Турция игнорирует окрики ЕС: сможет ли и Путин подстраховать Эрдогана

Москва и Анкара не намерены жертвовать своим сотрудничеством
25 августа 2014  18:44 Отправить по email
Печать

Состоялся телефонный разговор между главой Российского государства Владимиром Путиным и новоизбранным президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Как сообщает пресс-служба Кремля, в ходе разговора стороны " подчеркнули обоюдную заинтересованность в дальнейшем расширении российско-турецкого сотрудничества по различным направлениям".

В этой связи отметим некоторые важные моменты.

Первый: Путин получил приглашение принять участие в инаугурации Эрдогана, намеченной на 28 августа. Но в силу определенных причин присутствовать на этой церемонии он не сможет. Россию на ней будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров.

Второй: 22 августа из Зонгулдака (Турция) в Керчь отправился первый паром MS Poseidon. Отныне он будет курсировать два раза в неделю и заходом не только в Керчь, но и в Новороссийск. По мнению экспертов, это позволит решить часть проблем по транзиту пассажиров и грузов между двумя российскими регионами — Краснодарским краем и Крымом.

Третий момент: этот факт совпал с призывом официального представителя Еврокомиссии Питера Стано к третьим странам, странам-партнерам и странам-кандидатам в членство ЕС воздерживаться от замещения европейских продовольственных продуктов на российском рынке собственной продукцией. Турция проигнорировала это требование, поскольку не намерена терять отношения с крупнейшим экономическим и энергетическим партнёром, каковым является Россия. Тем более, что именно Путину и Эрдогану удалось добиться деэскалации сложных отношений между двумя странами и выстроить процесс нормализации по её завершению.

Четвертый момент: непринятие в расчёт или прямой отказ выполнять требования ЕС ставит под сомнение приверженность Турции к альянсу в глазах её союзников. Анкаре могут пригрозить отказом от соглашения о свободной торговле с ЕС в ситуации, когда она только нащупывает подходы к присоединению к зоне свободной торговли с Таможенным союзом - Россия, Белоруссия и Казахстан. В сентября в Стамбуле намечено провести первое заседание рабочей группы по обсуждению этого вопроса.

Напомним, что ранее Турция заявила, что готова обсуждать вопрос о возможности прокладки газопровода "Южный поток" по ее территории, если будет соответствующий запрос из Москвы. Первоначально Москва не стала рассматривать предлагаемый "газовый маневр", однако сейчас, когда премьер-министр Болгарии Георги Близнашки и президент Росен Плевнелиев решили приостановить проект «Южный поток», все может измениться. Не исключено, что в ходе телефонного разговора Путина и Эрдогана обсуждался и этот вопрос. Плюс к этому предложение Турции перейти во взаиморасчетах на национальные валюты.

В то же время не стоит сбрасывать со счета и то, что Запад вряд ли намерен "терять" Турцию, да и она сама, посылая "сильные сигналы" Западу о возможной смене внешнеполитических ориентиров, может преследовать цель добиться от него для себя новых и важных преференций. Тем не менее с учетом ситуации на Ближнем Востоке Анкара как никогда очень близко подошла к той самой "критической черте", за которой просматриваются элементы иного стратегического выбора.

Россия тоже маневрирует. С одной стороны, для нее складываются благоприятные условия для разыгрывания турецкой "карты" на антизападном направлении. С другой- на турецком примере можно демонстрировать иную стилистику и технологию в выстраивании взаимовыгодных отношений с государством, членом НАТО, взвешивая, конечно, все плюсы и минусы, отделяя главное от второстепенного. Как пишет в этой связи американское аналитическое издание Stratfor, «в то время, когда США и Европа управляются посредственностями, два человека в мире кипят политическими амбициями, но которым вместе удобно- это Путин и Эрдоган». По мнению американского эксперта, специалиста Центра Бегина- Садата Стратегических Исследований Бар-Иланского Университета Александра Муринсона, сейчас нет оснований предполагать, что Эрдоган на каком-то направлении намерен осуществлять " антипутинский сценарий", скорее наоборот, он будет "подыгрывать" главе России, поскольку они "очень хорошо понимают друг друга и обмениваются мнениями без микрофона". Каждый из двух лидеров в отдельности проводит политику модернизации своей страны, и они обеспечили своим странам определенную экономическую стабильность. Даже при противоположных позициях по Сирии и некоторым другим проблемам, Путин и Эрдоган не стремятся приносить в жертву взаимовыгодное сотрудничество, и даже имитируют идентичность курса двух стран на западном направлении. Однако тут не все однозначно.

После того, как экс-министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу стал главой правительства Турции, можно предполагать, что Анкара в скором времени предложит новый внешнеполитический курс, который продемонстрирует пределы возможностей стратегического партнерства с Москвой с учетом, как предполагают многие эксперты, "перспектив жесткой политики Путина на Кавказе и в Центральной Азии - после Украины", и выхода на геополитическую сцену региона Ирана. Для Москвы же проблемой могут стать возможности Эрдогана, как президента с более ограниченными властными полномочиями по сравнению с премьер-министром Давутоглу, предостерегать его кабинет от резких негативных движений в сторону России, и удастся ли у Эрдогана маневр перехода к прямому президентскому правлению.

Пока турецкие эксперты делают ставку на фактор личности Эрдогана как "сильного политика". В этой связи они проводят примеры Тургута Озала или Сулеймана Демиреля, которые, став президентами страны, "подмяли" под себя правительство. Есть и другое. Будучи президентом Абдулла Гюль, один из основателей правящей партии " Справедливость и развитие", считавшийся яркой политической фигурой, был нейтрализован премьер-министром, отодвинут на второй, а то и третий план. Так и Эрдогана могут нейтрализовать как со стороны правящей партии которую возглавил Давутоглу, так и за счет ее коалиционных действий с силами оппозиции. Поэтому в русско-турецкой пьесе, как у Чехова, ружье, повешенное к первом акте пьесы, должно выстрелить в третьем. Но прозвучит ли на сей раз такой выстрел и не снимут ли это ружье еще во втором акте определенные силы?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

25.08.2014 19:38, #23299
И Турцию хорошо можно понять. Сколько лет уже ей морочат голову с этим вступлением в Евросоюз? Наблюдая за тем, как Европа напялила, в угоду США, себе на шею удавку, применив абсолютно бессмысленные санкции к России, задумаешься - а нужна ли эта Европа? Выжившая из ума, не имеющая никакой самостоятельности. А на востоке огромные пространства, рынки, ресурсы. Что бы выбрали вы? Совместное проживание в тесной комнатушке с сумасшедшей старухой, или взаимовыгодное партнёрство с зажиточными соседями. Сохраняя при этом полностью свою личную свободу? Я бы выбрал второе.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть