До старта президентской гонки губернаторов ждёт серия отставок

Директор по аналитическим проектам АПЭК о губернаторских ротациях-2023 и подготовке к президентской кампании.
31 декабря 2022  09:28 Отправить по email
Печать

Обсуждая перспективы перестановок в губернаторском корпусе, стоит учитывать, что выборы глав регионов в 2023 году пройдут незадолго до официального старта президентской гонки-2024. Единый день голосования, как известно, в сентябре, а о своей позиции по поводу выдвижения на президентских выборах Владимир Путин, как и накануне кампании-2018, возможно, заявит в последний момент – то есть, в ноябре-начале декабря 2023 года. В этих условиях дополнительные риски могут появиться у наиболее уязвимых губернаторов, руководящих электорально значимыми регионами (прежде всего, с населением более 1 млн. человек), где обычно наблюдается достаточно высокий уровень протестного голосования.

Но есть и дополнительный фактор – президентская кампания будет проходить в холодное время года, а в это время выше резонанс вокруг коммунальных аварий, прежде всего, в тех северных и сибирских регионах, которые чаще оказываются в сфере внимания федеральной прессы. Стоит помнить, что такие аварии могут приобретать общенациональный резонанс – среди примеров последних месяцев на постсоветском пространстве отметим прорыв канализации в конце октября в Волгограде, но также – аварию на ТЭЦ в казахстанском Экибастузе, которая произошла вскоре после завершения президентской кампании в этой стране (а, как показывает опыт, в течение как минимум нескольких недель после дня голосования общественность продолжает жить, во многом, «в предвыборном режиме», острее реагируя на проблемные информационные поводы). Центру будет важно, чтобы губернаторы, которые останутся на своих должностях к 2024 году, были способны оперативно разобраться с последствиями подобных аварий, либо, по крайней мере, успокоить общественное мнение и восприниматься в качестве руководителей, которые могут решить такие проблемы самостоятельно, с минимальной необходимостью федерального вмешательства.

Через призму этих факторов стоит посмотреть на позиции губернаторов, которых пресса чаще всего называет наиболее уязвимыми в свете предстоящих ротаций среди глав регионов.

Можно согласиться с мнением многих экспертов, что высокой остается вероятность отставки в 2023 году главы Хакасии Валентина Коновалова. Среди прочего, в контексте президентской кампании значение региона ограничено (на 1 июля 2022 года там было зарегистрировано 395 173 избирателя). Однако регион довольно часто попадает в поле зрения федеральных СМИ, в том числе, в связи с проблемами в сфере ЖКХ в холодное время года (в частности, можно вспомнить произошедшую в конце ноября 2022 года аварию в Абакане, в результате которой без отопления осталось около 70 000 человек). При этом наличие в губернаторском корпусе представителей оппозиции, уже оказывавшихся в эпицентре критики (Коновалов, как известно, состоит в КПРФ), имело бы значение для Центра в условиях высококонкурентной президентской гонки (наподобие выборов 1996 года). В ситуации же, когда, скорее всего, повториться сценарий президентской кампании с основным кандидатом и его соперниками, претендующими, в большей степени, на нишевую поддержку, избиратель скорее будет проецировать проблемные информационные поводы регионального уровня на систему власти в целом. С учетом этого фактора, у Центра появляются дополнительные аргументы в пользу замены главы Хакасии.

С перспективами другого представителя КПРФ, орловского губернатора Андрея Клычкова, которого пресса также, как правило, упоминает в списках потенциальных отставников, не все так просто. К слову, некоторые называют его возможным сменщиком Владимира Ивановского, в ноябре 2021 года ставшего заместителем губернатора в правительстве Орловской области, а в декабре 2022 года получившего статус первого заместителя. Версия имеет право на жизнь, но стоит учитывать, что подобные предположения о «назначениях на вырост» очень часто не оправдываются или соответствующий управленец, в итоге, назначается на пост врио губернатора в другом регионе. Вспомним, что в свое время некоторые эксперты примерно по тому же принципу называли потенциальным претендентом на пост главы Орловской области Игоря Тинькова, в течение примерно 1,5 лет работавшего заместителем губернатора в региональном Правительстве, но, в конечном счете, покинувшего этот пост осенью 2021 года.

Положение Андрея Клычкова действительно уязвимо, но есть факторы, которые могут способствовать сохранению за ним губернаторского поста. В частности, Орловская область, все же, не из самых многонаселенных – на 1 июля 2022 года здесь было 606 608 избирателей. При этом интерес к ситуации в регионе на федеральном уровне чаще проявляет экспертное сообщество, а вот крупные СМИ (включая федеральные телеканалы) проявляют внимание к проблемным сюжетам из региона реже. В итоге, нельзя исключать выдвижения действующего орловского губернатора на второй срок.

Фактор приближения президентской кампании дополнительно усиливает риски для главы Красноярского края Александра Усса, возглавляющего электорально значимый (2042 886 избирателей на 1 июля 2022 года) регион с протестным потенциалом и при этом находящегося в центре интенсивных информационных атак. Можно вспомнить, что в ходе предыдущей президентской кампании Владимир Путин в начале марта 2018 года посещал Красноярск. Скорее всего, регион войдет в программу предвыборных поездок основного кандидата и в 2024 году, в том числе, с обращением к теме экологических проблем индустриальных регионов. В этих условиях, Кремлю в рамках президентской гонки, вполне вероятно, проще будет иметь дело с новым главой региона.

В целом, одним из проблем для Центра может становиться более быстрое «сгорание» «эффекта новизны» врио губернаторов, чем это наблюдалось еще несколько лет назад (в частности, заметная часть общественности на местах начинает с большей долей скепсиса подходить к оценке инициатив и заявлений врио уже на первых этапах их работы). Это может происходить, в том числе, в условиях более частых ротаций в губернаторском корпусе. Такая тенденция может подтолкнуть федеральные власти к сохранению курса на относительно позднее проведение ротаций (то есть, не зимой, а в конце весны), как минимум, в части регионов.

Для уязвимых губернаторов, чьи полномочия истекают в 2024-2025 году (как правило, из их числа пресса чаще всего называет в качестве потенциальных отставников главу Коми Владимира Уйбу, руководителя Оренбургской области Дениса Паслера, главу Калмыкии Бату Хасикова) вероятность замены может возрасти осенью 2023 года – в этом случае их преемники могли бы освоиться в данных регионах ближе к официальному старту президентской гонки, при этом, еще не растеряв до конца «эффекта новизны». В контексте приближения президентской кампании, выше уязвимость Дениса Паслера (с учетом электорального значения возглавляемого им региона и внимания к этой территории крупных уральских СМИ, в том числе, имеющих федеральную аудиторию), а также Владимира Уйбы (с учетом особого значения «северной повестки», о чем говорилось выше). А вот для Бату Хасикова, возможно, многое будет зависеть от того, насколько получиться минимизировать скандалы и внутриэлитные конфликты в период кампании по выборам в Народный Хурал, запланированным на сентябрь 2023 года.

Также нельзя полностью исключать, что в последние месяцы 2023-начале 2024 года вполне могут произойти перестановки в правительстве. Вспомним, что правительства Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова в свое время ушли в отставку не после, а до президентских выборов (в феврале 2004-го и сентябре 2007 года соответственно), да и правительство Дмитрия Медведева в январе 2020 года ушло после инициирования президентом конституционных поправок и подготовки к общероссийскому голосованию по данному вопросу (которое, как известно изначально было анонсировано на 22 апреля 2020 года). Подчеркнем, что речь не обязательно будет идти о смене премьера, но замена отдельных членов правительства в этот период, чтобы подчеркнуть курс на обновление системы власти, вполне возможен. Это, в свою очередь, может предполагать переход отдельных глав регионов на министерствие должности или на посты полпредов, и, возможно, обратный процесс – назначение покидающих правительство чиновников на должности врио губернаторов. То есть, осенью 2023 года нельзя исключать пакетных перестановок, которые могут затронуть и губернаторский корпус. Причем, как показывает опыт, руководителями федеральных ведомств становятся не обязательно только бывшие главы регионов-«экономических локомотивов», так что на подобные должности (как и на посты полпредов в федеральных округах) могут перейти и некоторые из губернаторов более проблемных территорий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть