Что стоит за «долгим государством» Владимира Путина?

Для чего Владислав Сурков опубликовал свои размышления о государстве российском
14 февраля 2019  00:30 Отправить по email
Печать

То, чего опасались в некоторых элитных группах, произошло – Владислав Сурков написал очередную программную идеологическую статью "Долгое государство Путина", вызвавшую яростные споры и страстные возражения. Несколько дней интернет уже кипит по поводу статьи и некоторых её выводов. Уже можно попробовать сделать некоторые обобщения и, прежде всего, ответить на вопрос: для чего была написана статья и кому она предназначалась?

Кто-то назвал статью "лестью царедворца, опасающегося за потерю своего статуса", кто-то назвал её "присягой". Более глубоко смотрящие на вещи эксперты утверждали, что Сурков достаточно высоко находится, чтобы прибегать к мелкому подхалимажу и тут что-то посерьёзнее. В любом случае, статью следует прочитать, ибо есть и те, кто считает её удивительно тонким и глубоким по содержанию материалом, хотя и написанным пусть не Львом Толстым или Шекспиром, но добротно и читаемо. Обсуждать статью, не прочитав её и узнавая о содержании из чужих комментариев, в данном случае это как оценивать талант Карузо по напевам Рабиновича из старого одесского анекдота.

У статьи Суркова есть свой текст, есть свой контекст, и, конечно, есть свой подтекст. И понять текст без понимания контекста невозможно. И вот тут-то как раз и проясняется уровень толкователей – кто что видит. Кто-то отказ от «царя», кто-то отказ от старой трактовки идеологии «царя», и так далее. Каждый в меру своей интеллектуальной «извращенности» или интеллигибельной «простоты».

Именно тем и объясняется огромный разброс мнений о содержании статьи. Даже самые известные авторы, писатели, философы и политологи, ухватили лишь то, что было на поверхности и показалось им спорным, а именно - утверждения Суркова о том, что государство Путина – это исторически новый тип государства в России, что оно переживёт период его правления и останется в истории надолго.

По этому поводу и развернулись основные споры. Эксперты считают, что та степень конфликта интересов основных групп, приведённых Путиным к консенсусу, имеет все шансы поколебать государственные устои после его ухода. То есть если Сурков за конфликтами увидел государство, способное их гасить и двигаться вперёд, оппоненты, прежде всего, увидели сами конфликты. Их категоричность основана на тех идейных пристрастиях, которыми они лично обладают и следования которым требуют от государства. И так как государство их требования не выполняет, они выносят ему приговор в нежизнеспособности. Спорно? Да, но, как говорится, "я так вижу".

Интересно, что Сурков в своих оценках жизнеспособности российского государства более марксист, чем его оппоненты слева и справа, от Лимонова до Дугина, обвиняющие его в принятии желаемого за действительное. У Суркова, и это странно, не увидели признания всех слабостей и болезней нашей нынешней государственности, хотя он их отчетливо обозначил. То есть он их видит и адекватно оценивает. Тем самым Сурков утверждает, что, несмотря на противоречия, в России под руководством Путина сложился такой тип государства, в котором достигнута способность правящего класса достигать и удерживать консенсус элит.

При этом противоречия не исчезают, не гасятся, а становятся источником развития социальных институтов. Проблемы, вызревая, не ведут к коллапсу государственности, а создают сложные механизмы согласования и решения. Это и есть признак прогресса. Не то, что в государстве нет отживших отношений, а то, что оно, несмотря на это, продвигается к преодолению отжившего в рамках имеющегося механизма. Одни проблемы решаются, другие находятся в стадии решения, третьи ещё не нашли механизма решения, но это в целом обычная картина для динамично развивающегося государства. Полный покой бывает только на кладбище. В жизни всё непросто и запутанно.

Есть те, кто текст истолковывает из контекста межгруппового противостояния на верхних этажах власти. Эти аналитики утверждают, что Сурков совершил ошибку, издавшись в газете, близкой к определённому клану, и тем самым поставил себя в ряд определённой политической группы, которой оппонирует другая политическая группа. Что Сурков тем самым борется за сохранение своего статуса контактера по Украине. Довольно спорное утверждение, ибо статус Суркова определяет президент, и этот статус никак не корректируется статьями в газетах, даже самыми лоялистскими по содержанию.

Если оценивать статью со стратегических позиций, то Сурков сделал попытку заглянуть за ближайший временной порог России, отстранившись для этого вдаль – лицом к лицу лица не увидать. Главный тезис Суркова направлен к элитам и выражен в начале текста: «Это только кажется, что выбор у нас есть». Здесь лишь формально речь идёт о демократии в принципе. Сурков развенчивает демократию как ложь и следует постулатам консерватора-монархиста К.Победоносцева с его известной статьёй "Великая ложь демократии".

Но даже и не о демократии говорит Сурков. Он, по сути, говорит о проблеме двойной лояльности российской элиты. На самом деле, это у нее нет выбора между Россией и Западом. И так как государство в России всерьёз и надолго, то лучше поискать себе место в «этом», в нашем государстве, занявшись его укреплением, чем искать счастья на чужбине, где достигнуть надёжных позиций, в том числе, сохранения капитала, далее будет невозможно.

Народ в России не очень хорошо относится к элите. Только доминирующее в настроениях масс доверие к президенту Путину удерживает народ от агрессивной реакции на действия элиты. Путин чувствует состояние народа в его глубине, за пределами интернет-склоки, и потому неуклонно создаёт – ещё, естественно, не закончил это делать – механизмы обуздания аристократии. То, что делали все русские цари в истории.

Именно эти механизмы после ухода Путина позволят государству сохранять устойчивость. И правы те, кто говорит, что Путин многое начал, но пока ничего не закончил. Это говорит о глобальности начатого, выходящего за пределы жизни одного человека. Он и не может этого закончить, ибо это задачи на несколько поколений. Путин лишь закладывает фундамент под то здание, достраивать которое придётся другим.

Да, правильно говорят, что со сменой лиц сменятся и союзы. После Петра многое изменилось, но государство продолжало идти вперёд два столетия. После Путина будет так же. Правящий класс уже созрел, его объективный интерес уже создал основы для долгосрочной стабильности в государстве, независимо то того, кто будет его президентом и какие группы пробьются наверх, а какие опустятся вниз. Решать им придётся те же задачи в уже заложенном русле.

Потому государство Путина долгое, как Франция де Голля или Америка отцов-основателей. Именно это хотел сказать Сурков, и именно это он и доказывал. Те, кто проигнорировал доказательства способности решать конфликты без ущерба для государственности, не увидели за конфликтами этой способности. И в этом их ошибка.

Вообще статья Суркова многомерна и многопланова. Там много всего и о многом сказано. И в одном небольшом комментарии все пласты его подтекстов не уместить.

Суркова стоит, прежде всего, попытаться понять, встроиться в его логику, а не бросаться с порога отвергать всё сказанное и отбивать дубиной контрдоводов каждый его довод. В статье наиболее интересны обобщения, точнее, причины, по которым Сурков пытается делать именно эти обобщения, а не другие. Насколько он безошибочен в деталях – дело в данном случае второстепенное. Не стоит топить глобальный вопрос о судьбе России в деталях аргументации, которые можно оценивать и так, и эдак, ибо у каждой медали две стороны, а оценка наполненности половины стакана водой зависит от степени оптимизма оценивающего.

В статье главное не то, наполовину пуст золотой кубок или он наполовину полон. Главное то, что кубок есть, никуда не денется, его уже не разобьют и не украдут, не отнимут и не обменяют на гамбургер или бусы. И вода продолжит питать живительные соки народа и государства Российского, независимо от того, в чьих руках оно находится в то или иное время.

Собственно, статья, на мой взгляд, была об этом. Хотя то, что каждый в ней увидел что-то более близкое именно ему, несомненно, стимулирует общее осмысление и понимание происходящего с Родиной и с нами. Для государства с долгой историей и огромным будущим такое осмысление является совершенно естественным и необходимым делом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (9):

Читатель
Карма: 612
14.02.2019 09:02, #33982
На настоящий момент ситуация для господствующего класса РФ такая,о чем и говорит Сурков-все,кто работает на запад,думая,что государство РФ необходимо слить в интерасах запада,по примеру того,как слили ссср,те будут сами слиты.Хочешь сохранить свой элитный статус, работай на РФ.У "государства путина" есть перспектива.Перспективы нет у 5 колонны прозападных лакеев.

Кто работает на прозападный госпереворот в РФ,тот политический труп.Это главный мессендж.

14.02.19 10:39 - Сообщение отредактировано модератором

astill07
Карма: 30
14.02.2019 11:33, #33985
Это (ещё) не идеология.
Скорее, пролегомены ко всякой
будущей идеологии и (или)
"национальной идеи" России.
Mstislav
Карма: 999
14.02.2019 14:23, #33987
"То, чего опасались в некоторых элитных группах, произошло – Владислав Сурков написал очередную программную идеологическую статью "Долгое государство Путина", вызвавшую яростные споры и страстные возражения. Несколько дней интернет уже кипит по поводу статьи и некоторых её выводов"
Интересно, а что всё-таки произошло? Статья Суркова преследует цель убедить граждан, что в России все уже сложилось и так будет чуть ли не вечность. Конечно, "элитариям" хотелось бы этого, но хотеть не вредно - до определенного момента. Материал подается как некое предсказание, на пророчество он явно не тянет, но одновременно и как угроза, что нарушающие устоявшийся ход вещей за это поплатятся - как же, изпугались прямо сейчас. Но по большому счету, с объемлющих уровней управления все это напоминает заклинания социальной стихии или шаманские камлания на предмет, скажем, удачной охоты, что наблюдалось и ранее, и продолжает наблюдаться сейчас: многих жизнь так ничему и не научила.
sergeev
Карма: 999
15.02.2019 08:27, #34002
Не прочёл ни одной статьи Суркова, зато много читал Халдея.
Талант Александра Халдея признаю: при желании так "растолкует Чубайса", что даже самый ленивый умом поймёт: "Чубайс - наш и России самый большой друг".

Вот и я в отношении Суркова - "не читал, но..." представление составил благодаря, повторюсь, талантам А. Халдея. А посему - "с Сурковым не согласен!"
Выберу время, почитаю Суркова, проверю свои "таланты".
sergeev
Карма: 999
15.02.2019 08:28, #34003
В ответ на комментарий Mstislav #33987 (14.02.2019 14:23)
Браво!!!
astill07
Карма: 30
16.02.2019 05:23, #34018
10 лет назад тот же Сурков писал:
«Не знаю, хорошая это новость, или плохая — но коммунизма не будет…
Одичавшие на воле лакеи смешны и кровожадны. Будут жить подло,
убивать подло и подло умирать, и делить, делить.
Я намерен поучаствовать в этом малоприятном мероприятии.
Важно прибрать как можно больше денег, а главное, приносящих деньги штуковин.
Ну, до нефти и водки нам не дотянуться, просто плохо знаем предмет,
хотя это лучшее, что есть в экономике.
Так что будем пробавляться тем, что пожиже, зато поближе». ("околоноля", 2009).
Видимо, и спустя 10 лет, все еще пробавляются "тем, что пожиже, зато поближе".
И одичавшие на воле лакеи, и оттолеранствованные на свободе connoisseurs.
Какая, собственно, между ними разница?
Что мне, читающему, "в их имени"?
Сурков и сейчас, 10 лет спустя, обращается не orbi et orbi. 
Это эссе (его) имеет адрес: элита. И только "элита".
"Элита" и России, и СССР, откуда они все (почти) вышли,
кто куда (на волю, на свободу, на рынок, etc.).
Он тоже оттуда, part and parcel
И именно этой элите сказано: "выбора у вас нет".
На этой самой "свободе и воле", нет у вас выбора.
В гораздо большей и жесткой степени нет выбора, 
чем даже нет этого самого выбора у "лакеев" свободы и маммоны.
16.02.2019 14:45, #34031
В ответ на комментарий astill07 #34018 (16.02.2019 05:23)
Самое главное - знаете, в чём? Заставить-то жить и поступать определённым образом человека, не выходя за какие-то рамки, можно, но если человек не ограничивает САМ СЕБЯ этими рамками - любое мало-мальски незаметное или необдуманное послабление рамок - и человек часто уходит в "штопор", вообще себя не контролируя! Так было с началом "перестройки", которая и привела к развалу СССР! Если человек всеми фибрами своей души хочет вкусить "запретный плод" (если для себя, сознательно или подсознательно, он поставил именно такую цель), то, чем плод запретней - тем он слаще! И держать такого человека в рамках можно только насильно, а от этого эффективность его работы равна практически нулю (даже без плюса)!И до тех пор, пока в элите в превалирующем количестве не станут появляться истинные патриоты своего родного государства (не по названию, а по делам), у которых РАБОТА ПО СОВЕСТИ - ЭТО ПРИНЦИП ЖИЗНИ, значимых изменений, особенно на местах, ожидать не приходится! Понятно, что, прежде чем в бассейн набрать новую чистую воду, старую нужно спустить, и на это нужно время! Причём, если по мере убывания старой воды, чтобы общий объём воды оставался приблизительно на одном и том же уровне, тут же добавлять новую - эта новая вода сразу же будет смешиваться со старой, и о полной замене всего объёма на чистую воду речи быть не может!И понятно, что именно в этом и есть наивеличайшая сложность смены представителей элиты - одних на других! Ну, дай Бог, чтобы это происходило с наименьшими потерями!
sergeev
Карма: 999
16.02.2019 21:45, #34042
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #34031 (16.02.2019 14:45)
Моня, вне зависимости от Вашей настоящей национальности, категорически согласен (согласен) с Вами!
Mstislav
Карма: 999
17.02.2019 07:19, #34052
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #34031 (16.02.2019 14:45)
Уважаемый Моня!!! Наконец -то у вас появилась концептуальная определенность в вопросе построения будущей государственности России - она, концептуальность, и не могла не проявиться, т.к. прослеживалась во всех ваших комментариях.
Для полноты картины в части опуса Суркова остается только добавить, что под его измышлизмами напрочь отсутствует теоретическая платформа и концептуальная определенность, по какой причине они не более чем то, что носит ветер
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть