«Азербайджан с уважением относится к правам на самоопределение и волеизъявление народов, являющимся принципами международного права». Об этом, комментируя итоги прошедшего референдума о самоопределении народа Шотландии, заявил накануне назначенный новый официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев. Но при этом МИД Азербайджана придерживается мнения, что «самоопределение народов не может основываться на агрессии, оккупации и кровавых этнических чистках, а также не может быть проведено без согласия центрального правительства».
Должен признать, заявления такого рода – вовсе не новость для меня. Потому, что я давно уже привык к полной лживости властей этой страны, которые последние почти четверть века строят свою политику исключительно на лжи и манипулированиях собственным населенияем, также и международным сообществом. Но, признаю, это заявление напомнило мне какой-то мистический голос из небытия, так как даже я не ожидал услышать из их уст господ из азербайджанского МИД столь наглую ложь. Поэтому мне показалось необходимым внести ясность в некоторые вопросы, дабы продемонстрировать читателям, что в Азербайджане, мягко говоря, не все так, как об этом говорится в указанном заявлении.
Итак, вопрос первый: В самом ли деле политическое руководство АР уважает права народов на самоопределение и волеизъявление?
Оставив в стороне народы других стран, сосредоточимся на народах, проживающих на территории самой Азербайджанской Республики. По нашим подсчетам на территории этой страны проживают представители свыше ста национальностей. При этом часть из них являются «пришлыми». К последним, в первую очередь, относятся разношерстные туркоманские племена, которые начали переселяться на территорию Ирана (частью которого издревле были и земли, вошедшие впоследствии в интересах мирового закулисья в состав АР) в XI- XII вв. При этом их массовое переселиние непосредственно на территорию нынешнего Азербайджана начинается с XVII века. Этому было две причины. Первая: к этому времени династия Сефевидов, благодаря абсолютно бездарной политике потомков шаха Исмаила, была сильно ослаблена. В результате этого центральные власти теряли управление страной, и Иран превращался в арену междоусобицы многочисленных местных элит, а северо-запад страны – в арену перманентных народных восстаний, в первую очередь – талышей, не согласных с политикой центрального правительства. Вторая причина: непрекращающаяся захватническая политика Оттоманского руководства, в планы которого входила оккупация Ирана, что выливалось в постоянные войны. Чтобы исправить создавшееся положение, подавить бунтующий Северо-Запад власти страны сделали упор на переселение на эти земли агрессивных туркоманов из других частей Ирана.
Появление русских и других славянских народов на территории нынешней АР начинается в период после присоединения этого региона к Российской империи в первой трети XIX века. При этом, как известно, например, когда русские появились на талышской Мугани, количество постоянного населения на этой обширной территории было ограничего. Это было связано с тем, что талыши исторически использовали эту территорию в качестве места зимовки.
В одной из предыдыщих статей мы уже писали о том, что произошло с Муганью – одним из древнейших очагов цивилизации. В древности на этой территории существовала независимая страна Каспиана, населенная одноименным народом - каспиями, одним из предков современных талышей. Во времена сасанидов основная часть Каспианы стала именоваться Муганью и охватывала не только современную Муганскую степь, но и весь Северный Талыш. Мугань в течение многих веков являлась одним из богатейших регионов Востока со многочисленными селами и городами, среди которых можно назвать Варсан, Барзанд, Баджираван, Балаах, Захаркеш, Садарасг, Дуаруд, Садж, а также столицу, которая также называлась Муганью. Почти вся Муганская степь была покрыта ирригационными каналами, доставляющими необходимую для посевов воду из рек Кура и Аракс (в те далекие времена Аракс впадал в Каспий отдельно). По данным Страбона, в древние времена земледельческая культура этой области находилась на более высоком уровне, чем вавилонская и египетская. А по справедливому замечанию русского историка В.А. Рюмина, в первые годы Советской власти поработавшего на высоких партийных должностях в Талыше, если после нашествия тюрков-сельджуков значительно сократившееся население чудом еще сохраняло незначительную часть ирригационной системы, то монгольское нашествие обернулось настоящим кошмаром для всего этого края. Население региона массово истреблялось, и лишь мизерной его части удалось скрыться в Талышских горах. Все города были уничтожены, а ирригационные каналы – засыпаны (подр. об этом см.: Рюмин В.А. Талышский край (Ленкоранский уезд). Ленкорань, 1923).
Так некогда цветушая Мугань превратилась в полупустыню. Таковой она оставалась на протяжении столетий, а попытки местного талышского населения частично восстановить ирригационную систему оставались тщетными вследствие регулярных набегов пришлых кочевых племен.
После того, как за короткое время после приобретения независимости АР в 1991 году рууское население Мугани было насильно выдворено из этого края, в многочисленных (свыше 50) русских селениях поселились тюрки из окрестных населенных пунктов. Кроме того, еще в советский период (а также – во время Карабахской войны), эти земли активно заселялись турками-месхетинцами. В результате, Мугань была объявлена «исконно тюркской землёй».
В этом плане интересен факт, касающийся Мугани, из исторической хроники «Ахбарнаме», посвященной Талышскому ханству, Мирзы Ахмеда - визиря талышских ханов: «В те времена [земля] от Борадигяха до реки Гёйтепе составляла Даштвандский магал (область - Ф.А.). Было несколько селений, разговаривающих на талышском языке. Они были даштвандцами. Остальные же села были тюркские. Когда я пишу эти строки (книга написана приблизительно в 1883 г. - Ф.А.), тюрки, в крайней степени увеличившись, основали новые селения. Они чужеземцы, прибывшие из соседних областей. Кстати, прибыли они недавно» (Ахбарнаме, стр. 27).
Это – первое, что можно сказать о том, как власти нынешнего Азербайджана «уважают» право народов на самоопределение.
Еще одной народностью, ныне проживающей на территории нынешнего Азербайджана, являются курды. По большому счету, с точки зрения автохтонности, курды не имеют никакого отношения к этому региону. Массовое их переселение на территорию АР относится к XVII веку. Тем не менее, до установления Советской власти на территории нынешнего Азербайджана они составляли незначительное меньшинство. Начиная с 50-х годов ХХ века (точнее, с 1949 года) курды, проживаюшие на территории Армении, постепенно начали переселяться на территорию АР. А после 1969 года, когда курдская династия во главе с Гейдаром Алиевым пришла к власти в Аз. ССР, одним из первых судьбоносных для нынешнего Азербайджана мероприятий стало массовое переселение курдов из Армении в Азербайджан. В результате, уже в 1991 году один высокопоставленный представитель этой династии – тогдашний первый секретарь Газахского райкома КП Азербайджана заявил, что «отныне любая власть в стране вынуждена учитывать интересы 2,2 миллионов переселенцев из Армении» (ставших к этому времени «еразами» - «ереванскими азербайджанцами»).
Еще одна довольно многочисленная народность – парсы, ныне называемые «татами», населяют большую часть Ширвана, Апшеронского полуострова, включая город Баку, и северные от Баку населенные пункты вплоть до района Кубы. Они переселены на эти территории в начале нашей эры сасанидами в целях укрепления северных границ Ирана от набегов кочевых племен. На сегодня большая их часть уже отуречена. Но, несмотря на это, около полумиллиона парсов до сих пор сохраняют свой язык, хоть и записаны «азербайджанцами».
Что касается коренных народов региона, то, безусловно, к ним, кроме талышей, которые собственно и являются исконными хозяевами всего края под названием «Азербайджан» (исторической Атропатены), являющегося частью иранской цивилизации, относятся хозяева исторической Кавказской Албании, искусственно включенного в состав Азербайджанской Республики – лезгины и другие народности лезгинской группы, аварцы, а также другие дагестанские народы.
И как же власти АР «уважают» права этих коренных народов?! По самым разным подсчетам, ныне в АР проживают около 2,5 млн. талышей (офиц. 112 тыс. чел.), около 1 млн. лезгин (офиц. 180 300 чел.), около 400 тыс. аварцев (офиц. 49 800 чел.) и т.д. Оставив в стороне предыдущие периоды истории национально-освободительной борьбы этих народов, вопреки их желанию включенных в состав новообразованного государства «Азербайджан», обратим внимание на несколько фактов из их новейшей истории. Так, в 1993 году талыши первыми подняли свой национальный флаг и провозгласили свою автономию (в составе АР!). Соответствующее постановление Народного Меджлиса Талышско-Муганской Автономной Республики, принятое на первом заседании НМ 7 августа 1993 года, было направлено в парламент АР, где оно до сих пор лежит. В ответ на такой шаг талышского народа власти АР силой подавили новую республику. Десятки представителей талышской интеллигенции были уничтожены, некоторые были брошены в темницы МНБ АР.
По сути, этот же «опыт» пережили также лезгины и аварцы. За годы независимости АР часть передовой интеллигенции этих народов была планомерно уничтожена, а другая часть была вынуждена эмигрировать из страны.
Сегодня в Азербайджане нет ни одной политической партии и организации, представляющей интересы коренных народов. Например, власти страны категорически отказываются регистрировать совершенно безобидную талышскую организацию под названием «Азери-талышское объединение». Один из главных редакторов единственной нерегулярной талышеязычной газеты – Н. Мамедов был убит в тюрьме, а сменивший его Г. Мамедов «сидит».
Но и это еще не все. После 1993 года в АР существовал пост советника президента по национальным вопросам. В период правления Алиева-старшего этот пост занимал его родственник, один из самых больших ненавистников всех коренных народов Г. Оруджев. Алиев-младший в середине 2000-ых ликвидировал этот пост, мотивируя это тем, что «в Азербайджане нет никакого национального вопроса». Но в начале 2014 года выяснилось, что это вовсе не так, т.е. национальный вопрос в Азербайджане не только не искоренен, наоборот, он с каждым днем все больше становится решающей силой в борьбе против Алиевского клана. В итоге И. Алиев вынужден был восстановить пост советника по национальному вопросу. Но на этот пост был назначен один из самых одиозных пантюркистов страны – доктор филологии Камал Абдулла. Чтобы читатель имел хоть какие-нибудь представления об этом персонаже, приведем факты: до этого К. Абдулла некоторое время проработал директором Института языкознания АН Азербайджана. Сразу после того, как он приступил к работе, он уволил с работы всех талышей, занимавших до него посты руководителей различных отделов и секторов этого научного учреждения (причем, ни один из этих талышей не занимается изучением талышского языка, исследование которого находится под негласным запретом, а всю свою жизнь посвятили исследованию тюркских языков!). Более того, он уволил и всех «тюрков»-уроженцев Талышского края, называемого в АР «Южным регионом»!
Вот такой ярый ненавистник талышей и всех прочих коренных народов сегодня руководит национальной политикой Азербайджана. И это они называют «уважением прав народов на самоопределение и свободное волеизъявление», приняв при этом позу страуса, даже не подозревающего, что кто-нибудь может быть в курсе реалий современной АР.
Тут же, ползуясь случаем, приведем еще один свежий пример лживости властей АР. Выступая на церемонии закладывания Южного газового коридора, Ильхам Алиев торжественно заявил, что якобы «за последние годы расходы бюджета Азербайджана выросли в 20 раз, а безработица опустилась ниже 5%». Вся лживость этого заявления заключается в том, что, на самом деле, подавляющее большинство работоспособного населения в провинциях Азербайджана является безработным, так как им совершенно негде работать. Большая часть трудоспособного населения (разумеется, в первую очередь представители коренных народов) давно уже подрабатывает на территории России и других стран, а их родители и родственники живут исключительно благодаря их денежным отправлениям.
И как итог, вопрос второй: Как при таком «уважении» прав народов власти Азербайджана могут говорить о том, что якобы «самоопределение народов не может основываться на агрессии, оккупации и кровавых этнических чистках, а также не может быть проведено без согласия центрального правительства». Ведь у этих народов не остается иного пути, кроме как добиваться восстановления своих прав силовыми методами. Это говорит о том, что всякие разглагольствования о Хельсинской или иных хартиях не помогут нынешнему режиму удержаться во власти.
Разумеется, исходя из рамок данной статьи, мы смогли представить вниманию читателей лишь маленькую толику из всей той лжи, на которой зиждется данное государство, и из тех преступлениях, которые им совершены относительно наших народов. Вот почему коренные народы этой земли вынуждены вести отчаянную борьбу за восстановление своих прав на своих исконных территориях. Эта борьба, по сути, является борьбой за выживание. Потому что азербайджанские власти своей лживостью и глубокой ненавистью к этим народам не оставляют им места для компромиссов. Но это является еще одним доказательством правоты слов мудреца о том, что эти лжецы, на самом деле, живут на сковороде, которая в конце концов обожжет их самих.
Комментарии читателей (5):
------------------------------------------------
Геббельс в гробу не то что перевернулся - он вертится как ротор эл.двигателя от азерлжи. )))
А насчет династийности: тут Алиевы фору дадут и Шаддадидам и Эйюбидам. А Саладина нам не сватай. Мы своих знаем. Между прочим, курдскость Ряввадидов вызывает у меня большие сомнения...