Несколько новых городов, которые могут появиться в Сибири после предложения главы Минобороны РФ Сергея Шойгу, могут стать точками для прорыва. Однако вклад каждой зависит не только от стратегических планов — важны география и те возможности, которые даёт природа.
Аномальная жара в Москве — удачное время для обсуждения инициатив развития Сибири. Когда за окном плюс 30 градусов, идея собрать чемодан и отправиться куда-нибудь на восток или на север подпитывает энергией и придаёт сил не хуже прохладительного напитка. Не пугает даже Арктическая зона — даже там в первой половине августа вполне комфортно, например, в Дудинке на момент написания статьи, если верить данным метеослужб, плюс 16 градусов.
Впрочем, основные дискуссии по этой теме проходят за плотным занавесом, из-за которого нет-нет, да и высунутся то колено, то рука, а то и голова. И по этим обрывкам мы пытаемся разглядеть настоящие планы, отделив их от всех прочих.
Предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу построить в Сибири от трёх до пяти городов выглядит как реальный проект, как детище, которое годами вынашивается и обдумывается. Основой станет Ангаро-Енисейский макрорегион, что, безусловно, выглядит предельно перспективно. Вдоль Ангары и Енисея раскинулись обширные почти не освоенные человеком территории, богатые лесом и различными месторождениями. Именно здесь работает и может развиваться дальше каскад мощнейших ГЭС.
Ранее на ИА REX: Шойгу назвал место для строительства города в Сибири
Один из новых городов может быть размещён в Минусинской котловине. Это там, где Абакан, Минусинск и Саяно-Шушенская ГЭС. Во всём макрорегионе именно это место обладает наиболее мягким климатом, тёплым летом, позволяющим вызревать абрикосам и вишне, однако отличается и суровыми зимними морозами.
Местность окружена холмами и горами, защищающими от проветривания, поэтому крупный город должен стать предельно инновационным. Никакого печного отопления, ТЭЦ, вредных производств, нужно свести к минимуму объём выхлопных газов автомобилей — сброшенный дым так и останется над головами. И если электротранспорт и отопление без выбросов в городе будущего — решаемая задача, то как быть с многочисленными производствами, ведь планируется промышленный центр?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вторая особенность — удалённость от транзитных путей. Минусинская котловина расположилась в окружении труднопроходимого рельефа в плотных объятиях Китая, — только он и Монголия. Это удобно для научного центра, для защиты от военной агрессии, но не для торговли. Китаю для поставок в Европу выгодно проложить маршрут внутри своей страны, и в конце пути повернуть в транзитную. Сейчас это Казахстан. Россия может стать прямой альтернативой только если появится дорога через Алтайские горы на участке непосредственной границы. Путь через Монголию, Минусинск и Красноярск есть уже сейчас, но им, конечно, мало пользуются — это лишний, совершенно не нужный крюк. Удобнее через Казахстан, а дальше на север, в Россию, или на юг.
Ранее на ИА REX: Города будущего Сибири появятся на месте водородных кластеров
Перспектива Трансъевразийской железной дороги с выходом через Монголию и Китай в Индию пока выглядит туманной, поскольку главным препятствием являются Гималаи. Китай их «просверлил», но с удобной для себя восточной стороны. Из Западного Китая, где горы выше, а населения мало, Поднебесной дорога не нужна. Но мы также можем воспользоваться извилистыми восточными дорогами, выйдя на них с востока своей страны! А если нам для выхода в Китай обязательно нужна Монголия, удобнее основная дорога через неё — из Забайкальского края в Улан-Батор и далее в Пекин. Появление мостов, соединяющих Сахалин с материком и Японией, что со временем возможно, тоже не изменит ситуацию. Китай отправит составы и большегрузы напрямую — через Хабаровский край.
Видимо, поэтому Сергей Шойгу и говорит не об одном городе, а о нескольких, поскольку упоминавшийся им Минусинский котлован имеет как очевидные достоинства, так и недостатки. Оттуда удобно перемещать грузы по Енисею и Ангаре, пользоваться энергией реки, заниматься инновациями. Минусинский котлован способен стать синонимом Кремниевой долины. Но для менее чистых и сложных производств нужен центр севернее Красноярска, возможно, в окрестностях Енисейска и Лесосибирска. А экономический центр удобнее разместить в Западной Сибири. Там сформирована компактная агломерация — Новосибирск (с населением 1,7 млн человек вместе с городами-спутниками), Барнаул (700 тыс. вместе с Новоалтайском), Томск, Кемерово, Новокузнецк (примерно по 550 тыс. человек в каждом), Бийск (200 тыс.), Ленинск-Кузнецкий (95 тыс.), Горно-Алтайск (65 тыс.). Вместе с населёнными пунктами меньшего размера — до 5 млн человек.
То есть уже сейчас имеется заметный рынок потребления, сопоставимый с Санкт-Петербургом, который нужно лишь связать логистическими узлами внутри «кольца». Новые города в составе этой агломерации могут создать реальную альтернативу Москве с точки зрения бизнеса. Кроме того, как раз здесь транзитные потоки из Китая в Европу пройти могут, если построить дорогу. А учитывая планы по строительству железнодорожных путей из Ямала через Югру в Томск (как, собственно, и идёт Обь), получается связь с регионами, определяющими экономику современной России. Перекрёсток путей и центр городов, который может крепко встать на ноги.
Да и место под столицу здесь можно найти удачнее. Между Горно-Алтайском и Бийском вдоль Катуни в районе села Урожайное Советского района Алтайского края находится самое южное место, где есть равнина и река, а следовательно можно строить город. Из Новосибирска в Монголию здесь проходит трасса Р-256. Она же может когда-нибудь «повернуть» в Китай, если проложат дорогу через прямой участок границы с этой страной через Алтайские горы. В 60-ти километрах расположен курорт Белокуриха, с другой стороны — кузбасский горнолыжный курорт Шерегеш (около 160 км).
Ранее на ИА REX: Подальше от западных границ России: почему столицу нужно переносить в Сибирь
Если новый город окажется крупным, он сможет соединиться с Бийском, однако на первых этапах соседство не окажет прямого влияния, при этом упростит прокладку инженерных сетей. Южнее в 25-ти километрах находится северная вершина Семинского хребта — километровая гора Бабырган с панорамой на окрестности. Расстояние подходит как для инфраструктуры отдыха, так и для размещения пригорода. Куда охотнее согласятся переехать жёны-дети чиновников и крупных бизнесменов, в Минусинскую котловину или к Белокурихе? Ответ очевиден.
Да и стратегические возможности более разнообразны. Совсем близко столица Казахстана Нур-Султан, есть выход к странам Туркестана. А со временем, хочется верить, завершится конфликт в Афганистане и откроется сухопутная дорога в Индию, которая отсюда вполне удобна. И если впоследствии Минусинскую котловину и агломерацию в Западной Сибири связать прямым сообщением через горы (около 300 км), получится мощный развитый центр Сибири.
Комментарии читателей (4):
"Могут появиться" и могут не появиться - если бы да бы, во рту выросли грибы и был бы не рот, а целый огород. Автор о такой поговорке, есть основания полагать, и не подозревает?
"Аномальная жара в Москве — удачное время для обсуждения инициатив развития Сибири. Когда за окном плюс 30 градусов, идея собрать чемодан и отправиться куда-нибудь на восток или на север подпитывает энергией и придаёт сил не хуже прохладительного напитка"
Читать подобные бредни гражданам, знающим Крайние Севера не из окна кабинета во время аномальной жары, читать подобные бредни нет никакого смысла, поэтому дальнейшие комментарии нецелесообразны в виду явной некомпетентности "эксперта" в тех вопросах, которые он пытается разсмотреть
P.S. Читайте "ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ" и по трудам вашим будет вам
Это да, но несколько позже, потому что дела сейчас обстоят так:
https://www.pravmir.ru/dnevnik-yakutii-my-obrash Дневник Якутии. «Мы обращаемся ко всем россиянам» Огонь — в 60 километрах от пригорода Якутска»
https://republic.ykt.ru/124850 «Вы живые вообще?» Сардана Авксентьева обратилась к МЧС»
Если верить сообщениям, то горит 4 млн.га леса, лес и почвы в Якутии возстанавливаются десятилетиями, если не сотнями лет - лично был на местах работы Ю.Хабардина по поиску алмазов в Якутии, видел результат. Лес сгорел, сгорел подлесок, трава, мох и т.д, в результате на следующий год почва прогреется сильнее и в момент образуется марь, а затем болото, по которому не пройти, не проехать - тоже многократно гулял и по марям, и по болотам на местах бывших пожаров, там только остатки обгоревших пеньков местами сохранились, а когда был пожар не помнили на том момент даже старожилы возрастом под сто лет. Ну, как тут не заняться Сибирью и переносом столицы - момент самый благоприятный.....
Это результат работы широких и узких экспертов и специалистов по всем вопросам: стиль их работы мне знаком на собственном опыте, когда они пришли ко мне и предложили подписать документы по экспертизе в составе комиссии, в приватной беседе мотивировав это тем, что так проще разделить ответственность в случае чего. Т.к. ПТО и ПЭО уже имели свою экспертизу и проект устранения недостатков ПРОЕКТА, естественно, в разделении ответственности мы не нуждались и "эксперты" укатили в вышестоящие сферы на предмет оплаты как бы выполненных работ Такое состояние дел наблюдается и сейчас, ничего удивительного, КРИТЕРИЕВ ЕДИНОЙ оценки произходящего в РФ не наблюдается, что открывает широкое поле деятельности для всевозможных предложений