Состоявшийся в Астрахани саммит прикаспийских государств с участием глав России, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркменистана нельзя отнести к событиям рядового значения. Лидеры "каспийской пятерки" согласовали политическое заявление, где впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия. Это позволит уже в 2015 году принять декларацию, которая поставит точку в спорах о том, как делить Каспийское море и пользоваться его ресурсами на основе компромиссного решения, ставя во главу угла стабильность и развитие взаимовыгодного сотрудничества. При этом подписанные в Астрахани многосторонние соглашения в самых различных областях обозначили вектор развития регионального сотрудничества.
Речь идет о правомочности разработок минеральных ресурсов, судоходства и рыболовства каждой каспийских стран. Кроме этого на Каспии будут осуществляться масштабные транспортные и коммуникационные проекты по созданию инфраструктуры общей для всех прибрежных стран. Можно ли этого достигнуть было раньше? Безусловно. Вот почему многие эксперты высказывают разные предположения относительно того, почему всего за два с половиной часа саммита в Астрахани лидеры государств договорились по тем проблемам, по которым им не удавалось достигнуть соглашений за предыдущие 12 лет существования переговорного процесса по проблемам Каспия?
Буквально накануне саммита многие эксперты широко рассуждали о проблемах обеспечения безопасности на Каспии «в свете возможных рисков и угроз». Часть из них усматривала первый уровень «рисков и угроз» в нерешенности правового статуса Каспия, что могло привести к вооруженному противостоянию между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном из-за спорности принадлежности залежей энергоресурсов в южном секторе Каспия. Временами дело доходило до прямых угроз военной эскалации.
Второй уровень «угроз», по их мнению, состоял в возможности появления на Каспии «третьей силы». Бывали времена и такие, когда американские нефтяные компании предлагали разделить Каспий на национальные сектора, подталкивали своих региональных союзников, к которым однозначно относили в первую очередь Азербайджан, к сепаратным шагам без оглядки на подготовку правовой основы о разработке спорных каспийских нефтяных месторождений. Так еще совсем недавно, в 2012 году, в опубликованном докладе госдепа США для Конгресса по бюджетному финансированию военных операций за рубежом отмечалось, что с «целью сдерживания Ирана и России на Каспии необходимо осуществить системные действий США по организации здесь морского форпоста». Опасность заключалась в том, что Запад мог «раскачать каспийскую лодку», а потом найти повод для «оперативного вмешательства» в дела региона. Теперь, когда на саммите в Астрахани «каспийская пятерка» выработала концептуальные основы по определению правового статуса Каспия, а в совместном заявлении закреплен базовый принцип: право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран, рассуждать о «угрозах и рисках» двух уровней можно уже только теоретически. «Такой режим сложился здесь исторически, и мы не собираемся его менять, да и в целом все вопросы региона намерены решать исключительно в кругу стран «пятерки», обладающих суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов", - отметил в этой связи Владимир Путин. Это означает как заметное ослабление, если не начало изгнания США, из региона Каспия, одновременное укрепление независимости всех прикаспийских стран, так и начало процесса изменения соотношения сил в этом регионе мира.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отметим, что «Каспий», на шельфе которого содержится всего лишь 6% от разведанных мировых запасов углеводородов, в структуре международных отношений и в региональной геополитике как геостратегическое понятие часто менялось. До определенного времени этот регион как источник энергоресурсов с попытками трансформации его в политическую и военно-стратегическую значимость ассоциировался преимущественно только с Азербайджаном. Соседний Иран, который занимает третье место в мире по запасам нефти и второе по газу, и который находился - да и сейчас пока еще находится - под давлением режима западных санкций, был выведен из «игры». Поэтому до момента начала переговоров Тегерана с «шестеркой» по урегулированию его ядерной программы с перспективой выхода из режима санкций Баку длительное время располагал самыми благоприятными возможностями для конвертации своих энергоресурсов в упрочнение регионального положения, не говоря уже о перспективах урегулирования карабахского конфликта по своему сценарию. Ничего из этого не получилось.
Отметим и то, что по ходу развития украинского кризиса и введения западных санкций против России Запад вновь стал выпячивать центральную роль Азербайджана в процессе обеспечения своей энергетической безопасности. Это выводит нас еще на одну проблема саммита в Астрахани. Лидер Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, заявляя, что интересы прикаспийских стран здесь не имеют «глубинных противоречий», настаивал на том, что «строительство трубопроводов по дну Каспийского моря является суверенным правом тех государств, в зоне ответственности которых они будут проходить». Это свидетельствует о попытках Ашхабада блокироваться с Баку в плане вывода своих энергоресурсов по трубопроводу по дну Каспийского моря с целью полноценного обеспечения азербайджанского проекта по созданию так называемого «Южного коридора» с выходом на Европу. И вновь не получилось, поскольку Иран заявил о необходимости принятия общих решений.
Так просматривается усиление в регионе роли Ирана. Кстати, по окончании саммита в Астрахани Путин провел двусторонние переговоры с президентом Ирана Хасаном Роухани. Это была вторая за месяц двусторонняя встреча лидеров - до этого они встречались на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе - и пятая за прошедший год. Иран не скрывает, что в стратегической перспективе для укрепления своих позиций, прежде всего, на Ближнем Востоке ему необходима более широкая геополитическая основа , в первую очередь на российском направлении. Поэтому в этом смысле итоги астраханского саммита можно считать как действительно прорывные для России и Ирана. Новая «большая игра» на Каспии еще только начинается.
Комментарии читателей (1):
Характерной чертой ГУАМ изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 г. Грузия, Азербайджан и Узбекистан (с 1999 по 2005 входил в ГУУАМ), вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ...
На Киевском саммите ГУАМ в мае 2006 года было принято решение о реформировании организации. Подписали Устав и переименовали название этой организации, она стала называьтся "Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ".
Интересно, что в апреле 2005 в Кишинёве на саммите ГУАМ тогдашний президент Украины В. Ющенко выразился так, что эти страны намерены стать "локомотивом третьей волны демократических революций" на пространстве бывшего Союза.
Президент Узбекистана Ислам Каримов отказался от участия в саммите. В качестве наблюдателей на саммите присутствовали президенты Румынии и Литвы Т. Бэсеску и В. Адамкус, председатель ОБСЕ Ян Кубиш и представитель США С. Манн.
Вообщем, не буду далее рассказывать. Но Аз.р пора бы покинуть ГУАМ...