Возможно, это только совпадение, но оно по-своему символично. Именно в момент шестой годовщины кавказской войны августа 2008 года, в результате которой Грузия потеряла 20% своей территории, Тбилисский городской суд объявил, что начнет 22 сентября рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Еще одно символическое совпадение. Мосгорсуд вынес приговор трем соучастникам убийства в мае 2012 года бывшего командира 25-й бригады Минобороны Грузии генерал-майора Романа Думбадзе. В ходе следствия выяснилось, что в смерти генерала Думбадзе были заинтересованы «серьезные грузинские политики». Генерал Думбадзе отказался подчиняться тогдашнему президенту Грузии Саакашвили, поддержав власти Аджарии. «До тех пор пока я президент, никогда не помилую этого изменника, имя которого должно внушать ужас потомкам»,— грозился тогда Саакашвили.
Вообще грузинскому обществу следовало бы в первую очередь разобраться со многими эпизодами кавказской войны, которая во многих отношениях выглядит загадочной. «В августе 2008 года Михаил Саакашвили, тогдашний президент Грузии, приказал своим войскам восстановить контроль над отколовшейся республикой Южная Осетия, в том числе при помощи обстрелов местной столицы Цхинвали", - констатирует Financial Times. Ранее западные СМИ обвиняли в начале военной операции Россию. В свою очередь председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия заявил в интервью «Голосу Америки», что «в то время в США звучали высказывания насчет того, что администрация Джорджа Буша-младшего вселила ложные ожидания в правительство Саакашвили, которые подстрекнули президента Грузии на конфликт с Россией».
Напомним, что, как сообщал недавно премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, Министерство обороны Грузии скоро завершит расследование по поводу российско-грузинской войны в августе 2008 года. Учитывая, что расследование ведет Минобороны, а не прокуратура, надо полагать, что Тбилиси не намерен в готовящийся судебный процесс над Саакашвили включать эпизоды войны августа 2008 года, а судить его только по озвученным статьям - нарушение прав человека, превышение должностных полномочий и т.д. Тем не менее в апреле прошлого года бывший премьер-министр страны Бидзина Иванишвили заявлял, что «власти Грузии действовали неадекватно в начале августа 2008 года, что и привело в итоге к войне».
Еще один эпизод, о котором вспомнил чрезвычайный и полномочный послом Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрий Медоев: «Первый и основной удар был направлен именно на миротворцев, это было заложено в планах грузинской армии изначально. Но, исходя из размеров Цхинвала, это означало массированную бомбардировку всего города одновременно. Ведь огонь велся как из крупнокалиберной артиллерии, так и из систем залпового огня, поставленных в Грузию, в том числе и из Украины. Отсюда и многочисленные жертвы среди мирного населения и российских военнослужащих. Сотрудники филиала миссии ОБСЕ в Цхинвале спешно, а, главное, тайно покинули город буквально за несколько часов до начала артобстрела. Никого не предупредив об опасности… Можно понять тайное бегство из Цхинвала военнослужащих грузинской части объединенного штаба миротворческих сил: именно им предстояло в эту ночь расстреливать своих сослуживцев — российских миротворцев. Но вот действия сотрудников ОБСЕ просто не поддаются разумному объяснению». Неслучайно Financial Times стало призывать Тбилиси к тому, чтобы он «не ворошил прошлое», а Запад стал оказывать на Грузию сильное давление с целью свернуть судебный процесс над Саакашвили.
Так министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт уже заявил, что якобы «грузинская власть свернула с европейского пути развития, и нанесет непоправимый ущерб международному имиджу страны». В ответ министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе предложила своему шведскому коллеге «перестать оказывать косвенное влияние на процессы в Тбилиси в связи с выдвинутыми обвинениями против экс-президента Михаила Саакашвили», и что «процессы над бывшими высокопоставленными лицами будут максимально прозрачными, на все вопросы будут даны ответы". Какие-то ответы на какие-то вопросы, возможно, будут действительно получены. Но это может быть только началом.
Грузия меняется вместе со сменой политической элиты. Правящей ныне «Грузинской мечте» уже нет необходимости идти на компромиссы и сотрудничество с националами. В этой связи газета тбилисская газета «Хроника» мрачно описывает перспективы националов и приводит расклад в оппозиционной партии по лагерям: 1. Г. Бокерия и его группа, которую опекают некоторые американские политики; 2. Группа Саакашвили, в которую входят несколько депутатов парламента, преданных бывшему президенту; 3. Группа «революционеров», в составе Гиви Таргамадзе, которые хотят «устроить беспорядки» осенью и на их волне захватить власть. Есть и четвертая группа, которая «состоит из осторожных прагматиков, которые будут находиться в тени и избегать активных действий, чтобы сохранить свое материальное положение». Эту группу возглавляет М. Мачавариани. «Но все потуги националов обречены на провал, резюмирует «Хроника», – их солнце закатилось вместе с кончиной Эдуарда Шеварднадзе.
Но этого как раз и опасаются на Западе, поскольку в ходе судебного процесса могут быть преданы гласности скрываемые им факты о его политике не только в отношении Грузии, но всего Закавказья. То, что такие факты имеются, открыто намекал Саакашвили в своем недавнем интервью телекомпании «Рустави-2», что можно расценивать и как шантаж в сторону Запада: «Сдадите меня Тбилиси, мир узнает многое из того, что вы скрываете». Это наводит на мысль о том, что западные покровители могут попытаться избавиться от такого свидетеля, чтобы хоть как-то сохранить свое влияние в Грузии. Кстати, в тюрьме уже находятся бывший премьер Вано Мерабишвили и мэр Тбилиси Гиги Угулава. Они тоже могут заговорить - при определенных обстоятельствах.
Правительство Грузии понимает сложность ситуации и пока ограничено в политическом маневрировании. В то же время оно заняло особую позицию по отношению к украинскому кризису, стало переоценивать значение своего прежнего «стратегического партнерства» с Азербайджаном. В ответ Тбилиси стали запугивать «армянским сепаратизмом в регионе Самцхе-Джавахети на юге страны, через который идет трубопровод, поставляющий нефть из Азербайджана в Турцию", говорить о ее «беззащитности», поскольку «она не является членом НАТО, и ее Соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное в июне, не содержит военных положений». Более того, Запад недоумевает, почему Грузия, выполнив в 2012 году рекомендации Запада отказаться от политики «раздражения в отношении России», сейчас, когда Запад вступил на путь осложнения отношений с Россией, не оказывается в его фарватере. Может быть потому, что как констатировал посол Грузии в Киеве Михаил Уклеба, «нас тревожит появление двойных стандартов в самых цивилизованных капиталистических странах, которые должны быть примером, и нам говорят о правах человека, демократическом обществе». По его же словам, «самое плохое в том, что это происходит за наш счет».
Но битва Тбилиси с Саакашвили еще только начинается. Готова ли Грузия жертвовать своими некоторыми западными интересами во имя привлечения к судебной ответственности экс-президента или Запад попытается «по своему» упредить нежелательный для себя ход событий в этой стране - скоро станет известно.
Комментарии читателей (1):
Причем, вспомним, нападение Грузии было в день начала Олимпийских игр, которые тогда проводились в Пекине. Тогда в Пекине находились В.Путин и Дж.Буш- младший, президент США. В это время в США шла предвыборная борьба на пост президента этой страны, Дж.Буш должен был покинуть свой пост.
По некоторым данным можно предположить, что М.Саакашвили пошел на эту военную авантюру по науськиванию республиканской партии США, которой не хотелось, чтобы президентом стал бы кандидат от Демократической партии.
В 2008 году Джон Маккейн был кандидатом в президенты США от республиканцев (официальную поддержку Маккейну оказал тогдашний действующий президент Джордж Буш-младший), однако проиграл выборы кандидату от демократов Бараку Обаме.
Саакашвили - это марионетка республиканцев. Неужели М.Саакашвили надеялся, что ему удастся силой вернуть Южную Осетию? Или ему любой ценой нужно было угодить тогдашней республиканской администрации США?