После инаугурации президента Реджепа Тайипа Эрдогана многих в Турции держала в напряжении еще одна интрига: состав кабинета министров, который должен возглавить новый премьер, экс-министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. Турецкие телеканалы с утра в прямом эфире отслеживали каждое движение двух турецких лидеров: выезд из дома в свои резиденции, прибытие премьер-министра в резиденцию президента. Когда Эрдоган встретил Давутоглу в своём новом кабинете с папкой в руках и в течение почти часа в формате тет-а-тет беседовал с ним, появились сообщения о том, что Эрдоган якобы "сверяет список министров Давутоглу со своим досье".
По этому поводу было высказано немало прогнозов. Кое-что турецким экспертам удалось угадать: главы ведомств, отвечавшие за экономический блок в прежнем составе правительства, сохранили свои посты. Речь идёт о министрах финансов, экономики и энергетики. Но главная дискуссия велась относительно того, кто же получит портфель министра иностранных дел. Потому что ранее с этого поста стартовал в большую политику Абдуллах Гюль, ставший потом президентом страны. С этого поста на пост главы правительства был перемещён и Давутоглу. Отсюда делался вывод о том, что вновь назначенного главу МИД можно расценивать в качестве главного кадрового резерва, что заметно повышает политическую значимость этого поста. При этом в качестве претендентов назывались две кандидатуры: Хакана Фидана, возглавляющего ныне разведку Турции, и Мевлюта Чавушоглу, прежде занимавшего должность министра по делам ЕС. Возможное назначение Финана, специалиста по проблемам Средней Азии и Ближнего Востока, выполнявшего немало специальных поручений Эрдогана в этих региона мира, связывали с тем, что ближневосточное направление во внешней политики должно стать приоритетным, чтобы исправить ситуацию, в которой оказалась Турция после "арабской весны" и в ходе развития кризисов в Сирии и в Ираке. С Чавушоглу, считающегося авторитетным специалистам по проблемам Европы, связывали возможность перевода главных внешнеполитических приоритетов страны на европейское направление.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 05.09.14 Турция прощается с «европейской мечтой» / Станислав Тарасов
- 25.08.14 Турция игнорирует окрики ЕС: сможет ли и Путин подстраховать Эрдогана / Станислав Тарасов
- 21.08.14 Эрдоган позвал на свою инаугурацию Путина и Обаму / Станислав Тарасов
- 18.08.14 Разгорается германо-турецкий шпионский скандал / Станислав Тарасов
И выбор был сделан. На пост главы внешнеполитического ведомства был назначен Чавушоглу, а портфель министра по делам ЕС достался Волкану Бозкыру. В складывающейся комбинации, Чавушоглу и Бозкыр, как два локомотива, должны будут тянуть в европейскую гору турецкий экспресс. Внешне кажется это неожиданным, поскольку, как ранее отмечало REX, предвыборная президентская кампания Эрдогана во многом строилась на антиамериканских и антиевропейских настроениях, что в определённой степени дистанцировало его от Вашингтона и Брюсселя, который после коррупционного скандала конца прошлого года " заморозил" процесс подготовки Турции к вступлению в качестве полноправного члена в ЕС. И не только это. Когда в феврале нынешнего года Чавушоглу обвинил ЕС в разжигании гражданской войны на Украине, говоря, что "Брюссель ведёт себя неправильно, пытается сказать украинцам: «Или выберете нас, или мы не будем вас больше поддерживать»…», многим в Турции стало казаться, что он таким образом подписал себе "смертный политический приговор". Но всё обернулось иначе.
Автору этих строк приходилось лично встречаться с Чавушоглу, который неплохо владеет русским языком. Мы могли убедиться в том, насколько превосходно вновь назначенный министр иностранных дел Турции разбирается в российской политике и внимательно наблюдает за ходом украинского кризиса. Причина одна: на определённом этапе Турция и Украина практически оказались в одинаковом положении относительно интеграции в ЕС, хотя Анкара во взаимоотношениях с Брюсселем имеет значительно больший исторический стаж. Тем не мене Брюссель активно продвигал проект подписания соглашения с Киевом, тогда как в отношении Анкары это решение откладывалось под самыми разными предлогами.
В этой связи всплывает ещё одна интрига. 15 августа совет ЕС обратился с просьбой к «странам партнёрам и странам-кандидатам» не пытаться воспользоваться ситуацией, чтобы занять на российском рынке европейскую нишу, высвободившуюся после ответных санкций Москвы. Но тем не менее Турция провела успешные переговоры с Россией, договорившись о наращивании поставок продовольствия. 30 августа лидеры стран Евросоюза на саммите намерены обсудить введение новых санкций в отношении России из-за заявлений о якобы участии российских военных в боевых действиях на Украине. Об этом сообщила канцлер Германии Ангела Меркель. Причём это заявление было сделано после того, когда президент Украины Пётр Порошенко "театрально" отменил рабочий визит в Турцию и созвал срочное совещание Совета национальной безопасности и обороны. Добавим к этому и заявление президента США Барака Обамы о том, что Америка «не рассматривает возможность решения украинской проблемы военным способом и не хочет конфронтации с Россией", но будет продолжать использовать тактику санкций, чтобы "заставить Россию заплатить дополнительную цену - в долгосрочной перспективе - за политику на украинском направлении". В задачу Вашингтона и Брюсселя входит расширение списка стран, участвующих в санкциях против России. В нём может оказаться и Турция.
Сейчас, когда новый премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу определил главный внешнеполитический приоритет страны, заявляя о том, что намерен "ускорить переговорный процесс с Евросоюзом", и когда пост главы МИД Турции получил европеец Чавушоглу, возникает вопрос: "Не выставит ли Брюссель Анкаре в качестве главного условия для возобновления переговорного процесса о членстве в ЕС - присоединение к санкциям против России?" Исключать такого нельзя. Тем не менее обозначим любопытную тенденцию. На днях Тбилиси назвал «малопродуктивными» антироссийские санкции, а парламентское большинство отвергло предложение оппозиции - соратников экс-президента Саакашвили - внести в заявление по Украине призыв к дальнейшему ужесточению антироссийских санкций. Тбилиси объясняет свою позицию внутриполитическими соображениями: оппозиция при поддержке Киева готовит в Тбилиси местный «майдан» - приглашает из Киева специалистов по уличным боям и заготавливает покрышки. Анкара тоже может предъявить свой счёт Западу, особенно по части затягивания своего членства в ЕС и поддержке в стране протестного движения. Но как бы то ни было, по мнению газеты Dünya, "Турция может столкнуться с ухудшением отношений с США и ЕС и специалистам, хорошо знающим российский рынок, необходимо просчитать все возможные эффекты, и только после этого принимать принципиальные решения". И они уже подсчитали: наряду с 13 турецкими фирмами, которые сегодня осуществляют инвестиции в России, о вложении денег в эту страну сейчас задумываются ещё 20 турецких компаний с учётом новых возможностей для турецких производителей, не говоря о расширении многопрофильного турецко-российского торгово-экономического сотрудничества.
Турция не будет отказываться от евроинтеграции, и не будет спешить ущемлять свои национальные интересы, подвергая риску свои отношения с Россией. Скорее всего новый глава МИД Турции Чавушоглу станет больше разворачивать Анкару в сторону Москвы. Возможно, такой ход оказался для некоторых неожиданным. Так Азербайджан на церемонии инаугурации первого всенародно избранного президента Турции представлял не глава Азербайджана Ильхам Алиев, а премьер-министр этой страны А.Расизаде. Армения, которая не имеет дипломатических отношений с Турцией, получила приглашение на эту церемонию. Её представлял министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Времена меняются и вместе с ними меняется и Турция.
Комментарии читателей (1):
Хочу внести уточнение (и прошу внести изменение в текст статьи): Аз.р на церемонии инаугурации президента Турции Р.Т. Эрдогана представлял премьер-министр этой страны А.Расизаде.
Об этом стало известно буквально накануне проведения церемонии инаугурации.
А до этого аз.СМИ сообщали, что Аз.р будет представлять спикер Милли Меджлиса О.Асадов.
Однако факт остается фактом: Азербайджан на церемонии инаугурации первого всенародно избранного президента Турции представлял не глава Аз.р Ильхам Алиев.