Наблюдательные люди уже могли заметить стабильность работы геополитического правила. Стоит в любой бывшей советской республике вспыхнуть стремлению к "самостоятельности", особенно в области социальной справедливости и "законных требований" народа к эффективности собственной власти, как на выходе с завидным постоянством находится, во-первых "западная помощь становлению молодой демократии", во-вторых, заканчивается все конфликтом с Россией и развалом собственной страны.
Когда по очевидной майданной схеме беспорядки начались в Армении, местное население и представители зарубежной диаспоры любые аналогии с Украиной отрицали напрочь. И вмешательства американского, мол, нет, и к России происходящее отношения не имеет. Чисто внутренние вопросы, на решение которых полное право имеет любой независимый народ.
Но получилось как всегда. Во-первых, Армения внезапно тоже захотела в Европу. Причем по сценарию, один в один копирующему украинский. На саммите Восточного партнерства НАТО Ереван подписал Всеобъемлющее и расширенное партнерское соглашение с ЕС, которое парламент страны 11 апреля 2018 года ратифицировал. Хотя технически еще и не полностью, однако условно оно вступило в силу с 1 июня 2018 года.
Естественно, все это делается исключительно ради достижения множества благих целей, расширения торговли, сближения экономик и повышения уровня жизни, увеличения взаимного туристического обмена. Конечно же, шаг обосновывается безусловностью права суверенного государства самому решать, как ему жить.
Вот только в конце этой цепочки уже осторожно, хотя пока и не слишком громко, называется подписание с Евросоюзом договора об Ассоциации, в перспективе, пусть и отдаленной, сулящего вступление Армении в вожделенный Евросоюз. Опыт последствий этого шага Прибалтики, Восточной Европы и Украины попросту игнорируется. Правящая элита в Ереване полагает, что на заведомо более богатом, чем российский, европейском рынке она сумеет продать много больше армянских экспортных товаров по куда более высокой цене.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Формально экспорт страны насчитывает 97 ключевых наименований, однако ключевыми из них являются четыре сырьевых, два промышленных и два "продовольственных" направления. В том числе 22% экспорта формирует продажа медной руды; 13% - золота; 5,3% - алмазов; 4,3% - алюминиевая фольга; 3,2% - ферросплавы; 2,3% - платина; 9,7% - сигареты и сигары; 6,9% - крепкие алкогольные напитки. В какой степени все это действительно востребовано на европейском рынке – в реальности армян не интересует. Раз товар есть, значит и спрос на него существовать обязан. Точка.
Самое забавное, что новые власти Армении в Европе ведут себя точно также. Словно делают большое одолжение Брюсселю, принимая от него помощь, по их мнению, явно недостаточную для такой важной страны, как Армения. И вообще, Ереван до сих пор не получил от ЕС внятного и достойного предложения, от чего европейцам должно быть стыдно. А потом удивляется "странному поведению" европейских партнеров на переговорах.
Ради этого, а также для пущего подчеркивания своей независимости, новые власти страны активно используют плоды своей победы для решения внутренних политико-экономических проблем и сведения старых счетов, нисколько не считаясь с любыми последствиями собственных действий.
Так, в частности, по обвинению в попытке свержения государственного строя по предварительному сговору с группой лиц, Специальная следственная служба Армении арестовала генерального секретаря ОДКБ генерал-полковника Юрия Хачатурова. Хотя и повод формальный, и ереванский суд его потом освободил под залог. Как этот шаг может отразиться на деятельности Организации по коллективной безопасности, никому и в голову не пришло задуматься.
На возмущение со стороны России, а также на уведомление, что тогда пост переходит к следующему участнику ОДКБ - Беларуси - Ереван спокойно заявил о своем праве сохранять место за собой до 2020 года. Раз квота принадлежит Армении, значит, и говорить не о чем, просто заменим должностное лицо каким-нибудь другим человеком.
Вот так, тихо и незаметно, по мнению их правящей элиты, буквально на ровном месте, Армения получила из Москвы четкий ультиматум. Точнее, пока только намек, но предельно прозрачный. Российские поставки вооружений для Армении могут быть прекращены. В том числе и уже ранее согласованные.
Теоретически, для страны, чья армия полностью основана на российском оружии, это должно было иметь безусловный отрезвляющий эффект. Особенно учитывая наметившееся новое обострение с Азербайджаном, и обеспокоенность Еревана по поводу наращивания боевых возможностей его армии. Предупреждение было тем более важно, что собственные экономические возможности страны позволяют обеспечить не больше 10 -12% потребностей вооруженных сил в тяжелом вооружении. Фактически армия страны переоснащаяется и обеспечивается благодаря российским кредитам. Отмена этого механизма грозит утратой обороноспособности в перспективе не более 7-10 лет.
Однако пока признаков осознания серьезности создавшегося положения из Еревана не поступает. И это еще сильнее сближает происходящее там с событиями на Украине. И повышает риск размораживания войны в Нагорном Карабахе, которую в этот раз Ереван имеет все шансы проиграть.
Комментарии читателей (0):