Для всего мира, а для нашего народа в особенности, Великая Отечественная война есть событие библейского масштаба. На таких событиях, каковых в истории народа, и то далеко не всякого, считанное количество, зиждется понимание обществом самого себя и своего места в окружающем мире. Отсюда отражение войны в отечественном кинематографе вызывает самое пристальное внимание. Будучи обычным зрителем, отягощенным при этом элементарным знанием истории и элементарной способностью к логическому мышлению, не могу не порадоваться недавно вышедшему на экран фильму «Подольские курсанты».
Искусство в отличии от того, что себя таковым считает или что выдается за искусство массированной рекламной компанией, за исходный материал художественного осмысления берет правду жизни. В картине «Подольские курсанты» этот принцип искусства соблюден. Фильм с исторической достоверностью повествует об одном из ключевых событий битвы за Москву - подвиге курсантов двух подольских военных училищ – мальчишек, еще не ставших мужчинами, ценой своих жизней задержавших продвижение немцев к столице до подхода основных сил Красной Армии.
Присущая исключительно кинематографу возможность приобщить зрителя к облику времени есть непременный атрибут любой серьезной работы, и в этом отношении фильм не разочаровывает, что бывает ой как нечасто в российском кинематографе. Историческому антуражу уделено самое серьезное внимание, и облик времени передан авторами достаточно верно. Это касается и вида города, и пейзажа боевых действий, и многочисленных образцов военной техники, и внешности людей и т.д. При просмотре не возникает внезапного отторжения всего происходящего на экране из-за какой-нибудь бытовой нелепицы типа неправильного воинского приветствия, сплошь и рядом встречающихся в современных картинах о войне и не только о войне. Типажи героев фильма подобраны так, что смотришь на их лица и словно видишь фотографии людей того поколения.
Бережное и уважительное отношение к изображаемому историческому периоду позволяет на должном уровне решать уже сугубо творческую задачу – окунуть зрителя в дух времени, заставить прикоснуться к внутреннему миру мальчишек и девчонок, беззаветно преданных Родине, простых в этой преданности, не мыслящих себя вне своей Родины. Главное художественное достижение картины в том, что авторы сумели уйти от штампового изображения военной реальности, присущего массе фильмов постперестроечного кинематографа. А то у нас до самого недавнего времени всю духовную драматургию войны можно было уложить в один стереотип – энкэвэдешник – олицетворение порочного по самой своей природе советского режима, и противостоящий ему простой русский мужик, который и спасает Родину, – получается чуть ли не вопреки этому самому режиму. К сожалению, авторы не добили сию крайне примитивную трактовку нашей недавней истории и в картине вообще нет упоминания ни Сталина, ни коммунистической партии, ни комсомола, ни идеологем военного времени – того, без чего абсолютно немыслимы была та эпоха, хотя, слава богу, на гимнастерках курсантов присутствуют комсомольские значки. Тем не менее, хотя впрямую это и не раскрывается, но мало-мальски пристально вглядывающийся в происходящее на экране зритель все-таки может додумать, что курсанты – эти родившиеся после Великой октябрьской социалистической революции вчерашние дети есть плоть от плоти воспитавшей их советской страны. Еще один шаблон, от которого ушли создатели фильма, это представление героя эдаким Рэмбо. Смотришь иную картину, даже такую, лейтмотивом которой является восхищение героями войны, и думаешь, – уж лучше бы совсем ничего не снимали, чем представлять какими-то сверхличностями обычных людей, которым присуще все человеческое, в том числе страх, но которых их дух заставляет не стать заложником собственного я и сделать внутренний выбор в пользу товарища, любимой, семьи, Родины.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Буквально каждый день Великой Отечественной войны дал такое количество индивидуальных и коллективных подвигов, какое не имеет ни один народ в мире. И для нашего исторического кинематографа как вида искусства дело чести всеми силами пытаться соответствовать тому фактическому материалу, на который он опирается – тому потоку жизни, где «дышат почва и судьба». Фильм «Подольские курсанты» показывает, что это вполне достижимо и для лент из разряда «кино для всех». Достаточно добросовестного отношения к историческому материалу и вдумчивого непредвзятого взгляда на изображаемые события, чтобы получился добротный, волнующий, наделенный смыслами фильм, имеющий благодарного массового зрителя.
Олег Носкович, кандидат физико-математических наук
Комментарии читателей (0):