В середине XX века, с укреплением позиций альтернативной капиталистической – социалистической системы, многие вещи в мире наконец стали называться своими именами. В частности, без всяких экивоков, о капитализме СССР говорил так: «государства в нем либо торгуют - любо воюют, и по-другому никак». История доказывает правоту этой истины.
Вот только, Советский Союз в отличие от современной России никогда не мог похвастаться тонкостью своей дипломатии и тем более тем, чтобы иметь хорошие отношения сразу со всеми ближневосточными соседями. Иран называл США – «Большим сатаной», а СССР – «малым». Открыто вынашивал планы набраться сил и достать обоих. Во многом, это отношение было вызвано советским подходом к Израилю, но и с ним у СССР отношения были не лучше. Сегодня же, Россия умудряется вести продуктивный диалог и с Тегераном, и с Тель-Авивом, причем с обоими выдавать позитивный результат.
В частности, доказательством выгод такого подхода является программа транспортного коридора «Север-Юг» которая была учреждена межправительственным соглашением между Россией, Ираном и Индией в 2000-е годы. Состав учредителей прямо намекает, что речь идёт о сухопутной альтернативе (независимой от Китая) ветки собственного «торгового пути».
И хотя официально, основной целью этого проекта является простое повышение эффективности транспортных коммуникаций, на деле речь идет о фрахтовых и пассажирских перевозках, совместном использовании странами международных железнодорожных, автомобильных, морских, речных и воздушных транспортных путей, а также о международной политике.
Пока в мире разворачивались иные события, отвлекающие внимание публики от данного проекта, к договору присоединилось множество стран. Всего на сегодняшний день их насчитывается тринадцать.
Это в свою очередь означает, что транспортный коридор «Север-Юг» - не просто финансовый проект между странами, а транспортная и политическая артерия, соединяющая Индию и Ближний Восток с Европой, и привязывающая их к Москве. Для нашей страны, помимо транзитных выгод, это позволит на 20% сократить объемы внешнеторгового транзита через Турцию и крайне неудобные в виду нынешней международной ситуации «натовские» проливы «Дарданеллы» и «Босфор». Проект уже активизировал развитие внутрироссийской инфраструктуры вдоль железнодорожного направления от Санкт-Петербурга до Астрахани (2513 км), а также привел к кардинальному переустройству российских портов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Со стратегической точки зрения, формирование международного транспортного коридора инициировано Россией с целью привязки соседних стран к своей орбите. Причем речь идет не только о столицах Прикаспийского региона, но и о государствах Персидского залива и Южной Азии.
«Кто торгует – тот не воюет». Удар по карману делает русофобию не в чести.
Кроме того, коридор прибавляет здравомыслия и самостоятельности и Европе, поскольку выводит Россию в ранг выгодного транзитера товаров в ЕС. Обеспечивает маршрут и широкое развитие отечественных транспортных коммуникаций, что уже само по себе очень хорошо. В конце концов, на железные дороги России, приходится, в зависимости от веток, от 33 до 53% из всей протяженности сухопутного пути.
Что касается сроков, то на прошлой неделе было начато строительство последнего участка проекта: «Казвин-Решт». То есть отрезка дороги, как последнего кусочка мозаики, не хватавшего для пуска всего проекта сразу. Финальный этап работ завершится в ближайшие два года. И только лишь через Иран в Россию объем поставок составит 15 млн. тонн. Для сравнения объем грузоперевозок по Транссибу, со всех возможных источников и стран к концу 90-х едва дотягивал до 30 млн. тонн ежегодно.
Выгодно это и для простых людей. Ведь, сегодня грузы из Индии в Россию идут в основном через Европу и Китай, что проблемно и отнимает массу времени. В итоге поставка многих товаров становится нерентабельной, для скоропортящихся продуктов – невозможной, а для потребителя - дорогой. Ввод в строй коридора «Север-Юг» отчасти исправит и эту проблему.
Подписанное после долгих споров соглашение о статусе Каспийского моря, также ложится на почву вышеописанного проекта. Поскольку помимо геополитической выгоды и нового правового статуса Каспия (запрещающего использовать его в качестве площадки для совершения агрессии против любой из прикаспийских стран) это позволяет начать и продуктивную экономическую деятельность.
«Каспийская пятерка» – Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркмения – не зря назвали подписание соглашения – эпохальным. Под этим они подразумевали, что к запрету присутствия на Каспии вооруженных сил третьих стран, вскоре прибавится и мирное торговое сотрудничество.
Неслучайно, что в ходе августовского саммита, на котором и было подписано данное решение, Владимир Путин ненароком заявил: «Россия к 2025 году построит новый глубоководный порт в районе Каспийска». А значит, у коридора «Север-Юг» и перспектив в нем России – большое будущее.
Комментарии читателей (0):