Внешняя политика Индонезии: становление новой силы
Активная роль Индонезии в международных отношениях началась с момента основания нации. Даже в преамбуле Конституции 1945 года ясно сказано, что Индонезия полна решимости участвовать в осуществлении мирового порядка.
Индонезия в международных отношениях опирается на принцип «свободной и активной» внешней политики. «Свободная политика» означает, что Индонезия может самостоятельно определять свои взгляды по различным международным вопросам. «Активная политика» обозначает борьбу за мир, свободу, независимость и справедливость во всем мире. Другими словами, концепция «свободной и активной» внешней политики означает, что индонезийская нация не принимает сторону силы и не остается «пассивной» в международных событиях.
Что касается внешней политики Индонезии, то она изложена в четвертом абзаце преамбулы Конституции 1945 года. В разделе говорится, что Индонезия участвует «в осуществлении мирового порядка, основанного на свободе, прочном мире и социальной справедливости». Это заявление показывает, что у Индонезии есть свой стиль в проведении внешней политики. Так основным принципом страны в осуществлении международных отношений становится: мир во всем мире. Внешняя политика Индонезии направлена на поиск симпатии и хороших отношений с развитыми странами и странами третьего мира.
Индонезия – это одна из стран, которая отправляет специальные войска под названием Garuda Indonesia в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) для участия в установлении мира во всём мире. Индонезийские военные были отправлены на Ближний Восток, в частности, в Израиль, Египет, а также в Конго, Камбоджу, Югославию и ряд других стран, переживавших конфликт.
Государство присоединилось к Движению неприсоединения, которое пыталось разрядить мировую напряженность и установить мир во всем мире, которому в то время (1960-е годы) угрожала холодная война между Западным и Восточным блоками.
«Middle power»: Индонезия между силами Китая и США
Индонезия располагается в регионе Юго-Восточная Азия, на который влияют две основные геополитические инициативы, а именно инициатива Китая «Один пояс, один путь» и инициатива США, Японии, Индии и Австралии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион». Китай и США ведут борьбу за влияние на страны Юго-Восточной Азии, включая Индонезию, которая является фактическим лидером Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Положение Индонезии как средней державы («middle power») направлено на то, чтобы приспособиться к геополитическим стратегиям этих крупных держав.
Во время президентской кампании в 2014 году Джоко Видодо, действующий глава государства, объяснил, что в понимании страны означает «средняя держава». Индонезия может решить, участвовать или нет в проблемной ситуации как на региональном, так и на глобальном уровне. Индонезия использует инициативы Китая и США для достижения собственных интересов. Это соответствует трем основным пунктам «средней державы», первый из которых представляет собой иерархический подход, который фокусируется на материальных возможностях страны. Второй подход – функциональный, когда материальные возможности страны используются для участия в международных процессах. Третий подход — поведенческий, при котором «средние державы» склонны вести себя как международные акторы, поддерживающие многосторонность, международный порядок и которые становятся посредниками в спорах. Таким образом, «средние державы» не могут развиваться в одиночку.
Индонезия подписала 23 меморандума о взаимопонимании с Китаем для сотрудничества в инфраструктурных проектах. Это связано с тем, что Индонезия с ее стратегическим положением может поддержать стремление Китая создать торговые пути в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Индонезия использует инициативу Китая для разработки собственной концепции «Индонезия - мировая морская ось». С точки зрения взаимодействия Индонезии с США в рамках инициативы «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион», повестка дня не так сильна, как у Китая. Отношения Индонезии в рамках свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона можно увидеть в сотрудничестве Индонезии с четырьмя странами, США, Японией, Индией и Австралией.
В рамках концепции «Один пояс, один путь» Индонезия использует существующие ресурсы, чтобы иметь возможность сотрудничать с Китаем, особенно в секторе инфраструктуры. Индонезии не обязательно полностью взаимодействует с Китаем во всех областях. Чтобы максимизировать потенциал и минимизировать риски, сотрудничество ограничивается только взаимодействием в рамках B2B («Бизнес для бизнеса»). Инвестиции Китая используются для финансирования инфраструктурных проектов, таких как платные дороги, газопроводы, электрические сети и морская инфраструктура. Ожидается, что эти инвестиции в инфраструктурные проекты увеличат сообщение между островами, чтобы товары и товарные перевозки могли осуществляться бесперебойно и могли уменьшить неравенство между регионами Индонезии. Индонезия пытается связать инициативу «Один пояс, один путь» с АСЕАН, чтобы преимущества китайской инициативы не ограничивались только Индонезией, но и регионом Юго-Восточной Азии.
В отличие от инициативы «Один пояс, один путь», политику Индонезии в рамках инициативы «Свободный и открытий Индо-Тихоокеанский регион» можно проанализировать с помощью пяти слов: потенциал, концентрация, творчество, коалиция и доверие. Например, Индонезия пытается связать инициативу США с центральной ролью АСЕАН. Это сделано для обеспечения мира, стабильности и развития в регионе. Министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди в одном из выступлений заявила, что в рамках «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» Индонезия готова приветствовать совместное сотрудничество.
Индонезия может проводить более конкретную политику по повышению своей роли и влияния в региональном и международном порядке. Очевидно, что через «мировую морскую ось» и сотрудничество в рамках концепций Китая и США Индонезия играет заметную роль и является фактическим лидером АСЕАН.
Индонезия становится «мировой морской осью»
Индонезия как страна-архипелаг имеет вторую по протяженности береговую линию в мире. Индонезия располагается между двумя океанами, Тихим и Индийским. С древних времен этот архипелаг был местом пересечения морских транспортных путей, соединяющих восточный и западный континенты.
На основе экспертного анализа подсчитано, что около 90% мировой торговли осуществляется по морю, из которых 40% проходит через индонезийские воды. Это означает, что положение Индонезии всегда будет стратегическим местом на карте мировой торговли. Вот почему Индонезия стремится стать мировой морской осью.
«Мировая морская ось» — это новая программа развития Индонезии. Президент страны Джоко Видодо представил эту концепцию международному сообществу во время саммита стран Восточной Азии в Мьянме, 13 ноября 2014 года.
В рамках программы «мировая морская ось» Индонезия предлагает державам сотрудничество в восстановлении морской культуры, поддержании морских ресурсов и управление ими с упором на укрепление суверенитета в отношении морепродуктов за счет развития рыбной промышленности, при которой рыбаки становятся главной опорой. Индонезия стремится развивать морскую инфраструктуру и связи за счет строительства морских магистралей, портов, логистики, судоходства и морского туризма. Государство развивает морскую дипломатию, устраняя источники конфликтов на море, а также укрепляет морскую оборону.
«Мировая морская ось» направлена на то, чтобы сделать Индонезию крупной, сильной и процветающей страной за счет восстановления идентичности Индонезии как морской державы, защиты морских интересов, безопасности и расширения морского потенциала для обеспечения справедливого экономического развития и благосостояния Индонезии. Для этого необходимо участие различных сторон, как центрального, так и регионального правительства, сообщества, делового мира, научных кругов и общественных организаций.
Индонезия в настоящее время является одним из крупнейших производителей рыбной продукции. В морских водах Индонезии насчитывается более семи тысяч видов рыб, включая декоративных. Кроме того, в индонезийских водах насчитывается 70% потенциальной нефти, поскольку там находится около 40 нефтяных бассейнов. Из этого числа только около 10% исследуются и используются.
Мировой геоэкономический и геополитический центр тяжести смещается с Запада в Восточную Азию. Азиатские страны находятся на подъеме. Индонезия располагается в самом центре процесса стратегических изменений, как географических, так и геополитических и геоэкономических.
Первым шагом к укреплению морской экономики Индонезии является обеспечение правопорядка. Цель, помимо сохранения суверенитета на море, направлена на увеличение производства и рыбной промышленности. Следующий шаг – строительство морского платного пути. Целью строительства подобного пути является использование экономического потенциала плотности движения судов, проходящих через индонезийские воды, что, конечно же, требует развития морской инфраструктуры и логистики. Еще одной целью является развитие международных портов в самых отдаленных регионах в качестве шага к интеграции Индонезии с региональными и глобальными системами логистических сетей. Из 1241 порта 141 открыт для международной торговли. С большим стремлением превратить Индонезию в «мировую морскую ось» правительство приняло политику поощрения развития инфраструктуры. В контексте морской инфраструктуры правительство создало ещё 24 стратегических порта.
Для превращения Индонезии в морскую державу необходимо иметь четкую политику и стратегии развития в соответствии с видением и миссией, выдвинутыми правительством. Например, морской и рыбный сектор способен обеспечить конкурентоспособность, высокий экономический рост и внести значительный вклад в превращение Индонезии в мировую морскую ось в не столь отдаленном будущем.
Индонезия и АСЕАН: первая среди равных
Индонезию считают фактическим лидером Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в свете ее географического расположения, большой численности населения, стратегического положения и природных ресурсов. Страна признана другими членами АСЕАН первой среди равных. В рамках Ассоциации Индонезия стремится создать стабильную и безопасную среду, принимает усилия по разрешению конфликтов и в Южно-Китайском море. Однако лидерство Индонезии в АСЕАН остается неполным из-за сопротивления некоторых членов Ассоциации автономному регионального порядку. Лидерство Индонезии ограничивается политической сферой и сферой безопасности, оставляя другие сектора, в частности, экономику, другим странам АСЕАН.
В наступающем 2023 году Индонезия избрана председателем АСЕАН. Это решение поставило перед Индонезией задачу продвинуться в трансформации цифровой экономики и быстром развитии науки и технологий. Индонезия в качестве председателя АСЕАН, однако, больше уделяет внимание экономическим аспектам, отдавая приоритет национальным интересам. В этом вопросе укрепление внешнего сотрудничества в отношении экономического роста АСЕАН может стать альтернативой восстановлению роста экономики после пандемии коронавируса, помимо туризма. Экономические приоритеты, продвигаемые Индонезией, нацелены на экономику Индонезии и АСЕАН, а также быть продолжением приоритетов председательства Индонезии в G20 в 2022 году. Индонезия также продолжит укреплять статус Джакарты как дипломатической столицы АСЕАН.
Председательство Индонезии в АСЕАН в 2023 году по-прежнему находится в тени различных стратегических вопросов в регионе и в мире, как в политической, так и в экономической областях. Например, внутриполитическая ситуация в Мьянме, споры в Южно-Китайском море и восстановление экономики после пандемии. Перед Индонезией как председателем АСЕАН также стоит несколько вопросов, включая отношения АСЕАН с крупными державами, а также вопрос о правах человека и демократии.
Влияние кризиса в Мьянме ощущают все страны Юго-Восточной Азии, поскольку им приходится сталкиваться с наплывом беженцев и региональной нестабильностью. Усилия АСЕАН, необходимые для урегулирования кризиса в Мьянме, все еще ограничены. Настало время для Индонезии пробудить в себе лидера и отреагировать на конфликт. Индонезия, Малайзия, Сингапур и Бруней выразили свою позицию, согласно которой АСЕАН должна отказаться от итогов госпереворота и разрешить кризис в Мьянме. С другой стороны, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа и Лаос считают кризис в Мьянме внутренней проблемой, в которую не следует вмешиваться. Роль АСЕАН будет заключаться не во «вмешательстве», а в том, чтобы помочь «направить» Мьянму на мирные пути прекращения насилия.
Что касается ситуации вокруг Южно-Китайского моря, в 2012 году власти Индонезии посетили страны АСЕАН, чтобы заручиться поддержкой соседних стран после того, как не смогли согласовать совместное со странами региона коммюнике. Индонезия предприняла немало усилий для того, чтобы содействовать форумам для встреч и дискуссий в качестве превентивной дипломатии, с тем чтобы в Юго-Восточной Азии не возникало открытого конфликта. Государство всеми силами стремится сохранить центральную роль АСЕАН.
Индонезия – Россия: к новым горизонтам партнерства
Россия и Индонезия – не только две крупные по территории и численности населения страны, это две древние цивилизации, два богатейших культурных центра. Это многонациональные государства, в которых вместе живут и трудятся люди разной этнической принадлежности и вероисповеданий. Советский Союз один из первых признал независимость Индонезии. При содействии советских специалистов были построены металлургический завод «Кракатау», сеть автомобильных дорог на Калимантане, научно-исследовательский атомный реактор в Джокьякарте, госпиталь «Дружба» и стадион «Бунг Карно» в Джакарте.
Россия рассматривает Индонезию как ключевого партнера не только в регионе АСЕАН, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Новый импульс развитию двусторонних отношений положил визит президента Индонезии Джоко Видодо в Москву в конце июня 2022 года. Президент Индонезии встретился с Владимиром Путиным 30 июня в Кремле. Встреча, по словам президента России, вышла «деловой и содержательной». Россия рассчитывает на переговоры по зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Индонезией до конца 2022 года.
По итогам двусторонней встречи Россия выразила готовность инвестировать в строительство новой индонезийской столицы на Калимантане. Индонезия намерена перенести столицу государства с острова Ява на Калимантан. Новая столица уже получила название «Нусантара». Россия обладает большим потенциалом для делового сотрудничества в развитии транспортно-логистической инфраструктуры. Например, Российские железные дороги (РЖД) могли бы сыграть определенную роль в реализации масштабной инициативы Индонезии по переносу столицы.
Кроме того, новый виток развития экономических связей могут ожидать Индонезия и Россия после ряда договоренностей, включая предложение о поставках удобрений в Индонезию. Россия, по словам президента, готова в полной мере удовлетворить спрос Индонезии на азотные, фосфатные, калийные удобрения и сырье на их производство. Как известно, доля России на мировом рынке минеральных удобрений составляет 11%, а по некоторым наименованиям превышает 20%.
Россия также уверена, что сможет достичь поставленной цели по двусторонней торговле с Индонезией в размере $5 млрд благодаря позитивной тенденции в экономическом сотрудничестве между двумя странами. Двусторонний товарооборот России с Индонезией в 2021 году достиг почти $3 млрд или вырос на 42%. За первые пять месяцев 2022 года прирост составил свыше 65%. Товары, которые Индонезия экспортирует в Россию, включают пальмовое масло, соки, тропические фрукты и мебель. Между тем Россия импортирует пшеницу, удобрения и целлюлозную продукцию из Индонезии. Стремясь достичь целевого объема торговли в $5 млрд, стороны согласились с необходимостью обсуждения решений проблемы торговых барьеров.
Москва остается жизненно важными экономическим партнером Индонезии. Россия является крупным поставщиком железа, угля и калийных удобрений, при этом российский экспорт в Джакарту достиг $671 млн в 2020 году.
Что касается инвестиций, то российские нефтяные компании проводят технико-экономическое исследование в Натуне, потому что Россия заинтересована в участии в проектах по разведке месторождений газа. Индонезийская нефтегазовая компания PT Pertamina рассматривает возможность покупки нефти в России. Компания видит возможность покупать нефть в России по привлекательной цене, проводя платежи через Индию. PT Pertamina ведет консультации с министерством иностранных дел и Банком Индонезии относительно плана закупки российской нефти.
Другими потенциальными областями сотрудничества, которые страны могли бы изучить, являются развитие гидро- и атомной энергетики для производства электроэнергии и совместное производство коммерческих самолетов средней дальности. Россия готова делиться с Индонезией имеющимся у нее опытом. Что касается туристического сектора, то до пандемии коронавирусной инфекции остров Бали ежегодно посещали 160 000 российских туристов. Россия и Индонезия в настоящее время решают вопрос открытия прямого авиасообщения России с островом Бали. Помимо «острова Богов» Индонезия предлагает российским туристам посетить озеро Тоба, остров Белитунг, тысячу островов вблизи Джакарты, храм Боробудур и остров Ломбок.
Индонезия приняла саммит «Большой двадцатки»
В 2022 году Индонезия заняла пост председателя саммита «Большой двадцатки» (G20). Страна взяла на себя эту главенствующую роль на саммите, который прошел в Риме 31 октября 2021 года. Что касается позиции Индонезии в «Большой двадцатке», то эта страна — одна из развивающихся стран, входящая в «двадцатку». Индонезия — это ещё и единственная страна Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), входящая в «Группу двадцати». Индонезия также занимает 10-е место в списке по паритету покупательной способности среди стран-членов G20. В глазах всего мира Индонезия является новой рыночной державой с ВВП более одного трлн долларов США.
«Большая двадцатка» — это международный форум, представляющий собой клуб правительств и глав центральных банков государств с самой развитой и развивающейся экономикой. G20 представляет собой экономическую и политическую силу в мире, на ее членов приходится 80% мирового ВВП, 75% мирового экспорта и 60% населения мира. В состав «Группы двадцати»» входят 19 стран, а именно: Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Турция, Великобритания, США и Европейский союз.
Основанная в 1999 году, G20 стала ответом на мировой экономический кризис 1997-1998 годов. Первоначально форум представлял собой встречу министров финансов и управляющих центральными банками. С 2008 года саммиты «Группы двадцати» проходят на уровне глав государств.
Индонезия, как председатель «Большой двадцатки» в 2022 году, объявила основной темой форума: «Восстанавливайтесь вместе, восстанавливайтесь сильнее». Для достижения этой цели Индонезия сосредоточила внимание на трех приоритетных секторах: укрепление глобальной архитектуры здравоохранения; цифровая трансформация; энергетический переход.
Президент Индонезии Джоко Видодо неоднократно подчеркивал, что одним из главных приоритетов руководства Индонезии в G20 являются интересы всех государств, а не только благополучие членов «Большой двадцатки». По этой причине Индонезия уделяет большое внимание развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки, в том числе малым островным государствам Тихого океана и Карибского бассейна. Как принимающая сторона, Индонезия пригласила на форум, который прошел на Бали в ноябре 2022 года, Испанию, Нидерланды, Сингапур, ОАЭ, а также председателя Африканского союза, представителя Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД), председателя Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), председатель Карибского сообщества и председателя Форума тихоокеанских островов. Кроме того, в саммите приняли участие представители основных международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В рамках председательства Индонезии в G20 было запланировало более 180 мероприятий, которые прошли в более чем 20 городах Индонезии. По оценкам, это грандиозное мероприятие планировали посетить около 21 000 делегатов. Встреча лидеров «Большой двадцатки» состоялась на Бали 15–16 ноября 2022 года.
Саммит «Большой двадцатки» стал возможностью продемонстрировать лидерство Индонезии на международной арене, особенно в восстановлении мировой экономики. Индонезия стала одним из центров мира, особенно для экономических и финансовых игроков. «Большая двадцатка» помогла продемонстрировать миру свои успехи, представить международному сообществу туристические направления и национальные продукты. Форум G20, как ожидалось, помог развитию индонезийской экономики.
Саммит прошёл успешно и достиг всех поставленных целей. Среди успехов Индонезии на посту председателя «Большой двадцатки» в 2022 году — соглашение по документу «Действия «Большой двадцатки» для активного и всеобъемлющего восстановления экономики». Одним из конкретных результатов саммита G20 стало соглашение о создании фонда в $1,5 млрд для борьбы с пандемией. Лидеры договорились о введении в действие фонда устойчивости при Международном валютном фонде (МВФ) в размере $81,6 млрд для оказания помощи сталкивающимся с кризисами странам. Было также достигнуто соглашение о механизме перехода к чистой энергетике. Индонезия получила от стран помощь в $20 млрд на переход к зелёной энергетике. Представители стран G20 получили возможность обсудить ситуацию в мировой экономике, нарушение цепочек поставок, проблемы в энергетике и на продовольственных рынках. Также в совместном коммюнике сказано, что угрозы применения ядерного оружия недопустимы.
Комментарии читателей (0):