Когда говорят – Восток дело тонкое, это не столь уж и шутка. "Научить их демократии" не удалось ни СССР, ни США с Евросоюзом. Стабильное государство там может существовать только с очень высокой степенью централизации и значительной ролью силовых служб. Нравится это кому или нет, но это так. Каждый раз, когда два упомянутых механизма с внешней помощью или из-за внутреннего головотяпства или сознательной ломки разбалтываются, очень быстро возникают Судан, Сомали или Ливия.
Этой местной спецификой в собственных целях пытаются пользоваться все – от региональных конкурентов на Ближнем Востоке, до глобальных мировых игроков. Было бы странным не пользоваться напряжением, самостоятельно накапливающимся внутри целевой системы.
Другое дело, что сама система тоже умеет неплохо его безопасно канализировать. Наглядным тому примером является как раз Иран. Нельзя сказать, что там никто не пытался изменить положение вещей методом террора. За последние одиннадцать лет, с 2007 года по прошлую субботу включительно в стране случилось девять крупных терактов. Но вот что любопытно, семь из них произошли до декабря 2010 года и до июля 2017 в стране ничего подобного не происходило.
Как минимум, это означает успешное нахождение властями баланса интересов и обеспечения социальных запросов общества. Да, методами, характерными для региона, но тем не менее.
Причем важно отметить, что все происходившее восемь лет назад четко вписывалось в последствия всплеска исламского радикализма на Ближнем Востоке. Как по характеру самих терактов, так и по составу их организаторов. Тогда как нападение на иранский парламент в 2017 и особенно атака на военный парад в городе Ахваз 22 сентября 2018 года очень сильно отдают признаками не террористической, а именно армейской диверсионной операции.
На сей счет нюансы и тонкости произошедшего хорошо прокомментировал военный корреспондент и руководитель медиапроекта WarGonzo Семен Пегов. И хотя по официальной версии власти страны возложили ответственность на суннитскую радикальную группировку "Такфери", вооруженную и обеспеченную Саудовской Аравией, тот факт, что вскоре после произошедшего, особенно после задержания нескольких причастных к теракту лиц, в МИД Ирана были приглашены послы Нидерландов, Дании и временный поверенный Великобритании, более чем убедительно говорит о наличии "отчетливого европейского следа".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А это, как ни крути, сфера деятельности спецслужб. И тут, пожалуй, стоит прислушаться к словам Пегова по поводу неких иранских оппозиционеров, проходивших подготовку у французских инструкторов в Ираке и, если так можно выразиться, стажировку потом в Сирии.
Саудиты в данном случае выступают лишь в качестве удобной прокладки. Причем это понимают как власти в Тегеране, так и в Эр-Рияде, из которого на подобные заявления геополитического противника всегда следовало немедленное опровержение, а сейчас там слова иранцев словно совсем не заметили. Впрочем, официальные лица Ирана на сей счет тоже стараются выражаться, по возможности, предельно обтекаемо. Именно КСА у них прозвучало всего дважды, а так просто "одна южная страна Ближнего Востока", без конкретики.
По той же причине ИРИ старается не педалировать тему "европейского следа", хотя он там просматривается явно. Однако если по нему пойти слишком рьяно, придется обострять отношения с ЕС, тем самым дополнительно толкая их на неизбежное расширение американских санкций "по ядерной сделке". Что явно противоречит интересам Тегерана. Потому что в противном случае страна окажется вынуждена без вариантов недопустимо сильно сближаться с Россией. Для государства, претендующего на субъектность в регионе, подобный шаг имеет слишком много негатива в плане внутрирегиональной репутации.
Следовательно, крайними будут выставляться только США. Тем более что они действительно являются ключевыми бенефициарами происходящего, и к идее обучения в иракских лагерях иранских оппозиционеров французы точно пришли не сами и не по собственной инициативе. В зону геополитических интересов Парижа Иран не входил никогда.
Что из всего этого получится – сказать пока сложно. Но уже очевидно, что западные спецслужбы усиливают ставку на силовую дестабилизацию внутреннего положения в Иране в идеале с выходом на вариант "арабской весны". Спецслужбы страны блокировать процесс полностью не в состоянии, а, значит, стоит ожидать новых терактов. И если их окажется достаточно много, власти страны вполне могут пойти на радикальные шаги вроде перекрытия судоходства в Персидском заливе, тем самым еще на шаг приблизив начало большой войны в регионе. Пока лишь в регионе...
Комментарии читателей (0):