Американские археологи произвели на свет сенсацию. На раскопках первого английского поселения в США, колонии Джеймстаун (штат Виргиния), они обнаружили останки капитана Гэбриела Арчера, одного из лидеров поселенцев. Уникальность этого открытия в двух сопровождающих его нюансах. Во-первых, в могиле Арчера был обнаружен серебряный реликварий, в котором были найдены несколько костей и крошечный пузырек, наполненный святой водой или кровью. Во-вторых, капитан был захоронен в шестиугольном гробу головой на восток. Подобным образом, указывает американское издание Atlantic, зачастую хоронили католических священников. Отсюда интрига: Джеймстаун был протестантской колонией, но теперь напрашивается вывод, что в ней процветала подпольная католическая община, членами которой состояли некоторые руководители поселения, а сам Арчер вполне мог быть ее лидером или даже тайным священником. «Находка загадочной маленькой серебряной коробки с мощами стало одним из главных сюрпризов, — заявил президент Jamestown Foundation Джеймс Хорн. — Мы все еще пытаемся выяснить, что бы это значило: ведь очень странно обнаружить католический реликварий в могиле лидера первой протестантской церкви в стране».
Американские и английские католические издания, по понятным причинам заинтересовавшиеся открытием археологов, пока что не делают далеко идущих выводов из этого события. Но нет никаких сомнений, что вопросов оно порождает много. Когда в 1600-х годах британские маргиналы отправились на поисках счастья в Новый Свет, их религиозная принадлежность имела большое значение. Как пишет американский католический портал National Catholic Register, в начале XVII века страх и ненависть к «папежникам» переживали в Англии один из наивысших максимумов в истории страны. Разоблаченный «пороховой заговор», подготовлен иезуитами в английских эмигрантских коллегиях Дуэ и Вальядолида с целью убийства короля Якова I, его семьи и британского парламента в 1605 году, привел к принятию ограничительных законов против католиков и серьезным репрессиям. Любой английский католический священник, особенно иезуит, мог был быть заподозрен в подстрекательстве и заговоре против правящего строя. Так что монарх вряд ли бы обрадовался, узнав, что католическая фронда тайно интегрировалась в отряды поселенцев, отправлявшихся на недавно открытый континент. И хотя в 1629 году английской колонии Мэриленд дали свободу вероисповедания, позволив католикам и англиканам свободно исповедовать свою веру, после свержения последнего католического короля Англии Якова II в ходе «Славной революции» 1688 года мэрилендским католикам пришлось уйти в подполье, так как им запретили публично проводить службу.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 02.08.15 Средняя Азия: Китай возвращает Россию ко временам «европейского концерта» / Камран Гасанов
- 01.08.15 Россия, США и Израиль могут денуклеаризовать остальных участников ядерного клуба / Ермек Тайчибеков
- 31.07.15 В одесском городе бузина, а в Киеве - Петя / Владимир Павленко
- 26.07.15 Чей «джаз» исполняет Турция на своих войсковых барабанах? / Станислав Тарасов
Поэтому вопрос о религиозных основах американской нации в ходе ее национального строительства до сих пор решался в пользу протестантизма, который считался «местным», а католичество — «пришлым». Первыми католическими колонизаторами в подобной интерпретации признавались испанцы и французы, которые начиная с XVI века основывали свои колонии от Флориды до Калифорнии. Соответственно, во время войны североамериканских колонистов с европейскими странами католичество с его священниками и монахами из орденов признавались за «вражеских агентов» иностранных государств. История самой католической Америки, отмечает исследователь колониального периода из университета Брандес Маура Джейн Фаррелли, по общепризнанной теории начинается в 1820—1830-х годах с волной иммигрантов из Германии, Ирландии, Австро-Венгрии, Италии и Российской империи. В 1820 году численность католиков увеличилась до 200 тыс. человек, спустя тридцать лет их насчитывалось около 1,6 млн человек, а к концу XIX века — до 12 миллионов человек. Рост католической общины вызвал напряжение на религиозном и политическом уровне. В XIX веке появилось даже так называемое движение «нативистов» или «незнаек». Известными его идеологами являлись изобретатель телеграфа Сэмюель Морзе и отец знаменитой писательницы-противницы рабства, президент теологической семинарии в Цинциннати Лайман Бичер. Морзе и Бичер считали, что в «заговор против демократии» вовлечены не только католические епископы, но и европейские монархические государства, а также лично канцлер Австрии Меттерних и российский император Николай I.
Как замечает доцент истории Церкви и исторического богословия отец Дэвид Эндрес, американских католиков постоянно подозревали в нелояльности и недостаточной американской идентичности из-за того, что их верховный пастырь находится в Риме. Сегодня эта проблема, говорит католический историк, вновь встает во главу угла — что в определениях «католик» и «американец» должно быть для верных существительным, а что прилагательным? В этом смысле обнаруженная археологами находка в Джеймстауне дает американским католикам основание вписать своих предков в ряд отцов-основателей страны, а Риму стать ближе к Вашингтону. Конечно, остается интригующим вопрос, каковой была судьба тайной католической общины в этом первом английском поселении и куда делись ее члены и их потомки — растворились со временем в протестантском обществе или, на радость поклонникам «теорий заговора», ушли в глухое подполье и продолжили тайно исполнять свои обряды, получая инструкции от пап Римских. Подождем следующего открытия историков, если только не будет дан какой-либо знак или знамение со стороны.
Комментарии читателей (4):
1) милые бранятся - только тешатся
2) ворон ворону глаз не выклюет
3) хрен редьки не слаще
1) Папа-иезуит отказывается от "освобождения гроба Господня?";
2) Папа-иезуит активизирует подрывные орденские связи в Штатах? (Половина директоров ЦРУ за последние 50 лет - выпускники иезуитских колледжей).
Ни то, ни другое.
На мой скромный взгляд, эта новость очень органично укладывается в резонанс с появлением Комитета спасения Украины. Вашингтон "меняет" позиции на постсоветском пространстве на восстановление контроля над Европой. И протестантская ось Вашингтон - Лондон (или наоборот) дополняется католической осью Вашингтон - Рим.
Ничего нового. Со времен ложи "Пи-2" и ее "дружбы" с Киссинджером, США всегда сохраняли со Святым престолом "особые отношения". Треугольник Вашингтон - Лондон - Рим наглядно демонстрирует триединство глобальных олигархических кланов: Рокфеллеров, Ротшильдов и Ватикана (соответственно). Только теперь тайное постепенно станет явным, и ради этого подойдут любые артефакты (аналогичный пример "царских останков" 91-го года).
И поскольку это - геополитика, остается один из главных вопросов: о судьбе Израиля.
В "Пространном житии Константина-Кирилла Философа", написанным неизвестным болгарским автором IХ века, есть описание интересного спора философа с католическими духовными лицами:
"Когда философ был в Венеции, епископы, попы и монахи налетели на него, как вороны на сокола, и возбудили триязычную ересь, глаголяще:
- Скажи нам, человек: как это ты создал ныне книги для славян и поучаешь их? Прежде их не открыл никто другой: ни апостолы, ни папа римский, ни Григорий Богослов, ни Иероним, ни Августин! Нам известны только три языка, на которых достойно славить Бога в книгах: еврейский, греческий и латинский.
Философ им ответствовал:
- ...не вдыхаем ли все одинаково воздух? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи?.. Нам ведь известны многие народы, которые разбираются в книгах и славят бога каждый на своем языке. Нам известны следующие: армяне, персы, авазги, иверы, сугды, готы, авары, тирсы, хазары, арабы, египтяне, сирийцы и многие другие"
Цитата по книге Владимира Чивилихина "Память". "Роман-газета", N 17, 1982
"Память" - итог многолетних литературно-исторических "раскопок" автора в тысячелетнем прошлом Руси и России, по-доброму освещающий малоизвестные страницы русской истории и культуры.