Рано утром 22 августа Александр Лукашенко прибыл в Сочи для обсуждения с Владимиром Путиным комплекса проблем в двусторонних отношениях. Переговоры были запланированы на начало августа, а по факту состоялись в конце августа. Пресс-службы глав государств ограничились публикацией протокольных приветствий без констатаций каких-либо договорённостей спустя сутки, что не характерно для подобных мероприятий.
«Александр Григорьевич, рад Вас видеть, - приветствовал гостя президент России. - У нас с Вами сегодня ещё будет вечерняя, спортивная, программа. Но рад возможности воспользоваться этим и поговорить с глазу на глаз по вопросам, которые относятся к двусторонним и к проблемам международного характера. Имею в виду и объединения, где мы с Вами работаем совместно, и международные вопросы более широкого плана».
Лукашенко сразу же акцентировал внимание на проблемах, не забыв упомянуть о заборе и формальной близости. Из его непродолжительной речи так и не стало ясно, зачем белорусский лидер избегал запланированной встречи с президентом России, предпочитая посещение колхозных полей и разорённых заводов в депрессивных провинциях. При этом Лукашенко подчёркивал исходящую от России опасность утраты суверенитета и независимости Белоруссии, отрицал вассалитет и буквально накануне, 18 августа убеждал местную бюрократию в том, что с отчётом к Путину не поедет.
«Я ежегодно бываю здесь. Здесь есть клочок земли Белоруссии рядом с Вами, за забором. И я при любом удобном случае стараюсь сюда приехать, для того чтобы три-четыре дня отойти от тех проблем, которые всегда накатываются. Они одинаковые везде, у Вас их хватает, только в большем объёме, - сказал Лукашенко. - Очень рад тому, что Вы сказали. Нам действительно есть о чём поговорить. Но я бы не сказал, что у нас накапливаются проблемы. У нас есть проблемы, которые решаются быстро и которые долго не решаются, но новые проблемы, к счастью, не появляются, как я проанализировал, за последнее время».
«Тем не менее эти проблемы без нас никто не решит, и некоторые не наши проблемы приходится решать, как у нас часто с Вами бывает. Поэтому, действительно, есть о чём поговорить, и я буду рад, если Вы пополните мои знания в плане международных отношений, Ваших встреч, Ваших впечатлений и совместных действий на международной арене», - добавил белорусский лидер.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Столь лаконичная публикация пресс-службой президента России стенограммы переговоров говорит сама за себя. Тем не менее, семь раз сказать «проблемы» - говорит о многом, прежде всего, о том, у кого проблемы.
По итогам переговоров пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил об итогах одной фразой и объяснил, почему Лукашенко не поехал вместе с Путиным на международный турнир по самбо.
«Ничего не случилось. У Лукашенко были другие планы. Переговоры прошли очень хорошо», — рассказал 22 августа Дмитрий Песков об итогах президентских переговоров.
Кстати, самбо для Лукашенко не чужой вид спорта – в 2015 году белорусский лидер поведал школьникам, что «занимался» и такой борьбой. Учитывая, как трепетно относятся в Минске к символизму в подобных процессах, тем более симптоматично, что президент России на совместную вечернюю программу отправился один.
Такой оборот долгожданной встречи может быть связан с заявлениями Лукашенко о «варварстве» России и множестве претензий к российским властям и бизнесу, которые белорусский лидер озвучивал на протяжении всего лета. Дмитрий Песков так прокомментировал заявления союзника: «Это рабочие шероховатости, которые урегулируются».
Пресс-служба президента Белоруссии по итогам состоявшихся 22 августа в Сочи переговоров была ещё сдержаннее, чем российские коллеги. Очевидно, стороны договорились о координации действий на случай, если позитива будет совсем мало. Ранее в подобных ситуациях о «прорывах» и прочих успехах государственные СМИ Белоруссии вещали уже с первых минут протокольной съёмки. Очевидно, что у лидеров Союзного государства Белоруссии и России был непростой разговор по принципиальным вопросам. Об этом свидетельствует отсутствие информации о подписанных документах, которые готовятся заранее и на таких мероприятиях лишь скрепляются подписями.
Что за проблемы, о которых говорил Лукашенко столь часто почти в каждом предложении протокольной речи? Проблемы эти практически во всех сферах двусторонних отношений – от экономики до внешней политики и гуманитарных связях.
Проблемы в экономике. Формально Белоруссия вышла из кризиса и демонстрирует рост ВВП (за счет увеличения переработки российских нефтепродуктов). По факту республика не достигла докризисного уровня и не решила ключевых проблем. Основными статьями экспорта остаются машиностроение и нефтепродукты, а с ними не всё хорошо. Во время выступления на «Гомсельмаше» Лукашенко неспроста сделал столь резкие заявления о протекционизме и прочем непорядочном поведении.
В 2019 году Белоруссии предстоит пройти очередной пик выплат по внешнему долгу, а с валютными поступлениями от экспорта, как и с внешними заимствованиями, серьёзные проблемы. Не решён вопрос о предоставлении официальному Минску российского кредита в объёме $1 млрд, что понятно не только в контексте антироссийских санкций, но и стремления России снять постсоветскую республику с многолетнего субсидирования. Заморожен очередной транш российской помощи по линии ЕФСР. Переговоры о кредитовании по линии МВФ провалились, а КНР предоставляет только связанные кредиты.
Россия осуществляет «большой налоговый манёвр» в нефтяной сфере, следствием которого уже с 2019 года станет внутрироссийский рост цены на сырую нефть из-за смещения налоговой нагрузки на нефтедобычу. По сей день Белоруссия покупает российскую нефть не по рыночным ценам и подорожание сырья вынудит власти снизить налоговую нагрузку на НПЗ и нефтетрейдеров, а это опять же ударит по доходной части бюджета. Кроме того, белорусский бюджет лишится перечисляемых в него российских нефтепошлин - таковые, скорее всего, и вовсе будут отменены за ненадобностью.
Белорусский госконцерн «Белнефтехим» уже сейчас обсуждает решение правительства РФ лимитировать поставки в Белоруссию российских продуктов переработки нефти и газа. Введение ограничительных мер запланировано в сентябре и руководство Белоруссии крайне заинтересовано в том, чтобы хотя бы их отсрочить. Российские нефтепродукты и СУГ на белорусском рынке замещают белорусские, тоже выработанные из российских углеводородов, но предназначенные на экспорт в Евросоюз и на Украину.
Политические проблемы. Глава МИД Белоруссии Владимир Макей добился заметных успехов на западном направлении белорусской внешнеполитической «многовекторности». Американские контрразведчики и военные зачастили в Минск, в Брюсселе и Вашингтоне уже не называют Лукашенко «последним диктатором Европы». При этом денег на Западе не дают, что хорошо видно по перечням основных инвесторов и кредиторов официального Миска. Заработать на «минской площадке» по урегулированию украинского кризиса не удалось, под разговоры о направлении контингентов белорусских миротворцев в Донбасс и другие «горячие точки», равно как и под заявления о «Хельсинки-2» денег не выделено. Остаётся надеяться на российскую помощь и опираться на собственные силы.
Не прибавило симпатий в Москве систематическое фрондёрство минских коллег, распускающих слухи о Михаиле Бабиче как о «диверсанте» и пытающихся устроить торг одобренной кандидатуры посла России и спецпредставителя президента РФ в Белоруссии по совместительству. Обсуждение кандидатур послов в России в Белоруссии – одна из тем переговоров Лукашенко и Путина, которая не отражена в релизах президентских пресс-служб и официальных комментариях.
Гуманитарные проблемы. До сих пор не создано единое гуманитарное пространство Союзного государства России и Белоруссии. Неспроста до сих пор Лукашенко так и не подарил президенту России давно обещанные учебники по истории Белоруссии. Ревизионизм стал мейнстримом официальной историографии и относительно недавно белорусский министр образования на полном серьёзе предлагал покончить с выбором родителями языка обучения в школах – по примеру Латвии.
Подъём национализма в Белоруссии происходит при участии госструктур и российская общественность (как и белорусская) без удовольствия наблюдают ремейк украинских событий накануне «майдана» 2013/2014. Националисты и русофобы действуют открыто в государственных структурах, информируют о своих достижениях с парламентских трибун и в польских СМИ.
Показательным стал громкий политический процесс в рамках уголовного «дела пророссийских публицистов»: выступавшие с критикой русофобии, торможения интеграции Белоруссии и России, предупреждавшие о рисках повторения украинских событий Дмитрий Алимкин, Юрий Павловец и Сергей Шиптенко были арестованы в декабре 2016 года и в феврале 2018 года приговорены к пяти годам лишения свободы. Вслед за этим представители местных национал-радикалов через СМИ призвали убивать сограждан с пророссийскими взглядами.
Отмечены факты продолжения гонений властей на народную символику Дня Победы - Георгиевскую ленточку, что органично дополняло инициативы местных национал-радикалов. Не остались в стороне от внимания общественности попытки чиновников не допустить 9 мая шествия «Бессмертного полка». Власти не предпринимают решительных мер в расследовании нападений неонацистов на минчанина Сергея Лановенко, демонстративно сочувствовавшего жертвам необандеровской агрессии в ДНР.
Лукашенко беспокоит приближающийся период выборных 2019–2020 годов, в ходе которого ему предстоит сформировать надёжный внутриполитический тыл в виде подконтрольных парламентариев, судей, прокуроров и прочих винтиков властной вертикали, что поможет решить важнейший вопрос - о президентском преемнике. Однако вся эта политическая надстройка будет похожа на карточный домик без экономического базиса и помощи Кремля.
Россия не выказывает готовности спонсировать решение социально-экономических проблем Белоруссии, Запад – тоже, а внутренних ресурсов в республике не так уж много. Гарантии безопасности Москва готова предоставить, однако ей не всё равно, что ими будет прикрыто в соседней союзной республике.
Комментарии читателей (1):
Теперь о России - нужно или полностью скинуть этих лимитрофов со своего баланса. Либо сказать им, чтобы входили в состав России (отдельными субъектами)...Либо ПОЛНОСТЬЮ подчинить их себе в политическом плане. Но для этого нужно не только выжить оттуда всякие НКО и НПО, но и ликвидировать эти структуры у СЕБЯ, в России.