28 августа в Турции может состояться сенсация: встреча президентов США и России Барака Обамы и Владимира Путина. Но только в случае, если они примут приглашение их новоизбранного коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана принять участие инаугурации 12-го президента Турции. В церемонии также должны принять участие и лидеры ряда других государств. Так Анкара желает отметить действительно историческое событие, связанное с избрание впервые в истории страны главы государства всенародным голосованием. Ранее церемония инаугурации президента Турции не отмечалась так масштабно, так как президента назначал парламент. Это - во-первых. Во-вторых, Анкара желает продемонстрировать миру, как пишет газета Sabah, что «начинает писать первую страницу в истории новой Турции».
К моменту подготовки этой статьи достоверно известно, что турецкая сторона разослала президенту США Обаме и президенту России Путину. Но прибудет ли Обама в Анкару на церемонию инаугурации Эрдогана, или отправит туда вице-президента или госсекретаря, пока неизвестно. Дело в том, что в последнее время осложнились не только межгосударственные отношения между Турцией и США, но и личные отношения между Эрдоганом и Обамой. В ходе избирательной компании Эрдоган заявлял, что « не хочет более поддерживать общение с президентом Обамой», подвергал критике политику США в отношении Израиля и Сирии, открыто намекал на то, что Вашингтон принимал участие в создании в Турции так называемого «параллельного правительства», подозревал его в причастности в подготовке в стране «цветной революции».
В широком смысле США, заявляя о стратегическом партнерстве с Турцией, действительно отодвинули ее от участия в планировании своей политики в регионе, в его геополитическом обустройстве. Обозначенные уровень и глубина проблем в американо-турецких отношениях позволяют говорить уже не только о естественных между союзниками и партнерами «нестыковках» в оценках глобальных и региональных проблем, но и уже о тенденции к нарастающему недоверию в отношениях между двумя странами. Турецкая дипломатия, набившая в последние годы «руку» на осуществлении в регионе так называемой «челночной дипломатии», не выиграла ни одного сражения, натыкаясь везде на «американский след». Неслучайно в поисках решений возникающих проблем Анкара все больше и больше выходила на контакт с Москвой, с которой наблюдалось совпадение позиций относительно путей урегулирования той или иной региональной проблемы. В этой связи многие американское эксперты считают, что Белый Дом изначально недооценил фактор Эрдогана, который по мере укрепления власти правящей партии «Справедливость и развитие», стал выдвигать «пакетные условия» в ответ на требования США , все больше и больше позиционируя себя в качестве равноправного партнера и союзника по НАТО, не опасаясь получать в ответ акция финансового возмездия, антитурецкие информационно-политическое компании и т.д.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
К тому же в США не делают секрета из того, что на момент взлета карьеры Эрдогана, как сообщала британская газета Financial Times, Вашингтон отрабатывал сценарий противостояния между турецким генералитетом и высшим военно-политическим руководством страны. Эта попытка завершилась судебными процессами по обвинению турецких военных в подготовке военного переворота. Поэтому присутствие президента Обамы на инаугурации Эрдогана могло бы стать неким политическим символом для Турции: новой «турецко-американской свадьбой» или «разводом».
Совершенно по другому сценарию развиваются российско-турецкие отношения. Как уже не раз бывало в истории, Россия и Турция практически одновременно вступили на путь модернизации, который обозначен в России лидерством Путина, в Турции - Эрдоганом. Даже несмотря на то, прежние отношения между странами носили настороженный характер в силу традиционного соперничества в Черноморском регионе и в Закавказье, Путин и Эрдоган пошли на расширение сотрудничества, воспринимая друг друга в качестве равноправных партнеров, у которых имеются общие национальные и даже совпадающие геополитические интересы. Кстати, американские эксперты считают, что одной из главных причин несговорчивости Эрдогана с Обамой являются стабильно развивающиеся российско-турецкие связи.
Фактом является и то, что Турция ведет осторожно в отношении украинского кризиса, не присоединилась к западным антироссийским санкциям, заявила о желании перейти во взаиморасчетах между двумя странами на национальные валюты, проявляет готовность к сотрудничеству с Таможенным союзом, несмотря даже на очевидную разность в подходах к урегулированию некоторых конфликтов. Поэтому появление Путина на инаугурации Эрдогана могло бы знаменовать не только триумф российской политики на турецком направлении, но и способствовало бы укреплению власти нового президента Турции.
Тем более что тут не все выглядит однозначно. Лидер правящей партии премьер-министр Эрдоган победил на президентских выборах, собрав 51,8 % голосов, а не 56,4% или 60% голосов, как планировали его политтехнологи. Согласно данным ЦИК Турции, в стране насчитывается почти 60 млн. избирателей. Явка на выборы превысила 73%. То есть, 10 августа на избирательные участки пришли более 40 млн. человек. Так что у Эрдогана нет абсолютной политической легитимности. В этом отношении соотношение политических сил в стране по сравнения с региональными выборами 30 марта не изменилось. Тем не менее, Эрдоган после победы заявил, что ставит одним из главных своих приоритетов работу над новой конституцией Турции, особенно по части наделения президента большими полномочиями. Но такая работа ведётся в Турции уже около полутора лет и безуспешно, поскольку правящей партии не удается заручиться конституционным большинством. Теперь ставка делается на парламентские выборы, которые намечено провести в марте 2015 года.
До этого времени необходимо назначить нового премьер-министра, который будет обладать большими полномочиями, нежели президент Эрдоган. Поначалу некоторые функционеры правящей партии в качестве кандидатуры на этот пост называли уходящего в отставку президента Абдуллу Гюля. Но дело в том, что глава правительства в Турции должен быть, во-первых, членом парламента, во-вторых, возглавлять правящую партию. Гюль, как президент, не имел право совмещать в себе такие полномочия. На заседании верховного руководства партии 27 августа должна быть обозначена кандидатура главы правительства и главы партии. Гюль сделал свой ход, назвав главу МИД Ахмет Давутоглу в качестве главного претендента на пост премьера, хотя, судя по некоторым сведениям, на этот пост претендуют такие сильные турецкие политики, как Нуман Куртулмуш и Бюлент Арынч. По мнению турецкого политолога Мухарема Сарыкая, Давутоглу может устраивать и Эрдогана по некоторым причинам. Первая: Давутоглу является американской креатурой, и его назначение может оцениваться как шаг в сторону США. Во-вторых, у Эрдогана в кабинете всегда традиционно сильным являлся экономический блок, который и в новом кабинете может «подавить» премьера- политолога. В-третьих, важное значение приобретает то, кто возглавит внешнеполитическое ведомство. Пока расстановками фигур на турецкой политической шахматной доске занимается лично Эрдоган. А дальше? Давутоглу, заняв пост главы правительства и возглавив правящую партию, неизбежно инициирует процесс расформирования партии, и может, если окажется под влиянием США, быстро «отвязать» ее от Эрдогана. С другой стороны, Гюль, который покидает Анкару, избрав своим местожительством Стамбул, может приступить к созданию своей политической партии. Неслучайно потерпевшая на выборах оппозиция настаивает на том, чтобы перед тем, как принять участие на заседании верховного руководства правящей партии, Эрдоган, как и положено президенту, заявил о своем выходе из партии, чтобы не влиять на голосование по кандидатуре главы правительства и лидера партии.
Таким образом, до парламентских выборов Турция остается в «подвешенном» состоянии. Если правящая партия не увеличит свой отрыв от оппозиции на 60-70%, то Эрдоган в своих дальнейших действиях может рассчитывать только на личную политическую харизму, теряя реальные рычаги власти. Вот почему ему сейчас необходима пышная инаугурация с участием лидеров многих государств мира, включая особенно США и Россию.
Комментарии читателей (5):
недопустимости ввоза на территорию РФ товаров, страной происхождения которых являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Норвегия во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г.
№ 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".
С чего вы это взяли, что якобы Эрдоган открыто заявил "о неприглядной роли США в сирийском и иракском кризисе"?
Вы, Goldy, видимо, не совсем в курсе происходящих событий в той же Сирии и Ираке, да и в подоплеке турецко-американских отношений. Читайте внимательней и регулярно аналитические статьи уважаемого Станислава Тарасова.
А о неприглядной роли Турции, например, относительно Сирии, вы не знаете? Благодаря вмешательству России и достигнутым соглашениям с правительством Сирии и с США удалость снизить напряженность вокруг Сирии.
Напряженность между Вашингтоном и Анкарой появилась также после того, как США не стали проводить военную операцию против Сирии, на что рассчитывал турецкий лидер.
Также не все так однозначно по событиям в Ираке. И т.д., и т.п.
------------------------------------------------
Куда уж однозначней.
"Для Давудоглу группировка «Исламское государство» не террористическая"
http://news.am/rus/news/224946.html со ссылкой на турецкое издание «Taraf».