Евросоюз в ответ на решение России ограничить ввоз ряд товаров из стран, наложивших санкции в отношении России, намерен в ближайшее время рассмотреть эту проблему в Брюсселе на заседании сельхозяйственных экспертов стран-участников сообщества. Накануне британская газета Financial Times сообщила, что еврочиновники скоро начнут переговоры о санкциях против России с такими странами Латинской Америки как Бразилия и Чили с целью «разубедить их от участия в замещении сельскохозяйственного экспорта ЕС, запрещенного Россией на ввоз». При этом газета уточняет, что Бразилия «разрешила примерно 90 новым мясокомбинатам немедленно начать экспорт курятины, говядины и свинины в Россию, а Чили может получить основные выгоды от российского эмбарго на европейскую рыбу». Отмечается и то, что получат прибыль Белоруссия и Турция. В заявлении так называемого «старшего официального лица ЕС», на которое ссылается британская газета, сообщается, что Брюссель «будет обозначать наши ожидания, что эти страны не будут извлекать недобросовестную выгоду из нынешней ситуации».
Выведем Белоруссию из обозначенного списка с учетом ее особых отношений с Россией и фактора Таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан. Действия Брюсселя со странами Латинской Америки затруднены хотя бы потому, что, как признает Financial Times, «продолжающиеся 15 лет переговоры по торговому соглашению завязли в трудностях, связанных с доступом на рынки». По факту Брюссель не может предъявить многим странам Латинской Америки каких-либо юридических претензий по продовольственным поставкам в Россию. В этой связи другая британская газета The Guardian намекает, что Вашингтон и Брюссель запоздали. Россия и ее партнеры по БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка) уже создают банк развития, который должен служить альтернативой Международному валютному фонду, контролируемому Всемирным банком.
То есть, «игра» идет по-крупному, когда санкционные действия Вашингтона и Брюсселя в отношении России дестабилизируют сложившуюся систему мировых торгово-экономических отношений, не только разводят через торговлю страны мира по разные стороны баррикад, а некоторых из них просто стремятся ослабить. Да и сам Евросоюз находится между Сциллой и Харибдой. С одной стороны — реальный риск надолго лишиться российского рынка. С другой стороны — давят американцы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Добавим к этому и жесткое заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В беседе с журналистами в Сочи, он, во-первых, впервые публично признал, что «на нашем собственном рынке сельхозпродукции создавалась недобросовестная конкуренция в пользу европейских производителей сельхозпродукции». Возврат к такому положения в будущем исключен. Во-вторых, он отметил, что «если страны объединяются против нас и вводят секторальные санкции против Российской Федерации, то, наверное, эти страны трудно назвать нашими добрыми партнерами». Так высвечивается Турция.
В этой стране состоялись президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от правящей партии «Справедливость и развитие» глава правительства Реджеп Тайип Эрдоган. Выступая в ходе избирательной компании перед национальным бизнес - сообществом, он обещал, что «внешняя политика страны останется прежней». Но нельзя исключать того, что Брюссель станет шантажировать Турцию исключением из зоны свободной торговли с ЕС с целью заставить ее присоединиться к антироссийским санкциям. В обмен, возможно, на какие-либо преференции. Тем более что между Россией и Турцией достигнуто соглашение о том, что Турция в самое ближайшее время расширит свои поставки продуктов питания в Россию. Речь идет в первую очередь о поставках молока и молочных изделий, а также продукции птицеводства.
В конце июля Турция инициировала вопрос о создании зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Стороны договорились создать соответствующую рабочую группу, которая начнет свои заседания в сентябре. Анкара также предложила России перейти во взаиморасчетах на национальную валюту, создать общий транспортный логический центр. Потенциальная выгода Турции от такого сотрудничества достаточно велика. В настоящее время товарооборот между двумя странами достигает почти 40 млрд. долларов. Стороны намерены довести этот объем до 100-150 млрд. Осуществляются многие совместные инвестиционные проекты, программы по расширению энергетического сотрудничества, в том числе и строительство первой в Турции атомной электростанции «Аккую». Не говоря уже о том, что численность россиян, ежегодно посещающих Турцию в качестве туристов, достигает ежегодно 4 миллионов человек. Плюс к этому: в случае если Турция подпишет соглашение о свободной торговле с Таможенным союзом , это откроет перед ней огромнейший рынок, при этом практически без каких-либо политических условий или обязательств, которые обуславливают сотрудничество Турции с ЕС. Тем не менее, если т Брюссель предъявит Анкаре ультимативные требования присоединиться к антироссийским санкциям, то она может оказаться перед серьезнейшим внешнеполитическим и даже историческим выбором.
Пока в действиях Анкары просматривается политическая конъюнктурная составляющая. Она является членом НАТО и уже давно топчется в предбаннике Европы, безуспешно пытаясь туда интегрироваться. Поэтому демонстративно протянутую России «руку дружбы» можно воспринимать как «месть» Европы и сигналом для Запада о возможной смене внешнеполитических ориентиров. Но как долго будет продолжаться такое промежуточное состояние и какой выбор все же сделает Анкара? Для получения ответа на этот вопрос ждать остается недолго.
Комментарии читателей (7):
Однако вернемся к теме статьи. Вот что заявил, после президентских выборов в Турции, н-р, небезызвестный Гейдар Джемаль - председатель т.н. "Исламского комитета России", в интервью газете "БИЗНЕС Online" (Татарстан):
— "Я думаю, что Турция займет, скорее, антироссийскую позицию в вопросах Украины и Крыма. Хотя бы потому, что Эрдоган не будет связывать себя с «хромой уткой», а Россия попала в такое положение. Этой стесненной для РФ ситуацией уже начал пользоваться Китай, который требует очень высокой платы по всем направлениям за то, что сохраняет с Россией особые отношения.
Но при всем этом, если вы обратили внимание, и Китай, и Иран дистанцируются от России сегодня. И было бы странно ожидать, чтобы Анкара — с ее амбициями и той важностью, которую она придает Черноморскому региону и Южному Кавказу — вдруг стала бы сближаться с изолированной, подвергающейся санкциям Москвой.
Совершенно логично, что Турция будет занимать антироссийскую позицию и будет наращивать поддержку крымско-татарского народа".
12.08.2014, председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль, описывая векторы внешней политики Турции, в частности, отосительно России говорит и следующее:
— "До выборов Эрдоган в этом направлении вел себя осторожно, потому что полагал, что Москва может каким-то образом испортить его игру. Но его реакция на малайзийский Boeing, так же как и решение принять на лечение палестинских раненых, очень ясно дает понять о его ближайших шагах в отношениях с Россией. Он же заявил однозначно, что в гибели Boeing виновата Россия — это маркер его дальнейшей политики".
http://www.business-gazeta.ru/article/111300/