Как пишет издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten, в Европе начался тихий рост цен. Не то, чтобы дело было чем-то особенно новым, однако второй месяц подряд они стали заметно превышать нормативы Европейского Центробанка.
На первый взгляд, вопрос не кажется серьезным. Согласно современным представлениям о "правильном функционировании рыночной экономики", некоторая постоянная инфляция должна присутствовать постоянно. Эксперты ЕЦБ для стран еврозоны ее размер установили в 2%. По итогам двух месяцев текущего лета она оставляет 2,1%, чего не случалось с 2012 года. Формально эта "одна десятая" как бы и невелика, но учитывая общие масштабы европейской экономики, она означает, что махина с огромной массой тихой сапой стала разгоняться и тем самым создавать угрозу инерции, которую впоследствии бывает очень сложно погасить.
Впрочем, наибольшие опасения издания вызвал не сам факт нарушения норматива средней цифрой по Европе, а формирующая ее структура отраслевых цен. Особенно сильно дорожают продовольствие, табак и алкоголь (на 2,5%) и, что еще хуже, электроэнергия, где средний рост составил целых 9,5%. А так как доля энергорасходов в том или ином объеме входит в состав себестоимости абсолютно всех товаров, то это значит, что в среднесрочной перспективе следует ожидать двух других последствий: снижения средней рентабельности промпроизводства и, вероятно, некоторого роста безработицы в связи со стремлением предприятий к сокращению издержек для выправления общего бухгалтерского баланса. Если вспомнить, что промпроизводство в Германии формирует 20% ВВП, опасения вполне обоснованы.
Все перечисленное важно потому, что до центральных банков входящих в ЕС стран, равно как и руководства ЕЦБ в частности, стало доходить, что с процессом "оздоровления европейской экономики через QE что-то пошло не так". Хотя, понятно "что не так", ничем не обеспеченных евро в экономики очевидно перелили.
Для тех, кто не в курсе. В 2014 году Евросоюз столкнулся с проблемой критичного разрастания суверенных долгов входящих в ЕС стран. Национальные банки, в попытке спасения своих экономик после кризиса 2008 года, выпустили очень много долговых облигаций, деньги от которых расходовались на предоставление финансовой помощи ключевым предприятиям и банкам, оказавшимся в преддефолтном состоянии. Все понимали, в какой огромной степени общая экономика Европы представляет собой один огромный общий карточный домик, в котором обвал одной страны способен вызвать неуправляемое обрушение всех остальных.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Предполагалось, что тем самым экономика устоит и с ее дальнейших доходов долги можно будет тихо погасить. Но, как это обычно случается с любыми капитальными ремонтами очень старых зданий, когда дело дошло до конкретики, масштаб проблемы сильно превзошел ожидания. К середине 2014 года стало понятно – на обслуживание долговых бумаг доходов не хватит, а много где их не будет совсем. Львиная доля системообразующих бизнесов фактически оказались убыточны или близки к тому. Влитые в них деньги дали очень ограниченный эффект. Но вливать больше уже не могли сами центробанки, оказавшиеся критично перегруженными эмиссией облигаций. Риск дефолта начал угрожать им самим.
В качестве меры по исправлению положения ЕЦБ принял решение приступить к печати денег из воздуха, что в банковской системе называется "количественным смягчением" или QE. 22 января 2015 года его глава Марио Драги объявил о начале выкупа этих "плохих" облигаций на сумму в 60 млрд. евро в месяц. По плану предполагалось таким образом "создать" за полтора года около 1,1 трлн. евро или примерно 7% совокупного ВВП ЕС. Считалось, что программа закончится в сентябре 2016 года, но в процессе ее пришлось продлить до марта 2017, таким образом увеличивая объем вливания еще примерно на 360 млрд. евро.
Впрочем, по факту, вышло как с тем ремонтом. Очень быстро объемы ежемесячных вливаний подскочили до 80 млрд. евро, а сроки в очередной раз пришлось продлить до конца 2017 года. Плюс гарантировать банкам, что "если что" ЕЦБ предоставит еще до 540 млрд. евро "сверх лимитов".
Таким образом, к настоящему моменту (а программа QE продолжает функционировать и в настоящее время) в европейскую экономику, для удержания ее на плаву, за три года поступило уже свыше 2,2 трлн. при совокупном объеме ВВП ЕС в 14,6 трлн. евро. Руководство ЕЦБ в этот раз обещает остановить вливания до конца текущего года на общей отметке в 2,55 трлн.
Это если не считать других "антикризисных программ" очень сходного по смыслу характера. В частности 400 млрд. евро по программе целевого долгосрочного кредитования банков (TLTRO) и 12 млрд. евро по программе выкупа ипотечных облигаций ABS. То есть, в итоге, вышли почти на 3 трлн евро – «хотели как лучше, получилось как всегда» (В.Черномырдин).
И вот теперь бассейн стал откровенно переливаться через край. Ничем не обеспеченные фантики от того кризиса Европу формально спасли, но при этом запустили многочисленные негативные "побочные" процессы. Через QE крупные, но явно убыточные, европейские корпорации скинули "на бюджет" свои убытки, в целом в своих бизнесах не изменив ничего. Ожидавшийся рост экономики таковым оказался только на бумаге. Если из "по 2,3-2,5%" ежегодного роста в течение последних трех лет отнять те 8,8% денег, просто возникших в результате QE, то чисто математически выходит, что вместо общего роста на 7,5%, европейская экономика в итоге даже сократилась на 1,3% даже не к нынешнему, а к уровню 2014 года.
В переводе на русский это значит, что товаров и услуг в действительности больше не стало, тогда как количество находящихся в обороте фантиков, именуемых деньгами, существенно возросло. И они начали разгон инфляции. Пока еще небольшой, но в общем масштабе цифр – уже опасный.
Вопросом дня становится – как последствия ЕЦБ станет гасить. Ведь любые меры по спасению автоматом вызовут снижение темпов экономического роста, а на них завязаны биржевые индексы, котировки фьючерсов, прогнозы на объемы потребления базовых величин (в частности, основных видов сырья и энергии) и многое другое, на чем держатся не только перспективные инвестиционные планы, но и базовые цены, вроде котировок нефти.
В сущности, европейский домик по-прежнему остался карточным, а значит, и угрозы - прежними. Основания ожидать масштабный системный экономический кризис никуда не пропали. Демон только затаился, но он ждет...
Комментарии читателей (1):
"Инфляция – не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством… Инфляция не обрушивается на нас как проклятие или трагически роковое событие, она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой. Нужно заклеймить всякое потворство инфляционной политике перед лицом всей общественности и этим воспрепятствовать всякой такой попытке."
Людвиг Эрхард, экономист, министр экономики, канцлер ФРГ (1963–1966 гг.)