Белоруссия родная, Украина дорогая

Сотни лет жили без Европы, но с Россией. У нас и сейчас не призывают «хохляку на гиляку». Мы один народ, связанный общей исторической судьбой.
19 февраля 2015  18:09 Отправить по email
Печать

Украина, Белоруссия. Донбасс, Углегорск. Украинский язык.

Белоруссия родная, Украина дорогая,
Наше счастье молодое,
Мы стальными штыками оградим
(припев Советской строевой песни)

Как человек, проживший на Украине 30 лет, отдавший Донбассу 10 лет, а Харьковскому метрострою 5 лет трудовой биографии, не могу не откликнуться на трагедию украинского народа.

Коротко о себе.

Я родился 27 декабря 1936 года в городе Белгороде. Отец Коломиец Игорь Борисович, транспортный строитель. На Украину попал полутора лет в город Умань. Помнить себя начал в селе Благодатное, Касторненского района, Курской области. Войну помню с 22 июня по День Победы. Эвакуация – город Троицк, Челябинской области, город Кунгур, Пермской области. С 1944 года Умань, Крюков на Днепре, Днепропетровск. Полгода в Севастополе (тогда ещё Россия). Затем Харьков, в котором окончил в 1954 году среднюю школу и Харьковский горный институт в 1959 году. Далее продолжил кочевую жизнь самостоятельно. На старших курсах в читальном зале публичной библиотеки имени Короленко (третий в Союзе книжный фонд) познакомился с Подольской Галиной Александровной, выпускницей Харьковского университете, русский язык и литература. Решили распределяться согласовано. Я получил назначение в Комбинат "Сталинуголь" (Юзовка, Сталино, Донецк), Галя распределилась в Сталинский областной отдел народного образования (ОблОНО).

С 1959 года по 1962 год г. Углегорск, шахта "Хацепетовская Западная". Горный мастер, помощник начальника, начальник добычного участка. Шахту сдали в эксплуатацию в 1956 году. Проект предусматривал максимальный жизненный комфорт для шахтёров. Город Углегорск строился для этой шахты и отстоял от её поверхностных сооружений на 1,5 км, подальше от террикона и шахтных шумов. Город примкнул к станции Хацепетовка (упомянута Остапом Бендером). От этой станции через город до шахты ходил трамвай.

Что сделали с образцовым шахтерским городом Углегорском вооруженные силы Украины, я видел и видит весь телевизионный мир. Национальный состав углегорских шахтёров – парад дружбы народов Советского Союза. Забойщики, проходчики, рабочие очистного забоя – западные украинцы, белорусы, татары Поволжья, молдаване, гагаузы, грузины, туляки и многие другие.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В недавнем телесериале про шахту начальник участка напутствовал бригаду направлявшуюся доставать из завала людей словами: "За оплату не беспокойтесь. Не обидим". Обижать работяг зарплатой можно было пару месяцев – не больше! Дальше или участковый надзор остаётся в одиночестве (разбегутся на другие участки или уволятся) или завалят толпой в спецовках к директору – пощады не будет. Но если люди в завале – никто про оплату не спрашивал. Добровольцы выстроятся в очередь, выбираются ассы, работа кипит.

Выражаясь библейским языком, среди шахтёров "нет ни эллина ни иудея". Одна национальность – шахтёр!

В 1962 году, после черепно-мозговой травмы, поддался на уговоры отца и матери уйти с шахты. Старший брат Роман погиб в 1944 году в Молотовском училище военно-морской авиации (ныне Пермь) при исполнении служебных обязанностей, от черепно-мозговой травмы. Жену Галю, преподавателя углегорской школы-интерната и сына Александра (полтора года), отец увёз в Днепропетровск сразу. Я сдал участок и в ноябре 1962 года устроился инженером горного отдела в институт "Днепрогипрошахт". Работал над техноэкономическим докладом по развитию комбината "Донбассантрацит" (г. Красный Луч). Далее комплексный проект развития центрального района Донбасса - от шахты "Полтавский комсомолец" (Енакиево) до шахты Южная (Дзержинск). Обследовал все шахты трестов "Орджонекидзеуголь", "Калининуголь", "Горловскуголь" включая свою шахту, ставшую Углегорской. По ней же разрабатывал проект горизонтов 580 метров и 700 метров.

Центральный район Донбасса – это главная донецкая антиклиналь. Угольные пласты залегают под углом 60о – 65о. Добычной забой – лава – это щель в недрах толщиной от 0,6 до 1,5 м под указанным углом к горизонтальной поверхности, высотой по вертикали – 120 м. Перемещаться по этой щели можно только по стойкам крепления забоя, перебирая их руками и ногами. Но в лаве надо также рубить уголь, забивать эти стойки крепления, подавать в это весьма ограниченное пространство необходимое количество лесоматериала.

Разработка крутопадающих пластов до сей поры слабо механизирована.

Донбасские, Воркутинские, Карагандинские и Кузбасские наклонные и пологие угольные пласты с 50-х годов успешно разрабатывались комбайнами Донбасс и его модификациями в комплексе со скребковыми конвейерами. А крутопадающие пласты центрального района Донбасса до сей поры в основном разрабатываются отбойными молотками и профессия забойщик на отбойном молотке – ведущая. Но забойщик за смену в состоянии вырубить и закрепить участок крутопадающего пласта длиной не более 12 метров. Поэтому крутопадающая лава разделяется на уступы. Самый нижний уступ опережает следующий – вышерасположенный на 4 – 6 метров. Отбитый в верхнем уступе уголь скатывается под собственным весом к откаточному штреку и не мешает работе забойщика в ниже расположенном уступе. Эта система разработки крутопадающих пластов родилась до революции, привнесена в Донбасс немецкими и бельгийскими штейгерами. Единственный с тех времён прогресс – кайло (по шахтёрскому "обушок") заменил отбойный молоток, известный всем советским людям по фотографии Стаханова с ним на плече.

Мне пришлось участвовать на шахте "Хацапетовская Западная" во внедрении первого в Советском Союзе угольного комбайна для крутопадающих пластов УКР-1 (конструкция "Донгипроуглемаша" г. Донецк). Далее руководил комбайновыми лавами с УКР-1 и его модификацией для пластов малой мощности КТ-1. Были рекорды. Комбайновая лава на пласте "Мазурки", где я исполнял обязанности начальника участка в 1961 году в День освобождения Донбасса от оккупации, при суточном плане 201 тонну выдала 630 тонн малозольного угля. Суточный план шахты составлял 2980 тонн. На шахте в этот период работало 12 добычных участков.

Но далеко не все крутопадающие пласты были пригодны для комбайновой добычи. Совершенствование механизации для крутопадающих пластов было остановлено Украиной с обретением государственной независимости.

В трёхкомнатной хрущёвке отца нам была выделена комната. В две семьи проживания нас хватило на 2,5 года. Контакты с углегорскими друзьями были достаточно плотные. На шахте появился новый директор Гарри Юзефович Климовицкий – организаторские способности этого человека трудно переоценить. Он согласился взять меня. Таким образом, с 1965 года по 1970 год я трудился в должностях заместителя начальника, начальника добычного участка.

Что такое план по добыче и по проходке подготовительных выработок я познал в деталях. С одной стороны жёсткие требования руководства: план, зольность, себестоимость, производительность труда; с другой – рабочий класс: заработки, спецодежда, инструмент, травматизм. Донецкой закалки мне хватило на всю оставшуюся трудовую биографию.

Год 1970-ый. В Харькове начали строить метро. А Харьков – это же alma mater! Пробился в "Харьковметрострой" – горный мастер, зам. начальника, начальник участка горно-капитальных работ. Начинал со строительства станции на площади Тевелова – "Советская". Далее станция "Южный вокзал". На метрострое познал практически все специальные методы по сооружению горных выработок в сложных геологических условиях с сохранением поверхностных зданий и инженерных сооружений.

Южный вокзал – главный пассажирский вокзал Харькова. Харьков – самый крупный железнодорожный узел Советского Союза после Москвы, а перегонные тоннели от этой станции метро до следующей – "Площадь Свердлова" (многим известная Холодная гора) проходили под главным залом уникального здания (послевоенное восстановление Южного вокзала контролировал лично Сталин).

Проходка перегонов осуществлялась в кессоне. Мне пришлось руководить кессонным участком. Сама станция строилась с искусственным замораживанием грунта. Мы справились с проходкой в кессоне успешно. Писали в газетах. Первый заместитель министра транспортного строительства Соснов премировал участников строительства. Мне досталась 1000 рублей.

Из кого складывался коллектив Харьковских метростроевцев? Некоторое количество специалистов было переведено из Баку и почтового ящика Красноярск-9. Далее широкий набор из Донбасса. Значительную часть набрали из тульских шахтёров.

За Харьковскими метростроевцами большая заслуга в строительстве тоннелей БАМа, специалисты из Донбасса также строили эти тоннели.

В 1975 году в Минске начали проектирование метрополитена. Председатель горисполкома Минска Михаил Васильевич Ковалёв продвинувшийся далее до Премьера правительства Белоруссии поручил Управлению капитального строительства города связаться с парткомом Харьковского метростроя, чтобы этот партийный орган порекомендовал специалиста с опытом работы на линии на роль руководителя отдела по проектированию и строительству Минского метрополитена при Управлении капитального строительства.

По предсмертной просьбе отца я поступил кандидатом в члены КПСС. Партком порекомендовал меня. У меня возникли сомнения. Я считал себя строевым инженером, а тут "заказчик". Сомнения развеяла жена.

Белоруссия под руководством Мазурова и Машерова преодолела послевоенную разруху. Отстроенный Минск стал одним из красивейших и благоустроенных городов Европы. Вся страна ездила в Минск за покупками. Почтовые отделения Минска едва справлялись с рассылкой посылок во все концы Советского Союза. Моя Галя распорядилась – езжай немедленно! В Минск приехал уже членом КПСС.

В должности начальника отдела метро проявил инициативу, порекомендовал руководству запроектировать и построить за счёт республиканского бюджета промышленную базу метростроя. Добро было получено. Трудности были. Финансирование из республиканского бюджета. Утверждение проекта метро в правительстве СССР (Косыгин). Госплан СССР был против Минска. Горький и Новосибирск вызывали предпочтение. Приходилось порой по два раза в неделю ездить с М.В. Ковалёвым в Москву.

Ради метро Ковалёв принёс себя в жертву. Тогдашний бессменный и выдающийся председатель Госплана СССР Байбаков положил на него глаз и сватал на должность заместителя председателя Госплана Белоруссии. Предшественник уехал консультантом во Вьетнам. Михаил Васильевич сказал Байбакову: "Я обнадёжил минчан метро, а его не будет". Байбаков ответил: "Иди в Госплан, будет в Минске метро" и завизировал проект Постановления СМ СССР об утверждении проекта минского метрополитена с включением стройки в пятилетний план.

Метрополитены подчинили Министерству путей сообщения. Я главный инженер, а вскорости, начальник Минской дирекции строящегося метрополитена. За полгода до пуска назначен заместителем начальника метрополитена по строительству. Впервые надел генеральский мундир.

Большая, значимая для Минска и Белоруссии стройка прошла по классической схеме: большая шумиха (о метро много писалось в прессе ещё до утверждения проекта), большая неразбериха, наказание невиновных, награждение непричастных.

Как заказчик, я был втянут в водоворот событий – штабы, посещения объектов, корректировка проектных решений, вёрстка годовых планов, командировки и т.д. и т.п. Были бессонные ночи, были принятия ответственных, весьма рискованных решений, привлечение экспертов, битва за ресурсы. Всё это было.

В итоге первая линия минского метро была пущена на полгода раньше планового срока, к 40-летию освобождения Белоруссии с оценкой "отлично". В перечне метрополитенов СНГ Минское метро занимает достойное место.

Я никогда бы не справился с этой нагрузкой, если бы не донецкая шахтёрская закалка.

По сей день состою в Московском землячестве Донбассовцев.

При Советском Союзе – Донбасс был резервом руководящих кадров страны.

Позвали строить крупнейший в мире Ускоритель протонов в городе Протвино. В этом городе по сей день живу и тружусь с 1987 года.

Итак, Украина в моей биографии завершилась в 1975 году.

Теперь об украинском языке.

Попав в 1944 году в Умань освоил украинскую разговорную речь за месяц. На заводе работали пленные немцы и завербованные из западных областей девушки. После трудового дня они собирались у общежития и пели. Да как пели!

Ставшую популярной в 60-е годы песню "Гуцулка Ксеня" я услышал от них и пожизненно очарован этой песней. Песня – яркий постпред украинского языка. Ни одно застолье в любом уголке Советского Союза не обходилось без украинских песен. Тарапунька (Тимошенко, солист разговорного жанра) говорил на чистом украинском языке. Его понимали без перевода и рукоплескала этому дуэту вся огромная страна. [прим. ред. Тарапунька и Штепсель — популярный в СССР комический дуэт народных артистов УССР актёров Ефима Березина (Штепсель) и Юрия Тимошенко (Тарапунька).]

Опера Гуляка-Артёмовского "Запорожец за Дунаем", опера Лысенко "Наталка Полтавка". Фрагменты этих опер не сходили с экранов ТВ и радио эфира.

Ансамбль украинской песни и танца имени Верёвки объехал весь мир и был не менее популярным чем ансамбль СА имени Александрова.

Народные украинские песни, песни на слова Шевченко "Рэве тай стогнэ Днiпр широкий", "Така ii доля", "Колы разлучаются двое".

Современные украинские песни композиторов Сабодаша, Майбороды, Ивасюка.

А исполнители: Дмитрий Гнатюк, Николай Гнатюк, Белла Руденко, Богатиков, ансамбль "Червона Рута" с красавицей певуньей Соней Ротару и красавцами Зенкевичем и Яремчуком, "Трио Маренич".

От кого теперешние украинские патриоты защищают напевный и весёлый украинский язык?

Я учился на Украине в русских школах. Украинский язык учил с 3-го класса. На Украине с 1975 года наездами. Но мне достаточно на неделю окунуться в языковую среду и я буду размовлять на мови не хуже Юлии Тимошенко или Ляшко.

В Канаде общаются на английском и французском языках. В Белоруссии второй государственный – русский. Что, белорусы до событий на майдане жили хуже украинцев? Что, в Белоруссии притесняли "Песняров", Сябров", "Верасы"? Эти ансамбли и сейчас популярны в России. Кто может назвать современный украинский шлягер, завоевавший массового зрителя со времён незалежности?

Ещё о Белоруссии.

Националистические силы этой республики также имели место.

С начала строительства второй линии метрополитена станция Немига одним концом упиралась в Замчище (Минский Кремль), другим в единственную действующую в городе церковь. Церковь горела при Наполеоне, была разграблена немцами в Отечественную войну. Лично встречался с патриархом Минским и Гомельским – Филаретом. Рассказал его святейшеству о мерах по сохранению храма, о том, что склон горы на котором построена церковь, застроенный в то время сараями и гаражами, по завершению строительства станции будет освобождён от беспорядочной и унылой застройки и озеленён. Верующие будут пользоваться метро. Возможные трещины и деформации от наших работ будут устранены. Самые квалифицированные в стране специалисты – отделочники (Метроспецстрой) придадут церкви достойный облик. Отец Филарет дал добро. Будучи одновременно представителем РПЦ за рубежом, предложил помочь импортной техникой и материалами. С благодарностью отказался.

Воспользовались советскими силами, применили химическое закрепление грунтов.

Для "Замчища" в смете были заложены раскопки. Метростроевцы выгородили территорию, установили бытовки, выполнили искусственное водопонижение. Надо сказать, что Немига – приток реки Свислочь, пересекающая Минск с северо-запада упомянута в "Повести временных лет". Дата битвы при Немиге считается датой основания Минска. Минск старше Москвы.

Раскопки выполнял студенческий отряд. Руководил раскопками сотрудник Института истории Академии Наук Белоруссии – Поздняк. Я был представлен ему заместителем председателя горисполкома Тишкевичем Григорием Васильевичем – куратором строительства метро. Поздняк разговаривал со мною на белорусском языке. Тишкевич сделал ему замечание: "Коломиец строил метро в Харькове, после Минска возможно поедет строить метро в Казань – он не в состоянии знать все языки Советских Республик." Поздняк отрезал, сказав, что русского языка он не знает. Я заступился и сказал, что понимаю.

Раскопки были проведены успешно. Вскрыты фрагменты деревянной крепостной стены и башни. Белорусские археологи предложили законсервировать эти фрагменты и накрыть их павильоном. Нам пришлось укорачивать станцию Немига и мы это сделали.

Но денег на консервацию Поздняк не нашёл. Обнажённые деревянные конструкции, оказавшись в атмосферной среде, рассыпались и котлован раскопок был засыпан.

А Троицкая церковь сияет на зелёном холме и будет сиять ещё сотни лет.

Когда во времена президента Шушкевича белорусские "наци" устраивали шествия под лозунгом "Рубаць маскалящку" их лидер Поздняк давал интервью корреспонденту НТВ на чистом русском языке.

Лукашенко решительно пресёк эту самостийность. Сейчас Поздняк под защитой звездно-полосатого флага. А Белоруссия стабильно живёт рука об руку с Россией.

Донбасс восстал потому, что ему запретили говорить на родном языке.

А что будет с украинской экономикой?

Я своими глазами видел индустриальную мощь Донбасса, Харькова, Днепропетровска, Кривого Рога, Запорожья. Трудился на укрепление этой мощи.

Наши правые силы обвиняют в экономическом кризисе Советского Союза "красных директоров". Молчат о нефтяном сговоре саудитов и Рейгана!

"Красные директора" спасли экономику России при разгуле приватизации.

Климкин заявил, что амнистия не должна коснуться лидеров ДНР и ЛНР.

Опомнитесь господа!

Донбассовцы жертвуя собой, под обстрелами берегли шахты, заводы, комбинаты. Сейчас готовы поставлять донецкий антрацит голодающим ТЭЦ Украины.

А герои из национальной Гвардии, овладев конкретной шахтой, вывозили на цветной металлолом кабельную продукцию, обмотки двигателей и трансформаторов. Вывозили не в бюджет Украины, а себе в карман.

Спонсоры майдана нацелены прежде всего на свой карман. И грядущие транши МВФ, если Порошенко не объявит в стране военное положение, также растащат по карманам тимошенки и коломойские.

Россия стояла у этой пропасти – власти олигархов! Но народ прокатил на выборах и "Яблоко" и "Союз правых сил".

Братья украинцы! Очередные выборы не за горами! Опомнитесь!

Сотни лет жили без Европы, но с Россией. У нас и сейчас не призывают "хохляку на гиляку". Мы один народ, связанный общей исторической судьбой.

Русским горнякам очень нужна продукция Донбасса, Харькова и Днепропетровска. Европе она не только не нужна, но даже вредна – поскольку конкурентно способна.

Французы, немцы, англичане – некогда не будут петь украинские песни, а россияне по ним истосковались.

Когда донецкие семьи, ради жизни детей, оказались в Кузбассе, мужики с поезда шли в забой.

От всей души желаю донбассовцам вернуться в забои донецких шахт, к доменным и мартеновским печам, к прокатным станам, в цеха машиностроительных заводов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

19.02.2015 18:34, #27923
"От кого теперешние украинские патриоты защищают напевный и весёлый украинский язык?" - А теперешние патриоты решили, что настоящий украинский язык - это западеньское наречие, напичканное полонизмами и прочими интересными вкраплениями. Мало того, далеко не все нынешние "патриоты" владеют этим самым "правильным" украинским. Некоторые вообще, кроме суржика ничего не знают, а иные, ограничиваются просто лёгким акцентом. Вот такие вот "насущные проблемы" решают поклонники Бандеры. Других проблем у них, по-видимому. нет.
sergeev
Карма: 999
20.02.2015 10:14, #27927
Спасибо, Юрий Игоревич, за прекрасный рассказ, и низкий поклон Вам! На таких, как Вы, - держалась могучая Большая Россия, без таких - погрузилась в тьму.
Действительно, скажу за себя, я истосковался по украински песням, всегда с удовольствием слушал украинскую речь.
А тут - ещё напасть. Стали глушить, как по команде, по всем каналам эту речь в теленовостях "русским переводом", причём в переводе заменяют даже те слова, которые широко употребительны в русской речи.
В общем, - есть над чем задуматься...
А рассказ - выберу время - ещё раз прочту!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть