У меня сложилось устойчивое чувство, что страна во внутренней политике не нуждается. У нас есть явные успехи в демографии, медицине, сокращении инфляции, росте промышленного производства и сельском хозяйстве. Мы гордимся ростом экспорта сельхозпродукции и ай-ти, производительности труда и увеличением собираемости налогов. У нас есть задачи по модернизации дорожной сети и банковской системы, экологии и фундаментальной науки. А вот с выборами, институтами гражданского общества, реформированием системы управления, созданием социальных лифтов и кадровой подготовки служащих, поддержкой конституционных прав и свобод - все это остается за кадром внимания. Либо не нуждается в том, чтобы президент тратил на это время в своем послании.
Бесспорно, на меня произвело впечатление желание руководителя страны довести до конца антикоррупционную повестку, остановить давление на бизнес, заставить чиновников советоваться с народом, а не принимать волюнтаристских решений. Привлекли внимание идеи о снижении ставок потребительских кредитов и кредитов для малого бизнеса. Идея выйти к 2019-2020 годам на темпы роста экономики выше мировых тоже вызывает глубокое уважение. Однако политика - это концентрированная экономика. И то, что президент почти не коснулся внутренней политики - очень беспокоит.
Мы стоим на рубеже серьезного внутриполитического цикла – президентской кампании. Она начинается уже сейчас. И как легитимно и конкурентно она пройдет зависит от посыла самого главного и самого сильного института в стране – института президентской власти. Собственно говоря, и восприятие в обществе этого института после выборов во многом зависит от этого. Поэтому оставшаяся за кадром тема принципов дальнейшего функционирования системы и потенциальных реформ в ней расстроила. Скрывать не буду.
Комментарии читателей (2):
У меня, в отличие от автора, не вызывают "глубокое уважение" высказанные в послании идеи и пожелания, принципиально невыволнимые при сохранении нынешнего либерально-колониального курса страны. Что этот курс неизменен - в очередной раз подтверждено всем духом выступления.
И утверждению автора, что "самый сильный институт в стране – институт президентской власти" - нет ни малейшего подтверждения. Это - самый слабый институт. Либо Путин - очень, очень слабый президент, который может только нравоучить госаппарат, слившийся, однако, в коррупционном экстазе с преступностью.