 157). Из них по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей отменено в 2017 году - 3 134 (66% от общего количества решений), в 2018 году - 3 490 (67% от общего количества решений), в 2019 году - 3 345 (63% от общего количества решений), в 2020 году - 2 834 (59% от общего количества решений), в 2021 году - 3 160 (61%).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 10.10.23 Прабабушки и прадедушки, воспитывающие недееспособных правнуков, смогут получать выплату к пенсии
- 13.07.23 Депутаты Госдумы хотят освободить близких родственников от бюрократии при усыновлении
- 06.03.23 В Калужской области за 10 лет в два раза снизилось число детей-сирот
- 09.01.23 В России денонсируют конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию
В этой связи прописывается осуществление "сопровождения" опекунов или попечителей сирот. Оказывать помощь приемным семьям будут органы опеки и попечительства.
Одновременно законопроектом предлагается ввести ограничения на число усыновленных детей. Так, предлагается установить возможность одномоментного усыновления только одного ребенка. Исключения сделаны для случаев усыновления братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов, или были усыновлены одним лицом или супругами, или воспитывались вместе в одной семье в период их нахождения под опекой (попечительством), или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе.
Аналогичный порядок предусматривается и при передаче детей под опеку (попечительство).
В правительстве такие ограничения объясняют особенностями адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в семье. В целом, с допускаемым исключением предлагаемое законопроектом ограничение числа передаваемых в семью на воспитание детей-сирот поддерживается 81 регионом России. Предполагается, что мера снизит риски возврата детей в детдома.
Что касается социально-психологического обследования, то оно, согласно статистическим данным, осуществляется во всех субъектах РФ, а сопровождение семей - в 83 регионах, кроме Ингушетии и Чечни. С принятием закона расходные обязательства на эти цели будут предусмотрены в бюджетах субъектов РФ. В соответствии с данными мониторингов, ежегодно детей-сирот на воспитание принимают около 30 тыс. семей, что потребует порядка 689 млн рублей.
В целом, по подсчетам правительства, реализация закона потребует более 803 млн рублей ежегодно.
Кроме того, законопроектом предлагается включить в число случаев, когда опекун и попечитель вправе заключить кредитный договор и договор займа от имени подопечного, а попечитель вправе давать согласие на заключение таких договоров, случай получения займа в целях обучения в школах, техникумах и вузах.
В случае поддержки закона, нормы вступят в силу в сентябре 2023 года.
По данным Минпросвещения, по итогам 2021 года в России общая численность детей-сирот составляла 390,9 тыс. человек, из них в семьях воспитывались 351,2 тыс. человек.
«Если ребенка возвращают в детский дом, он чувствует свое одиночество вдвойне. Есть ситуации, когда от детей отказываются несколько раз, и в жизни ребенка это просто катастрофа… Законопроект нужно принимать», - заявила член комитета Госдумы по труду и социальной политике Светлана Бессараб («Единая Россия»).
Комментарии читателей (0):