Когда в 2009 году открывался саммит «Восточного партнерства» в Праге, закавказские страны связывали с ним большие надежды. Грузия Михаила Саакашвили надеялась на помощь в политической трансформации, Армения — на торгово-финансовые бонусы, а Азербайджан ставил на энергетику. К чему же привело шестилетнее «соседство»? «Европеизация» Грузии не достигла ожидаемого результата. После отставки М.Саакашвили в грузинской политике наблюдается балансирование, выраженное стабилизацией отношений с Россией. Недавно из-за «вмешательства во внутренние дела Грузии» Георгий Маргвелашвили закрыл вещание станции «Свободная Европа», отказал в аккредитации некоторым европейским СМИ и фонду Джорджа Сороса «Open Society Foundations». В свою очередь, Армения вступила в Таможенный союз, а Азербайджан так и не стал гарантом энергонезависимости Старого Света. Рижская встреча 2015 г. поставила под сомнение будущее европейско-южнокавказского партнерства. Такой ход событий явно не устраивает Брюссель, рассчитывающий на перемены во внутриполитической системе и внешнеполитической ориентации юго-восточных соседей.
Пока Грузия оправляется от последствий стихийных бедствий, в соседней Армении нарастает пропасть между властью и обществом. Если даже согласиться с теми, кто всячески отрицает причастность Запада, нельзя не отметить заинтересованности ЕС в смене режима в Ереване. При всей деликатности Сержа Саргисяна на переговорах с европейцами, он явно не готов «прорубить окно в Европу». 23 июня спецпредставительство Евросоюза выразило свое недовольство: «Сообщения о чрезмерном применении сил против мирной демонстрации, как и насилие против журналистов, вызывают тревоги». ЕС требует провести независимое расследование и немедленно выпустить заключенных протестующих.
Если причастность США и ЕС в волнениях отрицается армянской молодежью и местными журналистами, то Азербайджане уже давно готовятся к такому повороту событий. 13 апреля 45 бывших американских госслужащих, экспертов, организаций и активистов направили госсекретарю США открытое письмо. В нем отмечается, что в Азербайджане в два раза больше политзаключенных, чем в России и Белоруссии вместе взятых. «Репортеры без границ» квалифицировали республику как 162-ю (из 180-ти) страну в мире по уровню свободы прессы. В качестве символа готовящегося «Майдана» пытаются выставить журналистку Хаджиджу Исмайлову. Находящаяся в тюрьме активистка работала корреспондентом финансируемой из-за океана станции «Радио Свобода».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 14.07.15 США нуждаются в проведении общенационального обряда изгнания дьявола
- 09.07.15 В Греции есть всё. Скоро всё будет и в Польше / Станислав Стремидловский
- 09.07.15 Закрытая мелодия для флейты / Григорий Трофимчук
- 08.07.15 Политическое перепутье Турции: 5 аргументов против «турецкого потока» / Джамиля Кочоян
Помощник президента Али Гасанов обеспокоен тем, что усилиями США создается неблагоприятный имидж страны за рубежом. В опубликованном Vesti.az интервью политик напомнил о проблемах демократии в самих Штатах: «События в Фергюсоне и Балтиморе показали, что и в США ситуация с правами человека неудовлетворительная. Плачевная ситуация, сложившаяся на Востоке, в результате политики некоторых западных кругов во главе с США «...» выглядит более актуальной задачей, чем исследование азербайджанской демократии под микроскопом». Портал News.az видит в растущей критике попытку Германии установить собственноручный контроль в регионе. Подлинные намерения ФРГ, по мнению авторов, маскируются под «борьбой за демократию и права человека». На примере Закавказья видно, что Европейский Союз всерьез взялся за дело распространения «демократии» в своем соседстве. Такой курс — прямое отражение новой стратегии (A New Response to a Changing Neighbourhood), принятой в 2011 г. после арабских революций. Главной задачей пересмотренной концепции обозначается «углубленная демократия» (англ. «deep democracy»).
Действительно, демократия в его европейском понимании стала неотъемлемой частью современной внешней политики ЕС. Однако наивно полагать, что ее продвижение не преследует геополитические цели. Другое дело — результативность. О ней в 2014 г. писал американский историк Уильям Энгдаль: «Посредством широкой сети НПО и других институтов Запад пытался повлиять и установить косвенный контроль над политическим курсом страны. Поступая так, Запад различными путями отчуждал президента Алиева и подтолкнул его к сближению с Россией, в частности в свете недавних событий на Украине, трактуемых как репетиция того, что ожидает Азербайджан, если Вашингтон сочтет это нужным». Бывший шеф МИД Румынии Адриан Северин обвиняет ЕС в «нарциссизме» и призывает прекратить «поучать» Азербайджан демократии.
Выводы Энгдаля о сближении Москвы и Баку небеспочвенны. В 2014-2015 гг. Азербайджан закупил у России 1,6 миллиона тонн пшеницы, ячменя и кукурузы, что в 2,1 раза больше, чем за прошлый сезон. Сотрудничество налаживается и в сфере, которая с подписания «Контракта века» в 1994 г. стала фактором «отчуждения» прикаспийской республики. Речь идет об энергетике. Так, в конце июня глава Газпрома Алексей Миллер отметил возможность возобновления экспорта газа из России из-за «роста азербайджанской экономики». Газпромбанк выдал кредит SOCAR на сумму $489 млн. для строительства установок по производству полипропилена и полиэтилена высокой плотности в Азербайджане. Вице-президент SOCAR Эльшад Насиров допускает возможность «использования газотранспортной мощности "Турецкого потока" на территории Европы для поставок дополнительных объемов газа». Положительная динамика в двусторонних отношениях не может не волновать тех, кто готовит «цветную революцию» в Азербайджане.
«Антиазербайджанская кампания», развернутая СМИ и НПО превратилась в жупел западных правительств, рассчитывающих на переориентацию республики в евроатлантический мир. Ожидания и требования ЕС не должны вызывать удивление, т.к. Азербайджан добровольно присоединился к проекту «Восточного партнерства». До «Арабской весны» в Брюсселе не торопили с политическими реформами. Теперь откупится газом и нефтью, тем более если их объемы не отвечают «европейским аппетитам», не получится. Европейское «сообщество ценностей» (a community of values), в которое пытался встроиться Баку, сыграл с ним злую шутку. Заигрывая с Евросоюзом, в Азербайджане должны были учесть, что рано или поздно придется считаться с европейскими требованиями. «С волками жить — по-волчьи выть», — гласит пословица. Готова ли страна с восточными традициями перенять либеральные ценности, предусматривающих, в том числе, равноправие однополых браков? С началом первых европейских игр «мягкая сила» ЕС вышла «из тени» и всерьез взялась за трансформацию Закавказья. Устоят ли закавказские республики?
Комментарии читателей (1):
Иран хочет развивать ядерную энергетику - весь "просвещенный" мир в панике.
Почему?
ИМХО: потому что Пакистан не подписывал ядерную конвенцию.
В Саудовской Аравии король и салафизм/вахабизм - и его не критикуют.
Азербайджан какая-никакая республика, а с Запада льются потоки критики.
Почему?
ИМХО: потому что Баку заявил о приверженности "западным ценностям".
В обоих случаях - "назвался груздем, полезай в кузов".