Вопросы заданы В.В. Путиным Правительству по поводу катастрофы на шахте «Северная» Печорского угольного бассейна на заседании 02.03.16г.
Вопросов два: почему это случилось, и почему не сработала система безопасности?
Председатель Правительственной комиссии вице-премьер Аркадий Дворкович доложил, что выводы будут сделаны в апреле текущего года, по результатам работы Следственного комитета и Госгортехнадзора.
Опираясь на свой более чем 10-летний опыт работы по добыче угля и проектированию угольных шахт Центрального района Донбасса (Енакиево, Горловка, Никитовка, Дзержинск. Шахты там сверхкатегорные по опасности взрыва метана и угольной пыли, опасные по самовозгоранию угля), попытаюсь ответить на вопросы президента раньше.
Не вдаваясь в подробности показателей, по которым определяются категории опасности шахт по метану, а их всего четыре – I, II, III категории опасности и сверхкатегорные устанавливаются по количеству мз выделяемого метана на 1000 т суточной добычи угля конкретной шахты. Сверхкатегорные шахты имеют пласты, опасные по внезапным выбросам.
Первое, что надо установить, а это сделать несложно: так что всё-таки произошло на шахте «Северная»? Был ли это горный удар (пласты Печорского бассейна опасны по этому горному явлению) или внезапный выброс угля и газа?
СМИ озвучивают то одну, то другую версию.
Для окончательного вывода не нужно ждать апреля. Поскольку был взрыв (и не один) с последующим возгоранием, а в шахте есть чему гореть, хотя бы оболочке гибкого электрокабеля, не говоря об угле, то я считаю, что был внезапный выброс угля и газа (ВВУГ).
А ВВУГ – тот же взрыв, но при установившейся рудничной температуре, «холодный взрыв». Этот взрыв разбросал добычное оборудование на электроприводе, порвал питающие и слаботочные кабели, с коротким замыканием, до срабатывания системы отключения электроэнергии, вне зависимости от того, работали ли датчики этой системы в табельном режиме или были «загрублены».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ответ предельно ясен.
Как жить дальше? Об этом Правительству РФ надо было заботиться с 90-х годов. По сей день научно-исследовательские работы по газовой проблеме угольных шахт практически свёрнуты по причине отсутствия финансирования.
Из личного опыта.
Четыре года руководил добычей угля на опасном по ВВУГ пласте «Куцый» на глубине 460 м шахты «Углегорская», Енакиевский район, Донбасс. За три года до этого на пласте произошёл внезапный выброс, погибли два человека. После этого несчастного случая шахта стала сверхкатегорной. Систему борьбы с ВВУГ разработал не я, но я её скрупулёзно исполнял. Систему разработал Макеевский НИИ, который занимался безопасностью угольных шахт. В Союзе таких НИИ было два, второй в Кузбассе.
Сейчас МАКНИИ или приказал долго жить, или влачит жалкое существование под обстрелами правительственных войск Украины.
Суть этой системы. Забой обуривался опережающими дренажными скважинами с шагом 3-4м. Глубина скважины зависела от темпов продвижения лавы в сутки.
Неснижаемое опережение дренажными скважинами забоя устанавливается 3м.
Поскольку мощность пласта «Куцый» - 0.8м, а пласта «Мощный» - до 5м, бурить с шагом 3-4 м надо не одну скважину, а три – одна над другой.
Но процесс бурения дренажных скважин сам по себе может спровоцировать ВВУГ. Вращательное бурение отличается от ударного меньшей степенью вибрации, но вибрация всё равно имеет место, а этот физический фактор как раз и провоцирует внезапный выброс. Поэтому по регламенту на пласте «Куцый» при бурении скважин запрещалось производить иные работы.
Сутки делились так: две добычные смены и одна ремонтная - по 6 часов, между сменами 1 час для производства взрывных работ. Итого 20 часов. В оставшиеся 4 часа – бурение дренажных скважин.
Выбросов за весь период моей работы не было.
Какие мероприятия исполнялись в лаве пласта «Мощный», кроме блокировки электроснабжения, не знаю. Но блокировка, как показано ранее, на внезапный выброс не срабатывает.
Скажу ещё. На всех сверхкатегорных шахтах ЦР Донбасса электроснабжение разрешалось только в пределах рудничного двора. Зона примыкает к шахтным стволам, а это – спуск-подъём людей, материалов, разгрузка ж/д составов с углём в скиповый ствол.
Далее все механизмы работают только на сжатом воздухе. Причём откаточный горизонт, по которому поступает свежий воздух в лавы, обслуживается аккумуляторными электровозами. А грузы по вентиляционному горизонту до 60-х годов доставлялись лошадьми, в наше время – гировозами.
Пневматические приводы – маломощные.
Озвучиваю идею. Необходимо перевести добычу на гидравлический привод. Вместо центральной компрессорной делать гидравлическую станцию. Масло по трубопроводам транспортируется потребляющим механизмам. В отличие от сжатого воздуха потребно два трубопровода – прямой и обратный. Гидравлические станции можно располагать в руддворах.
Это очень серьёзная инженерно-конструкторская задача, но она решаема. Да и трубы для давления 150-200 атм Россия может изготавливать. Не такое делали!
Проблему внезапных выбросов этим не решишь, но они будут без взрывов гремучего газа.
А с метаном надо бороться биологическими методами. Наши микробиологи первымив мире открыли вакцину против лихорадки Эбола, справятся и с метанообразующими бактериями.
Я мог бы сделать более детальные выводы, но для этого необходимо располагать и внимательно изучить следующие документы:
- геологический разрез по простиранию пластов в пределах шахтного поля;
- схему вскрытия пластов на шахте «Северная»;
- схему подготовки шахтного поля;
- паспорт лавы (очистного забоя).
Воспользовался кое-какими данными по соседней шахте «Заполярная», на которой я неоднократно бывал, делал для неё проектные работы.
В СМИ озвучена, кроме ВВУГ и горного удара, ещё одна причина взрыва метана. Её суть – массовое обрушение кровли пласта в выработонном пространстве, это обрушение вытеснило скопившийся там метан в забойную зону. В данном случае атмосферная волна вряд ли разбросала добычное оборудование и порвала кабель, но это явление также взрывообразно и датчики отключения электроснабжения не успели сработать.
Зависания кровли в выработонном пространстве допускать нельзя. Для этого существует система управления кровлей, вплоть до её принудительного обрушения буровзрывными работами.
Взрыв осуществляется при отсутствии людей в лаве. Взрывник располагается в надёжном укрытии.
В заключение хочу обратиться к осиротевшим семьям.
Дорогие отцы, матери, вдовы и дети! Шахтёры Кузбасса, Донбасса, Караганды скорбят вместе с вами. Выскажу обоснованную надежду, что ваша трагедия добавит толику политической воли президенту и правительству и они найдут средства на обеспечение безопасности дальнейших работ на базе достижений современной горной науки и новейших технологических схем.
Генеральный директор ООО «Протонподземстрой-А»
Ю.Коломиец
Комментарии читателей (0):