О любви Шах Джахана и Мумтаз Махал, в честь которой был построен Тадж Махал в Агре (Индия — прим. ред.), знают, наверно, все. Однако, этой истории любви предшествовала другая, не менее яркая и красивая, однако – не известная большинству неспециалистов.
Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара...
Страну бросает из крайности в крайность. Великий завоеватель и деспот на исходе своих дней становится философом и мыслителем, зачинателем индостанского ренессанса.
Его преемником становится его третий сын Салим – Султан Салим Бахадур, впоследствии взошедший на трон под именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир. Это был первый правитель с наполовину индийскими корнями – его матерью была индийская принцесса (Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай)), выданная замуж за императора Акбара, принявшая ислам и новое имя: Вали Нимат Хамида Бану Марьям уз-Замани бегам сахиба.
Он был крайне противоречивой личностью как по мнению современников, так и современных ученых. Многие говорят о его пристрастии к алкоголю и опиуму, другие опровергают эти факты и считают его тонкочувствующим поэтом.
На заре своей жизни юный принц Салим встречает Мехр ан-Нису – это была та любовь, которой было суждено гореть всю жизнь.
Мехр ан-Ниса (впоследствии Нур Джахан) родилась в городе Кандагар (современный Афганистан) в семье старинных персидских аристократов из рода Тимуридов. Однако, их семья была изгнана с родины и вынуждена искать прибежища в соседней Индии. Во время переезда они потеряли все свое имущество и едва не лишились жизни. Именно в это время – в Кандагаре на полпути из Персии в Индию и родилась Нур Джахан. Семья была на грани полного голода и не имела какого-либо сносного жилища. Однако, они не остановились на полпути. Стоит отметить, что семье помог караванщик Малик Масуд, который не только взял их с собой, но и помог затем отцу Мехр ан-Нисы устроиться на службу к императору Акбару.
Ее родители сочли, что наступил переломный момент в их судьбе, поэтому новорожденной дочери и дали имя Мехр ан-Ниса, что означает «солнце среди женщин».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ее отцу Мирзе Гийяс Бегу (Mirza Ghiyas Beg) действительно удалось устроиться очень хорошо. Он был назначен казначеем в провинции Кабул и очень быстро поднимался по служебной лестнице. Через некоторое время его семья переезжает уже в Дели и он удостаивается от императора почетного прозвища «Итимад уд-Даула» («столп государства»).
Благодаря этому Мехр ун-Ниса получила отличнейшее образование. Она знала в совершенстве арабский и персидский языки, отлично разбиралась в искусстве и литературе, музыке и танцах.
Известный поэт и прозаик того времени Видья Дхар Махаджан отзывался о ней, как о хранительнице истинной интеллигентности, умеренности и здравого смысла.
Стоит отметить, что несмотря на то, что для девушек на освоеннии всего вышеперечисленного образование в общем-то и заканчивалось. Но Мехр ун-Ниса получила знания и в традиционно «мужских» областях – политике, экономике, управлении государством. Как именно это произошло – не известно, о наеме дополнительных учителей для нее история умалчивает. Хотя вполне возможно, что ее отец счел возможным допустить ее на занятия вместе с братьями.
Это аукнется позднее – став императрицей она фактически правила вместо своего супруга Джахангира несколько лет, став его официальной соправительницей, своего рода Роксоланой Индостана.
В 1594г в возрасте 17 лет ее внезапно выдают замуж и в общем-то за не самую лучшую партию.
Легенда предписывает столь скоропалительную свадьбу личной заинтересованностью императора Акбара. Впрочем – достоверных подтверждений той легенде до сих пор не найдено и многие сомневаются в том, было ли все это на самом деле.
Мехр-ан-Ниса, как дочь императорского министра естественно жила при дворце и имела доступ в дворцовые парки. Где-то на тенистых аллеях ей повезло однажды встретиться с принцем Салимом. Красота персиянки поразила его в самое сердце. Но не только. Их соединило не только внешнее чувство. Они оба оказались поклонниками искусства и поэзии. Принц писал стихи и отправлял их с цветами своей юной возлюбленной. Однако, судьба в то время не благоволила к ним.
Стареющий император Акбар имел на женитьбу сына свои собственные планы. Долгожданный наследник не имел в его представлении прав на любовь, а тем более на брак, с пусть и родовитой, но абсолютно политически невыгодной персиянкой. Император браком сына решает все более и более укреплять свою империю. Хотя к тому времени Салим уже был несколько раз женат и имел еще большее количество наложниц. Политические браки не приносили ему семейного счастья.
Влюбленные уже готовы бежать – но побег пресекается. Чтобы не было более поводов для необдуманных реакций сына, Мехр ан-Ниса срочно выдается замуж за Шер Афгана. Он был по происхождению также перс, добившийся милости императора отличной службой в армии, типичным армейским офицером. Женитьба на Мехр ан-Нисе была представлена как награда для него за верную службу.
Однако – у всей этой истории есть и подтекст. У пары была только одна дочь на протяжении всего времени брака. Отцовство Шер Афгана по отношению к ней нередко подвергалось сомнению, подразумевая, что возможно ее отцом был принц. Разговоры не утихли даже тогда, когда Ладли Бегам была выдана замуж за младшего сына Джахангира Шахрияра, от брака с которым имела дочь Арзани Бегам.
Мехр ан-Ниса со своим мужем немедленно отправляется в дальний гарнизон. Вернуться она смогла только после смерти императора Акбара.
Легенда утверждает, что покушение, предпринятое Салимом в 1602г было местью тому, за погубленную любовь. Принц тоже знал, что его любовь не может осуществиться пока отец жив.
И вот, падишах умирает и новым падишахом становится Салим (принявший имя Джахангир). Практически одновременно с этим муж Мехр ан-Нисы погибает при таинственных обстоятельствах и она вместе с дочерью возвращается во дворец.
Однако, несмотря на возвращение, она целых четыре года живет в качестве фрейлины у старшей женщины гарема – первой жены императора Акбака персиянки Рукайи Султан Бегам. Это обеспечивало ей защиту самой влиятельной женщины того времени и не давало поводов для слухов. Здесь же заново влюбленные могли встречаться не опасаясь ненужных свидетелей.
Официально же их первая встреча произошла только спустя четыре года, на праздник Навруз вдовствующая императрица со своей свитой (куда входила и Мехр ан-Ниса) устраивала пышный прием и император должен был его обязательно посетить. Как говорит молва – Джахангир встретился глазами с Мехр ан-Ниса и более не мог от них оторваться.
Они поженились менее чем через два месяца. Пышная свадьба, несмотря на то, что замуж выходила 34-х летняя вдова. Через 17 лет после их первой встречи. Мехр ан-Ниса становится двадцатой и самой последней женой Джахангира. После нее у него более не было ни жен, ни наложниц.
Император был счастлив. Его давняя любовь расцвела пышным цветом. Мехр ан-Ниса получила новое имя «Нур Джахан» («свет мира») или «Нур Махал» («свет дворца»). Бесконечная любовь Джахангира поставила его жену на одну ступень с его самыми преданными министрами и фактически он сделал ее своей соправительницей. Даже более того, клевреты тех времен утверждали, что последние годы своей жизни Джахангир и не правил вовсе, а все приказы шли из-за парды (буквально – женское покрывало, которое охраняет ее от посторонних взглядов), намекая на то, что правила на самом деле Нур Джахан и ее брат, которого она возвела в ранг визиря.
Любимая жена, которая удостоилась чести сидеть вместе с мужем на троне при приеме делегаций, в том числе и иностранных. Она имела право (и активно пользовалась им) издавать приказы и управлять собственными землями. Она же проводила совещания кабинета министров.
Она активно устраивает жизнь своей семьи и свою опору на будущее. Выдает дочь Ладли Бегам за младшего сына Джахангира Шахрияра. В будущем она будет способствовать ему в получении власти в обход старшего принца Хуррама (будущего императора Шах Джахана). Но и последний оказался с ней связанным. Именно она уговорила Джахангира женить Хуррама на своей племяннице Аржуманд Бану Бегам (будущей самой любимой его жене Мумтаз Махал, в честь которой собственно и будет построен Тадж Махал).
Она стала единственной императрицей Индостана, с именем которой чеканились монеты.
Нур Джахан явилась гениальнейшим архитектором и парковым дизайнером, разработавшим королевский парк Ачабал Сад (Achabal Garden) в Кашмире. Это был поистине шедевр паркового искусства периода Империи Великих Моголов. Самыми знаменитыми достопримечательностями этого парка являются чистейшие родники и каскады водопадов.
Смерть Джахангира положила конец ее счастливой жизни и многим амбициозным планам. 16 лет любви окончились. Однако, как показало будущее, свою любовь к мужу она сохранила вплоть до своей смерти.
Несмотря на то, что Шах Джахан явно недолюбливал вдовствующую императрицу, которая к тому же и пыталась лишить его престола поддерживая своего затя, он сохранил к ней чувство глубокого уважения. Он удалил ее из Дели, дабы избежать ненужных интриг и заговоров. Но позволил поселиться в Лахоре, втором городе империи на тот момент. Вместе с ней переехала на постоянное местожительсво и ее дочь, овдовевшая к тому времени.
Этот период жизни Нур Джахан посвящает воспоминаниям. Пишет множество стихов и поэм под псевдонимом Макхфи. Из своих личных средств она организует постройку мавзолея Итимат уд-Даула в честь своего отца в Агре. Строит и свой мавзолей, Шахдара Баг в Лахоре, где найдет свой последний приют и она сама. Мавзолей располагается недалеко от гробница Джахангира, и по соседству с ним приютился и мавзолей ее брата Асаф Хана. На своей гробнице она наказала высечь эпитафию «На могиле этого бедного незнакомца не будет ни цветка розы, ни лампады. Не обожжет свое крыло бабочка и не споет свою песню соловей».
Комментарии читателей (22):
Вот так и путают людей. Что такое "персидский"? Что-то (или кто-то) относящееся к персам, конкретному народу, конкретной национальности. То что Тимуриды управляли Персией разве делает Тимуридов "персами"? Они и Центральной Азией управляли и... той же самой Империей Великих Моголов. Ее основатель - прямой внук Эмира Тимура. Давайте теперь назовем Эмира Тимура или его внука - Бабура "индийцами".
Так же и с Сефевидами. Все они тюрки, а у русских историков - "персы". Запомните, в те далекие времена Персия была лишь кусочком огромных тюркских империй от Сельджуков до Каджаров. И ни одна из этих тюркских империй никогда не использовала в своем официальном названии слово "перс" или "персидский".
Что касается императора Николя Второго и сравнения его с Тимуридами, Сефевидами. Дело в том, что Николя (ну ладно, назовем его таки по-русски Николаем) правил Российским государством, а Бабур или Акбар шах правили не Индией, а Великим Государством Моголов (Девлет-и Могол), Исмаил Сефевид правил не "Персией" (это даже оскорбление и принижение его царских титулов - ведь Персия - исторически это не такая уж и большая область на юге современного Ирана), а Девлет-и Кызылбаш - то есть Государством Кызылбашей (кызылбаш - собирательное название азербайджанских тюрок в 16 веке), простирающимся от Грузии до Индии.
То есть назвать Бабура, Нур-Джахан или Исмаила персами, это все равно что сказать, что Николя Вторый - император Рязани и только.
P.S. Тимуриды не от монголов произошли (именно поэтому родоначальник Тимуридов Тимур не мог взять себе титул чингизидов - "хан", а довольствовался лишь титулом "эмир"), а от тюрков Центральной Азии.
А точное происхождение Сефевидов до сих пор не установлено, их и тюрками считают, и курдами, и азербайджанцами, и арабами - версий много.
Бабура назвать "индийцем" сложно - он вообще из современного Узбекистана. А вот его правнук Джахангир получил такое право, поскольку его мать была из Индии
А интересно чем занят andron54, называя тюрчанку Мумтаз Махал армянкой? Ладно там, все мы слышали армянские сказки типа "Киев основал Ашот Вазгенович, Москву - Самвел Араратович, а Париж - естественно Серж Пургенович", но куда Великие Моголы и куда армяне? Побойся бога, адронный коллайдер )))
P.S. Мой адронный друг, армянки в те стародавние времена во дворцах мусульманских владык были максимум наложницами, то бишь рабынями, а не женами-императрицами.
Ох, лезешь в болото. Давай не будем про Низами, потом сам себя будешь ругать, что завел разговор про этого поэта из азербайджанского города Гянджа. Но если все же про Низами, тогда сначала уточни самую вескую причину: почему Низами следует считать персидским поэтом?
Все просто.
Сто лет назад трио Кемаль-Ленин-Сталин украли название у северной провинции южного соседа Ирана. И с того времени фальсификаторы истории, чтобы оправдать подаренный топоним, крадут историю то у одних, то у других.