"Strafen gegen Russland: Die Sanktionen der Schlafwandler"
Eine Kolumne von Jakob Augstein
Spiegel. 31.07.14
Перевод (С) Михаил Ошеров
Торговая война с Россией открыта. Как и в любой войне следует поставить вопросы: Какова цель? Где же выход? По обоим вопросам ЕС не имеет убедительного ответа. В конце концов Путин может даже воспользоваться этими санкциями.
Да здравствует бюрократия! В Брюсселе есть, вероятно, даже для объявления войны специальная форма. Во вторник Комитет постоянных представителей государств-членов ЕС сообщил об острых экономических мерах против России. В обращении сказано, что в столицах теперь должны дать своё согласие. Интенсификация увеличивает (для стран ЕС собственные) потери от реальной торговой войны. Там не будет убитых и раненых. Только неудачи и потери. Но даже торговая война есть война. И те, кто начинает войну, должны иметь ответы на два вопроса: Какова цель и где же выход? Но у генералов в Брюсселе нет ответа.
В украинском конфликте Запад позволил себе дорогостоящую риторику, за которую настало время платить. Затронуты финансовые рынки, оборонный сектор, сфера высоких технологий. То, что раньше было политической символикой, сейчас превратилось в экономически-политический военный поход. При этом не стоит забывать: кто ставит ультиматум, тот связывает не только противоположную сторону, но и себя. Те, кто так убеждены в конфликте с Россией, всё ли хорошо просчитали, что стоят на праве против отсутствия права?
Есть более 6 000 немецких фирм, которые напрямую инвестируют в Россию, от торговли между двумя странами зависит более 300 000 рабочих мест. Как далеко мы хотим зайти в борьбе с Путиным? Это исходит от абсурдной идеи Германии, что всю Россию можно на долгие годы назначить на роль международного государства-изгоя, каким до сих пор состоял Иран. С ужесточением санкций Запад приступил к эскалации динамики, из которой выйти не так легко.
Удастся ли нам навязать Путину свою волю? Напротив, велика вероятность того, что атака ЕС – именно так санкции воспринимаются в России – сделает Путина сильнее, чем он когда-либо был. Надежда на демократическую оппозицию в стране нового царя будет уничтожена. Россию, как показывает история, трудно победить. Очевидно, Брюсселю это неизвестно, но в Берлине об этом должны знать.
"Endlich" идёт против России
Любопытно, что западные СМИ обвиняют русских, в том, что они живут в своей собственной реальности. В "другом мире" Путина, о котором недавно заявила Ангела Меркель. Так объясняют наши журналисты настроение русского народа: опрос показал, что 83% поддерживает Путина, другой опрос показал, что 64% россиян обвиняют Запад в кризисе Украины и только 3% - собственное правительство. Для Запада совершенно ясно: у русских есть проблема в восприятии реальности. Они лежат меж берёз, погружённые в глубокий сон, а леший Путин баюкает их, рассказывая сон в летнюю ночь - сказки о Евразийской империи.
Шекспир говорит в этой части о видимости и реальности любви: "Она видит умом, а не глазами / И её ум никогда не может быть пригодным для решения." Но это также относится и к ненависти. Это не только Бог любви слеп - это также относится и к войне.
С редким единодушием немецкие СМИ проводили свою политику в отношении кризиса на Украине. Федеральному правительству не раз приходилось оправдываться и объяснять причины своей сдержанности. А после крушения малазийского Boeing-777 журналистов было уже не остановить. "Süddeutsche Zeitung" с облегчением публикует: "Положение таково: более 200 граждан ЕС погибли. Европа не может больше уклоняться". "Handelsblatt" приветствует решение о новом круге эскалаций: "Европа будет бороться. Это окончательно". Экономический обозреватель Вольфганг Мунхау объявил на Spiegel Online об использовании "атомных бомб финансового войны". О месяцах, которые создали напряжённость написал "SZ" - теперь мы видим, как эта (напряженность - М.О.) разряжается. Журнал "Endlich" идёт против России. Этим летом 2014 года, мы, журналисты, имеем свой собственный опыт августа (1914 года - М.О. Колумнист намекает на патриотический подъём, наблюдавшийся в широких слоях населения Германской империи в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны).
Германия не в первый раз накладывает жесткие экономические санкции на Россию. В 1887 году Отто фон Бисмарк ввёл ломбардный запрет, который перекрыл русским доступ к немецкому рынку капитала.
Год спустя его сын Герберт попытался исправить ситуацию, заявив министру иностранных дел России, что экономические и политические отношения не должны зависеть друг от друга. Но было уже поздно. Французы заняли нишу, которая раньше была за немцами. В 1891 году французские боевые корабли прибыли с визитом в Кронштадт. Царь Александр III снял головной убор во время исполнения "Марсельезы". Чуть позже он подписал с Францией тайную военную конвенцию. До 1914 года оставалось недолго.
Мы знаем, к кому повернётся Россия на этот раз.
Комментарии читателей (5):
России есть где развернуться, вообщем.
Если отойти от статьи и узреть суть, это максимум, что может сделать Европа - и где же ее величие, скоро слово "Европа" можно будет писать с маленько буквы. Когда уже она откроет глаза на проходящее. США контроля хочет, а Россия - союза, разницу надо чувствовать.
Лучшего времени для прекращения поставок нефти и газа не найти: во-первых, не РФ начала, во-вторых, чем больше дать зазор по времени, тем лучше эвропэйцы подготовятся. А сейчас? Сейчас у них запасов месяца на 3 (три). За это время они могут только напрячь (и то с очень ограниченным эффектом) танкерные поставки. А это заметно дороже трубопроводных. В результате фьючерсные цены поползут вверх уже сейчас, а не через 3 месяца. А там посмотрим, будет нефтяной шок № 2 или газовый № 1 или не будет. Я думаю – будет. А это не один кризис, это целая череда кризисов. Во всяком случае, так было в 70-ых.
И пусть попробуют за год-два-три проложить трубу через разожженный ими же Ближний и Средний Восток. Я хочу это увидеть.