ООН еще в начале тысячелетия постановила о приложении всех сил и возможностей для достижения гендерного равноправия в получении образования. Специальные программы для этого разрабатывались для стран Африки и Азии, где гендерный перекос в образовании наиболее велик. Априрори казалось, что для стран Европы (в том числе и России) или Северной Америки эта программа не актуальна, казалось бы здесь равенство полов при получении образования давно уже достигнуто. Как оказалось – только казалось.
Не далее как сегодня было очередное заседание Верховного Суда РФ. И вроде бы по пустяковой проблеме – суд в Мордовии запретил девочкам посещать занятия в платке. Сами ученицы и их родители пока дошли до суда потеряли здоровье, в том числе и психическое, выслушивая выговоры и привлечения детей к ответственности в школах, ходя по инстанциям всех уровней. Однако – даже Верховный суд остался непреклонен. Из решения суда «в школе приемлема только светская одежда без религиозной атрибутики». Ни заявления мусульманских лидеров, ни православных священнослужителей, ни ссылки на Конституцию (которая к слову разрешает свободное исповедание любой религии на территории России) не помогли.
Теперь вопрос за малым. Конечно, возможно поможет обращение персонально к президенту РФ и его волевое решение все-таки разрешит девочкам посещать учебное заведение в платках. Но на это надежды почти никакой – еще раньше он категорически высказывался против платков в учебных заведениях. Есть еще вариант, возможно оскорбленные и возмущенные родители дойдут до Страстбурга и суд по правам человека даст положительное решение на этот запрос (как не так давно именно таким путем разрешили фотографироваться на внутренний российский паспорт в головном уборе). Но и это очень длительный процесс, да и отношение к России сейчас со стороны Европы очень неоднозначное.
Таким образом сегодня России одним росчерком пера поставила себя в один ряд с беднейшими странами Азии и Африки, которые не могут обеспечить равный доступ к образованию для девочек и мальчиков.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Странная на первый взгляд позиция, как возможно покажется, но вполне обоснованная.
Запрет Верховного суда напрямую касается только девочек, и не затрагивает интересы мальчиков (они же в школу в платке не ходят). Соответственно, девочка из соблюдающей мусульманской или православной семьи в платке в школу ходить не имеет права (о прямом нарушении закона об образовании я уже молчу). А значит, у нее только два варианта выхода – либо ходить в школу без платка (и получить стойкое нарушение психики, особенно в том случае, если платок она одевает исключительно по личному желанию), либо не ходить в школу (в этом случае наказанными могут оказаться родители, поскольку образование в России – обязательное и на родителях лежит прямая обязанность обеспечить образование ребенка).
В православии все-таки немного легче. Есть такое понятие, как благословение священника, т.е. исходя из сложившейся в стране ситуации священник может дать разрешение девочке ходить в школу без платка и не считать это грехом лично для нее. Он как бы «принимает решение на себя» и ребенок может быть полностью уверен в том, что он не совершает греха, снимая платок.
В исламе сложнее. Атеистскому и христианскому обществу невозможно понять элементарную исламскую истину: в исламе нет деления на светское и религиозное. В сравнении с христианством, которое не принесло четких законов и давало только вероучение, но не законы для земной жизни. В итоге в каждой из христианских стран установился свой светский закон, который уже давно находится в противоречии с религиозным. Но их хотя бы можно друг от друга отличить. Ислам пришел с готовой законодательной базой, изначально была прописана полная правовая система с преступлениями и наказаниями за них, с налоговой системой и системой наследственного права, все тем, что европейцы очень долго вырабатывали в качестве светских законов. Именно поэтому в исламе светскость и религиозность неделимы, это одно и то же. Надевая платок, женщина выполняет не только религиозный, но и светский закон. Хиджаб, платок, покрывало... да как бы не назвать (никаб – это все-таки исключение, на его обязательности ислам не настаивает) – это не религиозная атрибутика, это выполнение светского исламского закона о внешнем виде женщины. Да, внешний вид женщины в исламских законах регламентирован, к слову – мужчины тоже, к примеру мужчина обязан закрывать ноги от пояса до колен. И если в школах, равняясь на ранний СССР, введут спортивную форму в виде футболок и шорт выше колен для мальчиков, то следующим делом для Верховного суда РФ может стать обсуждение возможности мусульманским мальчикам посещать уроки физкультуры в удлиненных шортах или штанах.
Таким образом родителям девочек мусульманок предоставляется выбор – снять платок с девочки или заниматься с ней самообразованием, семейным образование или заочным обучением. Оно может и неплохо, но... Далеко не все мусульманки сидят дома с детьми, многие из них работают. И если работают только по призванию или ради перемены места деятельности, то это еще полбеды, поскольку бросить даже любимую работу ради ребенка можно. А если работают, поскольку муж не может полностью обеспечить семью? Если дополнительный заработок семье необходим? Тогда без вариантов – снимайте платки. Оставаться без образования закон не позволяет. А это – прямое нарушение прав девочек.
Даже и переход девочки на заочное (и прочие формы обучения без посещения образовательного учреждения) – это уже нарушение прав ребенка на качественное образование. Все же роль учителя, одноклассников довольно важна, они же обеспечивают и необходимую социализацию ребенка. В конце концов после решения суда девочку в платке даже до сдачи контрольных и экзаменов могут недопустить в школу (она же в платке на территорию школы придет!), а снять платок перед экзаменом, когда ребенок и без того волнуется – это добавить лишний стресс и увеличить возможность провала этого самого экзамена. Да и учителя нередко бывают наиболее предвзяты к ученикам-заочникам, поскольку вынуждены принимать контрольные и экзамены в дополнительное неоплачиваемое время.
Если уж говорить серьезно, то начинать надо было не с платков школьниц, а с основного закона страны. Принимать акт о том, что государство является атеистическим, да и все. И никаких тебе проблем. Ведь сегодняшнее решение – это как камень, брошенный в воду. Он уже на дне, а круги все расходятся. Запрет на платки в школах обязательно потянет за собой аналогичные запреты в колледжах и ВУЗах (по осени в Москве в медицинском вузе уже пытались провести запрет и только опасения оттока иностранных учащихся, а значит и долларовой прибыли – среди которых очень много девушек в платках из Малайзии и Индонезии, в условиях кризиса остановил этот запрет), на работу устраиваться в платках и раньше было сложно, а теперь станет и вовсе невозможно (да, системы прецедента в России нет, но де-факто все работодатели найдут теперь на что равняться и ссылаться). Так что, соблюдать религиозные предписания можно будет в России исключительно на пенсии. Не нужно лукавить, говоря о том, что на территории страны можно исповедывать любую религию, если на каждом шагу к «свободе исповедания» ставить препоны, препятствия и каменное ограждение.
И опять-таки, больше страдают от применения закона женщины и девочки, мальчикам и мужчинам проще.
Таким образом если в необразованной Африке и Азии гендерное различие в уровне образования определятся устарелыми традициями, пережитками, низким уровнем доходов и образовани родителей, иногда – физической опасностью. То в «цивилизованной России» роль гендерного разделителя по уровню возможного получения образования взяло на себя государство. Предположить о том, что в России у мальчиков и девочек права на получение качественного образования будут различаться, в 21 веке подумать никто не мог. Куда дальше покатится страна?
Различное образование по гендерному, религиозному, национальному и прочим признакам – знак слабости центральной власти, которая оказывается не в состоянии обеспечить всем гражданам страны равное образование. Россия равняется на Нигерию, Замбию и Шри-Ланку. Даже ситуация в Индии и Пакистане на фоне российской сегодняшней действительности просто меркнет. Я, конечно, помню высказывания о том, что России следует равняться на Францию в плане запрета на платки в школах, которые гуляли в корридорам власти совсем недавно. Но, у французов свои заботы, мусульмане этой страны – в подавляющем большинстве приезжие из бывших колоний. Правительство элементарно опасается потери французской идентичности. И относительно эмигрантов – не нравятся законы в стране, не приезжай, выбери другую для эмиграции. А мусульмане России живут на территории страны веками (!) и они не приезжие здесь, а абсолютно такие же полноценные граждане. Которые к слову, также платят налоги, содержат правительство и суд, который нарушает их права.
Конечно в последнее время ситуация в России складывается в конфронтации с международными организациями и даже решение ООН об обеспечении равного образования девочкам и мальчикам становится неактуальным для российского закона. Будут ли изменения – покажет время, но почему-то в это верится все меньше и меньше. Равно-неравное отношение к разным гражданам России только набирает обороты.
И если у девочек Азии и Африки по-прежнему меньше возможностей для получения качественного образования, то у девочек России имеющиеся ранее возможности только что отняли.
Комментарии читателей (22):
Если бы моей дочери или внучке пришлось учиться в школе в республике или стране с исламскими традициями - я ничего не имел бы против соблюдения исламской этики в т.ч. и в школьной одежде. Это не помешало бы воспитывать (если есть такое убеждение) их в православной культуре и вере. Это бы только обогатило духовный мир девочки и воспитывало уважение к иной культуре.
Почему в исламе на территории нынешней России это невозможно?
Насколько помню, дети из нерусских семей не носили в школах РСФСР тюбетейки, что не помешало им вырасти ныне в ревнителей и служителей ислама.
Так в чём дело сегодня? "Уважение религии" с односторонним движением?
Ведь согласитесь, что дело не только в разрешении (или не разрешении) носить соответствующий головной убор или соответствующую одежду...
З.Ы. свобода вероисповедания и демонстрация веры это разные вещи. Тем более в стране со множеством религий нужно искать компромиссы, а т.к. школа у нас светская и содержится за счет государства, то компромиссы должны искать духовные лидеры. Ислам же в вашем описании не способен на компромисс и это его большая проблема. Хотя я ничего дурного в платках и шортах ниже колен не вижу. Я даже за.
я россию сейчас понять не могу - то защищает религии, то обратно откатывает - никак не определится в какую сторону двигаться?
Марина, вы поднимаете правильные вопросы, но ответ не на поверхности, увы.
П.С. Если уж вы говорите, что Ислам сам по себе содержит светские законы, наказания и т.д., то как раз тут и есть проблема. Законы у нас устанавливаются государством и законы других государств или религий или компаний или чего еще у нас не в почете. Искать компромисс или ехать в Пакистан. Хотя опять же я не против платков ;)
П.П.С. Ваши статьи всегда читаю.
в пакистане тоже недостатков очень много - кстати школьная форма регламентируется на порядок строже, чем в россии. и девушек в платках на работу берут неохотнее, чем тех, которые либо вовсе не покрываются либо покрываются слегка (шарфом). это наверно уже мировая проблема.
а вот как это решить - действительно очень сложно, толерантность общества очень низкая, причем - в большинстве своем как раз низкообразованного или среднеобразованного общества. более высокообразованные классы на порядок более толерантны. я где-то про подобное уже писала, не помню сейчас в какой статье, но если в пакистане появится турчанка, одетая по законам ислама в длинную юбку, блузу и платок - то мусульманской ее считать не будут в большинстве случаев, а если в пакистанском шальвар-камизе (удлиненная блуза и шаровары) появиться в турции - то реакция общества будет аналогичной. это уже заскоки менталитета.
кстати, со мной на одном курсе учился парень с ирокезом, и была еще девушка с пирсингом. и ничего - доучились, правда от стиля отказались когда пошел 4 курс и стало очень много непосредственных контактов с больными, образованным преподавателям внешний вид был без разницы, а вот больные попадались очень разные.