Инициатива амбициозного проекта One Belt One Road (OBOR) - это действие по наращиванию геополитического влияния . Китайский режим использовал исторические образы торгового маршрута Шелкового пути как обоснование для сотрудничества с более чем 60 странами Азии, Европы и Африки в крупных инфраструктурных проектах.
Тем не менее, проекты все чаще подвергаются анализу с некоторыми заинтересованными странами, что китайский режим может использовать эту программу для приобретения политической верности и дальнейшего развития ее геополитических интересов.
Главы государств и официальные лица участвуют в саммите на Форуме по поясу и дорогам в Пекине, Китай 15 мая 2017 года. (Thomas Peter-Pool / Getty Images)
Недавно опубликованная оценка аналитического Центра глобального развития в США определила, что некоторые страны вовлеченные в проект OBOR могут подвергнуться большому риску банкротства в результате будущего финансирования, связанного с инфраструктурными проектами.
Центр проанализировал риск долговых проблем среди 68 стран, участвующих в проекте, и обнаружил, что 23 страны были «значительно или очень уязвимы к долговым проблемам», а 8 - «особой проблемой» - Таджикистан, Лаос, Мальдивы, Джибути, Кыргызстан, Пакистан, Монголия и Черногория.
Рискованное дело
Пакистан является одним из центров проекта OBOR. Согласно докладу Центра глобального развития, китайский режим планировал Китайско-пакистанский экономический коридор с энергетическими, транспортными и другими проектами на сумму 62 млрд.$ Несмотря на обещания экономических возможностей, шансы, похоже, сложились в пользу Китая. Китай взимает высокие процентные ставки по некоторым кредитам. МВФ (Международный валютный фонд) считает, что это может привести к соотношению государственного долга к ВВП «значительно выше 70 процентов», отмечается в докладе.
В ноябре прошлого года официальный представитель Пакистана Мир Хасил Бизенхо заявил, что стране придется заплатить 16 млрд.$ в виде кредитов от китайских банков со ставкой более 13%, чтобы развивать Гвадар - глубоководный порт, который считается важной составляющей Китайско-пакистанского экономического коридора. В рамках 40-летней сделки Китай получит 91-процентную долю валовых поступлений и 85 процентов акций из соседней «свободной зоны», согласно докладу, опубликованному в Гонконге изданием Asia Times.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В ряде случаев странам пришлось уступить контроль над правами Китаю, когда они не смогли погасить кредиты. Например, Шри-Ланка не смогла обслуживать кредит в размере 8 млрд.$ с 6 % ставкой за строительство порта Хамбантота. Согласно сообщению, в июле 2017 года Китай и Шри-Ланка подписали соглашение об уступке контрольного пакета акций китайской государственной компании в обмен на списание долга и 99-летнюю аренду.
Общий вид порта в Хамбантоте в Шри-Ланке 10 февраля 2015 года. (Lakruwan Wanniarachchi / AFP / Getty Images)
В Лаосе, одной из беднейших стран Юго-Восточной Азии, проекты OBOR взяли на себя тяжелое финансовое бремя: железная дорога Китай-Лаос стоит 6 млрд.$, или около половины ВВП Лаоса.
Среди других стран с высоким уровнем риска, определенных в докладе, тревожный процент задолженности приходится на Китай. Джибути, место единственной заморской военной базы Китая, задолжает Китаю почти 82 процента своего внешнего долга, а доля внешнего долга Кыргызстана в Китае, вероятно, возрастет с 37 процентов в 2016 году до 71 процента в ближайшие годы, согласно отчет. Между тем, задолженность Таджикистана перед Китаем составляет почти 80 процентов увеличения внешнего долга страны в период с 2007 по 2016 год.
Будущее сомнение
Из-за плохой репутации Китая в управлении долгом бедствия в докладе рекомендуется, чтобы международные финансовые учреждения, такие как Всемирный банк, удерживали Китай от установленных стандартов кредитования. Они «должны работать над более подробным соглашением с китайским правительством, когда речь заходит о стандартах кредитования, которые будут применяться к любому проекту BRI [Belt and Road Initiative], независимо от того, кредитор», - сказано в сообщении. В докладе не было объяснено, какие рычаги воздействия на Всемирный банк или другие аналогичные учреждения вынуждают Китай согласиться на любые такие протоколы.
Страны также сокращают инвестиции в ОБОР. В ноябре Пакистан отложил сделку на сумму 14 миллиардов долларов на строительство плотины «Диамир-Бхаша» в рамках экономического коридора, ссылаясь на финансовые проблемы, сообщает пакистанская газета The Express Tribune .
Шри-Ланка также отклонила предложение о строительстве нефтеперерабатывающего завода вблизи порта Хамбантота в октябре, сообщила газета Hong Kong в Гонконге .
В апреле 2017 года Новая Зеландия согласилась разрешить Китайской железной дороге развивать экономически депрессивный крайний северный регион страны, сообщает Reuters.
Но вновь избранное правительство с тех пор выразило сомнение в отношении участия Новой Зеландии. «Я сожалею о скорости, с которой было подписано предыдущее правительство», - сказал министр иностранных дел Уинстон Петерс во время недавнего визита в Австралию, согласно докладуавстралийской телекомпании SBS.
«Я не чувствую, что мы должны быть связаны, потому что предыдущее правительство подписалось на что-то», добавил Петерс.
Комментарии читателей (0):