В Казани, как, впрочем, и в любом мегаполисе, есть проблемы с ЖКХ. Спрашивается, нужен ли жителям этого мегаполиса общественный Экспертный совет по вопросам ЖКХ? Такой Экспертный совет жителям Казани, быть может, и нужен. Но их об этом никто не спрашивает. Их никто не спрашивает и об идее сотрудничества общественных организаций с городскими властями в сфере ЖКХ. А ведь этой идее был посвящен специальный круглый стол. Его автор этих строк – в то время председатель Общественного комитета по реформированию ЖКХ Республики Татарстан провел в мэрии Казани 25 января 2007 года при поддержке Казанской городской Думы и Комитета благоустройства и ЖКХ исполкома Казани.
Участникам круглого стола была представлена, казалось бы, перспективная идея общественно-муниципального совета (ОМС), способного обеспечить сотрудничество общественности с городскими властями, правовое просвещение, сбор и анализ соответствующих предложений, а также консультирование организаций, учреждений и отдельных граждан по вопросам ЖКХ и местного самоуправления. В состав ОМС могли бы войти представители Казгордумы, исполкома, специалисты по вопросам ЖКХ, активисты общественных объединений. Однако идея ОМС так и не была реализована.
В следующем – 2008 году автор этих строк и еще несколько специалистов, вдохновленные принципиальным решением городских властей Казани создать ОМС, образовали Рабочую группу по подготовке Положения об ОМС. Но оно было купировано Правовым управлением аппарата исполкома Казани. В конечном итоге, исполком Казани своим постановлением от 5 декабря 2008 года образовал… Нет, не ОМС. Исполком образовал Общественный совет (ОС). И не по ЖКХ, а по вопросам развития городского хозяйства.
ОС был создан в качестве нештатного совещательного и рекомендательного структурного подразделения исполкома Казани. Но, как это показала практика, никакой нужды в ОС казанские бюрократы не испытывали. И только теперь, спустя годы, до меня дошло, что руководство Казани разыграло классический гамбит (от итальянского gambetto – подножка), то есть дебют, при котором одна из сторон жертвует пешку. Этой пешкой как раз и послужил ОС, который, насколько я понимаю, потребовался руководству столицы Татарстана, чтобы своевременно погасить идею ОМС, что ему и удалось сделать.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Естественно, что ОС по вопросам развития городского хозяйства так ничего и не развил. А исполком за всю историю существования этого бесполезного подразделения ни разу не воспользовался услугами этого совещательного и рекомендательного органа. Более того, он вполне успешно отбивал любые его инициативы. Например, по подключению ОС к анализу квартирного вопроса Николая Игнатьева. Да, как заметил председатель регионального Верховного суда Ильгиз Гилазов, защита жилищного права в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в орган местного самоуправления возможна только в случаях, прямо предусмотренных ЖК РФ или федеральным законом.
И это было бы правильным на все 100%, если бы речь шла только о правах Игнатьева, являющегося нанимателем муниципального жилого помещения. Дело, однако, в том, что ОС, напомню, был образован при исполкоме Казани и, следовательно, должен был отслеживать соблюдение прав муниципального образования, а они, эти права, не раз нарушались в ходе рассмотрения дела Игнатьева.
Так, судья Кировского районного суда Казани – ныне судья регионального Верховного суда Эдуард Каминский без ведома собственника распорядился муниципальной квартирой, предоставленной Игнатьеву. И принял решение о вселении в эту квартиру постороннего для нанимателя гражданина, не имевшего никаких законных оснований претендовать на право пользования этой квартирой. Судья Каминский, исходя, как я думаю, из интересов упомянутого гражданина, зачистил спорную квартиру от законной супруги Игнатьева. Несмотря на то, что осуществляла и, несмотря на штрафные санкции, продолжает осуществлять за своим мужем инвалидом I группы постоянный внешний уход.
Вернемся, однако, к ОС. Убедившись в отсутствии какой-либо поддержки со стороны исполкома, 17 мая 2012 года он свою деятельность приостановил, сформировав Рабочую группу. Этой группе ОС поручил подготовить и направить в исполком Казани перечень мер, необходимых для возобновления работы ОС. Это поручение группа, казалось бы, выполнила. Однако обнаружить в почте исполкома ее обращение не удалось.
С тех пор минуло 2 года и 8 месяцев, но исполком Казани так ничего и не предпринял, что лишний раз подтверждает мое предположение о том, что ОС ему нужен примерно так же, как телеге пятое колесо. Но, быть может, ОС нужен жителям Казани? Ответ на этот вопрос, казалось бы, можно было получить при посредстве одного из городских СМИ. Например, газеты «Казанские ведомости» (КВ).
Впервые КВ вышли в свет 15 марта 1991 года. Учредителем этой газеты, согласно имеющейся справке, выступило Агентство «Татмедиа», что не может соответствовать действительности уж потому, что это агентство возникло позже. Теперь Татмедиа существует в виде ОАО, представляющего крупнейшую (и, добавим, единственную) региональную медиакомпанию в Татарстане. Эта своего рода «черная дыра» поглотила 99 газет, 17 журналов, 23 телекомпании, 13 радиостанций, информационное агентство «Татар-информ», газету «Intertat.ru» и другие электронные периодические издания (всего 93 сайта), а также полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». Сказанное означает, что часть инфраструктуры региона оказалась в частной собственности…
Газете КВ декларирует свое призвание, заключающееся в том, чтобы предоставлять горожанам объективную информацию, анализ и оценку явлений и процессов, происходящих в обществе. Это призвание, казалось бы, вполне допускает публикацию истории ОС. Но, тем не менее, предложенное мной описание истории ОС печатный орган «крупнейшей региональной медиакомпании в Татарстане» отверг. Естественно, без объяснения причин. И тем самым дал понять, что его вопросы «развития городского хозяйства» нисколько не интересуют…
Ну, что же, за неимением простой пишут, как известно, на гербовой. Поэтому у меня – специального корреспондента ИА REX не оставалось иного выхода, как воспользоваться трибуной этого – федерального СМИ. Чтобы рассказать об отдельно взятой городской проблеме…
Должен заметить, что проблематика общественных советов при федеральных органах власти разработана достаточно неплохо. Чего не скажешь об муниципальных общественных советах. Идея ОМС, повторюсь, обсуждалась еще восемь лет тому назад, она так и не была реализована. А ведь можно было бы создать ОМС в порядке федерального эксперимента…
Вернемся к ОС. Не стоит ли возобновить деятельность этого нештатного органа исполкома в статусе «координационный» с ограничением его компетенции вопросами ЖКХ? И, соответственно, отказавшись от такой функции как «развитие городского хозяйства». Очевидно, что обретение статуса «координационный» членам ОС позволит действовать автономно, инициируя заседания ОС по мере готовности разрабатываемых ими проектов.
В частности, автор этих строк, мог бы внести на рассмотрение ОС квартирный вопрос инвалида Игнатьева. Благо он уже заинтересовал Государственный Совет Татарстана, информационное агентство REX (в качестве специального корреспондента которого автор и проводит журналистское расследование дела Игнатьева), Эхо Москвы, Новую газету, программу 5 канала «Защита Метлиной», социальную сеть Макспарк и, наконец, 1 канал Центрального телевидения. К сожалению, включить в этот список исполком Казани, у нас нет оснований…
Несомненным достоинством предлагаемого преобразования ОС является упрощение его структуры, достигаемое путем упразднения президиума и секретариата и заменой должности «председатель» должностью «координатор». Заинтересован ли в таком преобразовании исполком Казани? Об этом аудитория ИА REX узнает, ознакомившись с реакцией руководителя исполкома Казани Дениса Калинкина на настоящую публикацию. Надеюсь, что он подтвердит готовность исполкома вывести ОС из «искусственной комы», восстановив страничку ОС на сайте мэрии Казани, закрытую несколько лет тому назад под предлогом реконструкции, и тем самым позволить жителям Казани сообщаться с ОС напрямую.
Коллеги по ОС могут поинтересоваться, не стоит ли вопрос о судьбе ОС рассмотреть на заседании его членов? О, да, решение о таком заседании будет принято. Но не раньше, чем нам удастся прорвать информационную блокаду при посредстве настоящей публикации. Свой вклад в такой прорыв внесет администрируемое автором этих строк более чем двухтысячное сообщество «ЖКХ: открытая трибуна». А если исполком Казани (или спонсоры) найдет средства, чтобы прикупить у Татмедиа газетной площади (и/или радиотелеэфира), к обсуждению судьбы ОС сможет подключиться общественность Казани.
По результатам такого обсуждения и будет назначено заседание ОС, посвященное вопросу возобновления его деятельности. А уж потом мы вернемся к идее ОМС. И, кто знает, не сочтет ли Казгордума эту идею заслуживающей публичных слушаний, посредством которых к обсуждению идеи ОМС можно было бы привлечь широкий круг жителей Казани. Которые, если провести параллель Устава города с Конституцией РФ, и являются единственным источником власти в Казани.
Комментарии читателей (1):
Но, читая Ефима Андурского, я весьма огорчаюсь, но - продолжаю надеяться...