2 июля 2014 года состоялось сразу два события, имеющих в той или иной мере отношение к реализации Республикой Молдова курса на европейскую интеграцию.
В Кишинёве в этот день 59 молдавских парламентариев (из 101 депутата) приняли закон о ратификации Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским Союзом, подписанного в Брюсселе 27 июня 2014 года. Молдавские власти намеренно ратифицировали документ в ускоренном порядке, продолжая выбранную тактику избегать каких-либо субстантивных дискуссий на данном треке.
Примечательно, что фракция Партии коммунистов РМ во главе с В. Ворониным, на которого в очередной раз пытались не так давно сделать ставку в Москве, приняла решение вообще не участвовать в голосовании и покинула сессионный зал. Местные наблюдатели связывают этот демарш с окончательным оформлением очередного политического кульбита ПКРМ, не так давно избавившейся от наиболее активных противников евроинтеграции в своём руководстве. Теперь В. Воронин стремится сохранить «окно возможностей» для диалога с Евросоюзом после парламентских выборов, проведение которых намечено на 30 ноября 2014 года. У ПКРМ снова стала активно озвучиваться тематика «европейской модернизации» для Молдавии, а само Соглашение об ассоциации с ЕС критикуется В. Ворониным лишь потому, что в нём не учтены все интересы РМ. Опытному Воронину, похоже, вновь удаётся проверенный пасьянс «европейской интеграции за российские деньги». Открытым остаётся лишь вопрос, кто в Москве будет отвечать за инвестиции и «раскрутку» Воронина силами вице-премьера Д. Рогозина, депутата Госдумы И. Кобзона, а также силами молдавских пророссийских сил, в частности, И. Тулянцева.
Против ратификации выступила Партия социалистов РМ во главе с И. Додоном, который сейчас значится главным московским фаворитом, регулярно показывается на федеральных каналах и пытается стать единственным «знаменосцем» в вопросах евразийской интеграции и продвижения федеративной идеи в Молдавии. Между тем, именно группа И. Додона в молдавском парламенте обеспечила сохранение у власти нынешней «проевропейской» коалиции, проголосовав за избрание нынешнего Президента РМ Н. Тимофти (местные эксперты не исключают, что это голосование состоялось не без материального влияния одного из лидеров Демократической партии Молдовы, «молдавского демиурга» В. Плахотнюка). Поэтому «пророссийская» ориентация И. Додона многими воспринимается с известной долей скепсиса.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как бы там ни было, похоже, что нынешний политический расклад в Молдове обеспечивает необратимость дальнейшего курса на европейскую интеграцию Молдовы и незыблемость подписанного Соглашения об ассоциации РМ и ЕС.
В этот же день в Москве уполномоченные представители профильных государственных органов РФ и ПМР подписали семь межведомственных соглашений из десяти, анонсированных в апреле 2014 года. Подписанные документы касаются сферы экономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования и науки, культуры.
Тексты подписанных меморандумов пока не обнародованы, однако сообщения пресс-службы президента Приднестровья и комментарии иных официальных лиц позволяют предположить, что они в значительной мере всего лишь развивают положения аналогичных документов между соответствующими ведомствами, которые были подписаны в 2000, 2006-2007 годах.
Эксперты на протяжении 2012-2013 годов неоднократно указывали на необходимость укрепления институционального сотрудничества между профильными органам РФ и ПМР, однако эта работа в значительной степени тормозилась по разным как объективным, так и субъективным причинам. Итогом такого «торможения» стал утраченный ресурс времени, который мог бы использоваться для более эффективной подготовки к тем вызовам, которые несёт Соглашение об ассоциации Молдавии с ЕС.
По сути, Москва и Тирасполь теперь лишь реагируют на произошедшие события, вместо того, чтобы занимать активную позицию. Несмотря на то что подписание меморандумов является позитивным фактом, которого давно ждали и в Москве, и в Тирасполе, нельзя не признать, что это событие опоздало как минимум на год. Пустословие штатных и внештатных консультантов приднестровских властей, занятых примитивным обслуживанием частных амбиций, самоуверенность приднестровских властей, отстраненность российских чиновников и увлеченность тех и других освоением российских средств на социальные проекты под звучными евразийскими лозунгами привели к тому, что сейчас инициатива прочно удерживается Западом и Молдавией.
России пора всерьёз пересмотреть свою позицию в отношении Приднестровья. Потворствование некомпетентности приднестровского руководства уже привело к серьёзному социальному кризису в ПМР; в сочетании с антироссийским курсом Украины и отсутствием реальных пророссийских сил в Молдавии дальнейшее развитие ситуации по этому сценарию приведет лишь к окончательному ослаблению российских позиций под традиционные заклинания о «евразийстве», «защите соотечественников» и «гуманитарных проектах».
Комментарии читателей (3):