Конституция Российской Федерации ставит нашу страну в один ряд с развитыми демократиями мира. Главная проблема – создать в России гражданское общество – активное и законопослушное. Об этом много говорят как сторонники, так и противники власти. К активности граждан призывает сама власть. Что нужно гражданскому обществу, кроме свобод и гарантий? Общество должно обладать информацией о жизни в стране, о событиях в мире. Каждый гражданин должен иметь возможность высказать своё мнение государству, каждый гражданин должен знать о путях реализации этой возможности. Все значимые события в стране и мире в настоящее время, за редким исключением, освещаются в прессе, радиоэфире, на ТВ. Негатив современного информирования – народ предпочитает видеть и слушать, а не читать.
Телевидение успешно завоёвывает внимание граждан. Интернет даёт возможность любому не только получать разностороннюю информацию, но и реагировать, при желании, на то или иное событие. Диалектика – важнейший инструмент общественного развития.
Как пользуется этим инструментом лидер средств массовой информации – телевидение? Ведёт дискуссии, в основном на политические темы. Эксперты, популярные журналисты, представители власти в прямом эфире – великолепно! Но где культура дискуссии? Что творят в эфире участники? Почему руководство программ не наведёт в теледебатах порядок? Это не сложно сделать, как в рамках регламента, так и технически.
Второй нюанс. «Вести недели» - все их ждём. «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьёвым – очень интересно! Но авторы и участники забывают, что, если они ведут богемный образ жизни, то подавляющее большинство зрителей в понедельник встаёт на работу, и это мероприятие, в основном, начинается в 6 – 7 утра. А когда кончается «воскресный вечер»?
Почему «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым», «Вести недели» (Д. Киселёв), прозвучав в 20.00, повторяются в 23.00 более детально. Кто такие политические гурманы?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
О составе участников теледебатов.
Главная тема – Украина. Это справедливо! Но нам нужно быть умнее, работать на контрасте со «свободной и демократической» украинской властью. У них русофобия, запреты, вот-вот дойдёт до костров из книг Бабеля, Булгакова, Фадеева. У нас чтят Тараса Шевченко, Ивана Франко, Лесю Украинку, Платона Воронько. Приглашайте на теледебаты кроме Олеся Бузины (светлая ему память) и Михаила Погребинского самых отпетых, вплоть до Тягнибока, Ляшко. Дайте им в тишине высказать всё, что хотят. Оппоненты могут «посадить их в галошу» одним единственным вопросом, заданным в тишине, с ожиданием ответа так же в тишине. «Бог шельму метит!» Русские и украинцы разберутся без последующих комментариев.
У русского народа много претензий к Ленину, но надо помнить, кто из Малороссии сделал равноправную Советскую республику Украину, члена ООН! Кто прирезал Украине немалый кусок Новороссии, включая Донбасс. Кто создал школы с преподаванием на украинском языке? Не нравится памятник – уберите в отведённое место, как это сделано в России. Ведь этот человек делал историю, над памятниками трудились выдающиеся скульпторы! Зачем разрушать, тем более украинцам? Украинских школ в довоенное и послевоенное время, в каждом городе было больше, чем школ с русским языком преподавания, в которых, кстати, украинский язык тоже преподавали с третьего класса.
Теперь о спорте. В Советском Союзе программа «Время» кончалась спортивными событиями. А в России о спорте Первый канал говорит только в 18.00, остальные молчат. Спортивный канал в программе «Большой спорт» должен прежде всего сообщить результаты спортивных событий, а потом уже разглагольствования ведущих, мнения экспертов, околоспортивные сплетни.
Сколько ни пытался - не мог дозвониться интерактивно министру спорту Мутко. Хотел спросить: если в футболе мы завоевали «почётное» 32-ое место, то волейбол, гандбол, минифутбол шёл на мировом уровне; почему первенство мира по гандболу, где мы не вышли в плейофф, прошло стороной от спортивных СМИ? Почему первенство и кубок России по этим видам спорта не освещается даже в бегущей строке «Россия 24»?
Позорное первенство мира по хоккею в Санкт-Петербурге – матчи сборной России показывали в записи. Бытует теория, что эмоции болельщиков через космос доходят до спортсменов. Очень сомнительно, но «а вдруг»? Первенство мира по мини-футболу. Не где-нибудь, а в Белоруссии. Что сообщали об этом значимом событии наши СМИ? Абсолютно ничего.
Чем в десятый раз повторять очень интересные фильмы «Три дня лейтенанта Кравцова», «Операция «Китайская шкатулка», «Господа офицеры: Спасти императора», лучше отдать это эфирное время спорту.
О культуре.
Театральных заведений в стране достаточно. Им нужен зритель, нужны кассовые сборы. Братья Люмьер и братья Мэддокс в прошлом веке набросили петлю на сцену. Живой контакт артист – зритель становится всё менее и менее востребованным. Очень трудно судить, какова дальнейшая судьба живой сцены. Театральный гурман, в отличие от политического, персона реальная и понятная. Но сколько их в стране – людей, преданных сцене, готовых многократно посещать театр ради любимой пьесы, оперы? Ради наслаждения игрой любимого артиста? Где выход? Изобретательные режиссёры и продюсеры придумали авангард. На мой взгляд, авангардные трактовки классики - не ради творческих исканий, а, прежде всего, по причине отсутствия у постановщиков необходимых денег. Театр с широким, разнообразным репертуаром – это костюмы, разнообразные декорации, художники, портные. Это краски, холсты, фанера, ткань. Это рабочие сцены, осветители, оркестр или внушительная фонотека, не говоря уже о массовке, кордебалете.
Поэтому «Борис Годунов» сегодня: на сцене два помоста, на фоне купола Василия Блаженного на холсте не театрального художника, а маляра, руководимого режиссером. Борис Годунов в футболке, Марина Мнишек в легко подымаемой мини-юбке, чтобы при исполнении мазурки кое-что показывать зрителю. Небольшая группа клакеров – часть финансового плана – и слухи по городу.
Ах, находки! Ах, не традиционно! Но голый зад поражает зрительскую мишень не бесконечно.
Годунова в сторону. Давай Тангейзеров! Давай Христа в бордель!
Советское прошлое. У нас – подлинная культура, у них псевдокультура. Они – «Иисус Христос – суперзвезда», а мы – «Гамлета» на широкий экран. Что говорить, авангард имел место в «Гамлете», а особенно в «Короле Лире», но авангард соответствовал восприятию зрителями «мрачного средневековья». Зритель видит средние века не в красках «Хозяйки медной горы» или «Сказания о земле Сибирской», а именно в двухцветных гравюрных образах.
По моему убеждению, Борис Годунов в тельняшке и Мнишек в мини-юбке – это издевательство над большинством зрителей.
Где ответ? Где золотая середина в спорте и бизнесе, в культуре и бизнесе?
Как уберечь сцену? Лично я не знаю как. Хочу поделиться кое-какими соображениями.
Алексей Толстой, «Хождение по мукам», гражданская война, в воюющем полку ставят «Разбойников» Шиллера. Постановка увлекает однополчан, определяются таланты. Впечатляет игра приблудного попа-расстриги и страдалицы Харитины. Уверен – это не фантазия автора. Толстой воспользовался конкретным случаем.
У Константина Федина участница самодеятельной постановки Парабукина становится народной артисткой СССР. Средняя школа, восьмой класс, директор школы преподаёт русский язык и литературу, формирует группу для постановки «Горе от ума». Все под разными предлогами, в т.ч. и я отлынивают. Но добровольцы нашлись, и не только нашлись, но и прониклись. На переменах разговоры только о репетициях. Сама постановка прошла на «ура».
Моя жена – преподаватель русского языка и литературы, тоже восьмой класс, на этот раз «Мещанин во дворянстве» Мольера. Жене пришлось взяться по внеклассной нагрузке. Увлеклись и она и дети. Постановка состоялась, школьный успех был, родители в восторге.
Волшебная сила искусства – это реальная сила!
Может, в школе нужен штатный режиссёр? Может, участие в самодеятельной постановке сделает из учеников этих самых театральных гурманов, которые кроме кино и ТВ будут ходить на профессиональных артистов?
О русском языке.
Сколько говорили о глобальном диктанте. Но зачем собирать желающих испытать свою грамотность (безграмотность) в классы?
Почему не продиктовать его по телевидению? Далее правильный текст опубликовать в интернете. Провести на первых программах ТВ анализ типичных ошибок. Уверен, количество участников возрастёт на порядок.
Великие фразы древних времён звучат в устах современников: «Платон мне друг, но истина дороже», «Пришёл, увидел, победил», «Я сделал всё, что мог, кто может, пусть сделает лучше», «Я мыслю – значит, существую», «Быть или не быть».
Русский язык богат такими фразами, литературными шедеврами, имеет достаточно поклонников в иноязычной среде. Не берусь судить, насколько совершенно владеют своими родными языками публичные люди мира. Но с русским языком в России далеко до благополучия. Особенно, что касается ударений. Неправильными ударениями грешат даже ведущие главных каналов ТВ.
Мне трудно общаться с женой – профессиональной русисткой. Учительский условный рефлекс заставляет её поправлять меня в каждом десятом слове. В школе, особенно, в начальной, следует делать упор не только на диктанты, но и на чтение, вплоть до десятого класса. Существуют профессиональные термины с искажённым звучанием: у шахтёров – на гора`, у моряков – компа`с. Но как долго юристы говорят возбу` ждено, а не возбуждено`! Не пора ли им поправить свою русскую речь?
Профессиональным дикторам, если они неправильно произносят конкретное слово, не грех публично заявить о своей ошибке и больше её не повторять. В Федеральном собрании функционируют приставы. Это правильно. С хулиганством надо бороться на всех уровнях. Наказывать и искоренять. Напрашивается необходимость иметь штатных редакторов. Допустил депутат ошибку в выступлении – замечание редактора.
Будем гордиться русскими крылатыми фразами: «Иду на Вы», «Ученье - свет, а неученье – тьма», «На том стоит и стоять будет русская земля», «Умом Россию не понять…».
В чём гений Суворова? С детства зачитывался книжками о нём, удивлялся «науке побеждать», понятной мне, ребёнку. В чём наука?
Предельно краткие и предельно понятные безграмотному крепостному мужику, забритому в рекруты, чисто русские фразы пожизненно врезаются в память: «Пуля – дура, штык – молодец» (Что такое русский штык знает весь мир), «Сам погибай, а товарища выручай» - это несовместимо с «дедовщиной», «Тяжело в ученье – легко в бою» - вовремя вспомнили.
И горючее нашлось, и на Северный полюс выбросилась десантура. Надо договориться с друзьями индусами, и в глухих джунглях подобные учения проводить тоже.
Как вывод – на русском языке говорим плохо. Необходимо системное, научное вмешательство государства. Надо подтвердить подлинное величие русского языка.
Вместе с тем, утверждать о превосходстве русского языка над остальными – значит проповедовать начальную фазу фашизма.
Языки Конфуция, Сервантеса, Петрарки, Шекспира, Рабле, Гёте, Руставели, Шевченко, Ибсена – на них говорит весь остальной мир, на этих языках написаны мировые литературные шедевры.
Языки должны дружить и взаимно обогащаться.
Гражданину и патриоту России надо достойно владеть русским языком.
Комментарии читателей (0):