Скорее всего, перемирие продлится дольше, чем июньское, но все равно может стать лишь передышкой перед возобновлением боевых действий.
Некоторые из пунктов соглашений Киев легче обернет в свою пользу, чем ополченцы. Например, «незаконными вооруженными формированиями», которые должны быть разоружены согласно Минским соглашениями, стороны конфликта, конечно, считают соединения противника. Однако представительство ЕС в Киеве, приветствуя данные договоренности, заявило о желательности «вывода с территории Украины незаконных вооруженных формирований и сил, незаконно действующих в стране». Если бы еврочиновники подразумевали под таковыми части Нацгвардии Украины, как это трактуют в руководстве ЛНР, они вряд ли предлагали бы «выводить» эти подразделения со всей украинской территории. Когда ситуация в зоне конфликта снова обострится, Киев наверняка напомнит об этом пункте соглашений и ЕС предсказуемо примет его сторону.
При этом, в рамках парламентской предвыборной кампании Порошенко уже критикуют за прекращение боевых действий вокруг Донбасса. Скорее всего, градус критики по мере приближения выборов будет только нарастать. В этих условиях, Киев вполне может возобновить силовую операцию где-то за пару недель до дня голосования (он, напомню, намечен на 26 октября). Это достаточное время, чтобы вдохновить избирателей, нацеленных на жесткое решение проблемы. И, при этом, за такой промежуток времени наступление правительственных войск не успеет полностью захлебнется. Даже при самом неудачном для них ходе операции.
Не исключено, что мотивы для возобновления силовой операции против Донецка и Луганска найдутся у киевских верхов и раньше. Вопрос о статусе этих территорий останется камнем преткновения на любых ближайших переговорах. Даже если ДНР и ЛНР действительно согласятся остаться в составе Украины, ради безопасности ополченцев им придется добиваться очень широкой автономии – с независимой от Киева правоохранительной и судебной системой и запрету войскам центрального правительства входить на их территорию. А на такие уступки в Киеве сейчас вряд ли пойдут.
Другой сценарий – перевод конфликта в замороженное состояние, с сохранением под контролем каждой из сторон тех территорий на Донбассе и Лугащине, которые они занимают сейчас. Но, как правило, конфликт с отделившимися территориями переходит в замороженную фазу, когда военный потенциал центрального правительства уже серьезно подорван. На Украине подобного еще не наблюдается. Поэтому, стоит повториться, возобновление масштабных боевых действий на Донбассе – пока самый вероятный сценарий.
Комментарии читателей (5):