Президент Франции Франсуа Олланд принял в Париже главу правительства Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, с которым, наряду с другими вопросами, обсудил также и карабахскую проблему. Напомним, что на столе у президентов Азербайджана и Армении находятся «новые» предложения Парижа по Карабаху, что подтвердил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на совместной пресс-конференции в Баку с российским коллегой Сергеем Лавровым.
Турция «привязана» к карабахской проблеме только устным обязательством перед Азербайджаном провести ратификацию Цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией и открытие с ней границ, после того как начнется освобождение азербайджанских районов – части территории Нагорного Карабаха. Надо полагать, что Олланд зондировал позицию Турцию на этом направлении. Ранее, когда Ереван рассматривал вопрос о принятии или непринятии соглашения об Ассоциации с ЕС, США и их западные партнеры оказывали серьезное давление на Турцию с тем, чтобы она разблокировала свою границу с Арменией, что назвал условием ассоциации Армении с ЕС сам президент Армении Серж Саргсян. Сложно сказать, как дальше могли бы развиваться события в этом регионе, если бы Анкара решилась тогда на такой шаг в ситуации, когда Ереван метался между Европейским и Евразийским союзами. Тем более, что как сообщил глава отдела внешних связей Администрации Президента Азербайджана Новруз Мамедов, «Запад хотел, чтобы мы пошли на ассоциативное соглашение с Евросоюзом, но оттуда был исключён вопрос о нашей территориальной целостности. Более 15 лет Евросоюз признавал нашу территориальную целостность, но в последнее время не хочет принимать это».
Так был публично зафиксирован провал бакинской дипломатии на европейском направлении. Не все ладно складывается у Азербайджана и с Турцией. На днях депутат Милли Меджлиса Гудрат Гасангулиев заявил, что «ежегодно 120 тысяч крупнотоннажных машин доставляют груз из Турции в Армению, а предприниматели двух стран проводят взаимные встречи». По его словам, «турки говорят о принципе «одна нация, два государства»…, а карабахский конфликт показал, что эти слова стали бессмысленными и не имеют важности для сторон». По мнению депутата, «причина этого заключается в том, что Турция построила отношения с Азербайджаном на личных и материальных интересах, как и Европа строит свои отношения с Азербайджаном на нефтяных интересах». Более того, «если бы не было предупреждений Азербайджана и нефтегазовых проектов, то Турция давно бы открыла границы с Арменией, потому что находится под влиянием США и Европы».
У Баку перестали сходиться концы с концами и на американском направлении. И это тогда, когда, как считает научный сотрудник Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета Бренда Шафер, «Азербайджанская Республика выступала в качестве союзника США практически по всем масштабным политическим вопросам, в том числе отправляя войска для службы вместе с вооруженными силами США в Косово, Ирак и Афганистан, была одним из немногих государств, граничащих с Россией, которые присоединились к возглавляемым США усилиям в Организации Объединенных Наций по осуждению аннексии Москвой Крыма».
Имея такой послужной список, Азербайджан мог бы рассчитывать на поддержку Запада в урегулировании карабахского конфликта. Тем более что Шафер квалифицирует этот конфликт как «неэтнический», а как результат «противостояния между силами, которые хотят более тесной интеграции с Западом, и Россией». Франция - страна западная - и по логике должна предлагать такой сценарий по карабахскому урегулированию, который устроил бы Азербайджан. Но тут происходят странности. Раз имеются предложения Франции по карабахскому урегулированию, то со стороны Баку было бы уместно комментировать их, а не обсуждать позицию Москвы. Тем более что она, как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, ни словом и не делом не дезавуирует позицию Парижа. И все же после визита главы МИД России Сергея Лаврова в Баку заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов выступил с заявлением, в котором используется фраза «Россия должна»: «По-моему, основной интерес России должен состоять в восприятии Азербайджана как развитого, стабильного и надежного стратегического соседа. Россия многого может достичь, оказав помощь Азербайджану в урегулировании нагорно-карабахского конфликта».
Вообще, азербайджанские политики и ранее не раз демонстрировали прием навязывания Москве своего собственного представления о ее национальных интересах в регионе. Они до сих пор не могут избавиться от синдрома большевизма, когда Азербайджан действительно выставлялся в качестве флагмана советской политики не только в Закавказье, но и на Ближнем Востоке. В данном случае, когда Париж готовит саммит Алиев - Саргсян, заявление Азимова можно воспринимать только как проявление недовольства Баку «проектом Олланда», хотя азербайджанский дипломат не придает гласности его базовые контуры, о которых он, конечно, знает. Поэтому разговор не о чем или попытка переадресовать упреки в сторону Парижа через Москву приносят Баку больше вреда, чем пользы. Это создает атмосферу подозрительности о непрочном переговорном фундаменте Азербайджана по карабахскому урегулированию.
В то же время посол Франции в Армении Анри Рено, говоря о предполагаемых сроках встречи Алиев - Саргсян, заявил: «важно то, что диалог начался, но эта та тема, вокруг которой должна сохраняться конфиденциальность». При этом он уточнил: «Франция очень внимательно отслеживает развитие событий вокруг этого конфликта, так как пришло время найти разумное решение Нагорно-Карабахского конфликта». Тем более что до Закавказья начинают докатываться волны потрясений на Ближнем Востоке и украинского кризиса. Все идет к тому, что ставка Запада на Азербайджан, как альтернативный России источник поставок энергоресурсов в Европу, оказывается неоправданной, а нынешние события в Ираке могут выйти за пределы этой страны, превращая регион в огромный «новый Афганистан». Может быть, именно по этой причине Москва не зовёт Азербайджан в Евразийский союз. Если в Ираке длительная гражданская война станет фактом, то в перспективе необходимо будет выстраивать в Закавказье новую региональную систему безопасности. Поэтому продажа Россией Азербайджану партии реактивных огнеметов TOS-1A, партии из 100 танков Т-90 С в рамках четырехмиллиардного контракта не выглядит просто как «коммерческая акция», о чем недавно заявлял посол России в Армении Иван Волынкин. Азербайджан потенциально превращается в предполагаемый «театр боевых действий». С учетом этого фактора и действует сейчас Франция, принимая в формате Минской группы ОБСЕ эстафету по карабахскому урегулированию.
Напомним, что президент Олланд недавно посетил с визитом Азербайджан и Армению. После этого бакинские политологи обвинили Париж в том, что он демонстрирует потребительское отношение к Азербайджану, делая акцент на использовании его в качестве альтернативного России энергетического источника «для удовлетворения потребностей Европы в газе». Тем более, что в ходе визита уже в Армению Олланд, как считает политолог Габиль Гусейнли, «поменял стиль разговора и позицию», что создало в Баку мнение, что «Париж пытается решить эту проблему в пользу Армении». Но Париж тут не одинок.
На наш взгляд, новшества «проекта Олланда» по Карабаху могут включать следующие моменты: ввод Степанакерта в переговорный процесс в качестве базовой позиции. Статус Карабаха, как ранее заявлял сопредседатель от США в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик, объявляется «промежуточным до согласованного и юридически обязательного волеизъявления карабахцев». После этого возможен перевод процесса в техническую стадию на основе озвученных шести пунктов, которые могли бы стать основой для урегулирования конфликта. В частности, территории, которые не контролируется Баку, также получают промежуточный статус с перспективой их возвращения под юрисдикцию Азербайджана. В долгосрочном плане в мирный договор могут быть включены международные гарантии безопасности, включая миротворческую деятельность, к которой «должно быть доверие у всех сторон». Если Азербайджан проявит доверие Западу, то это и будет его выбором.
Комментарии читателей (4):
------------------------------------------------
Бакы сам виноват в таком отношении к себе.
То они союзники США и Израиля в противостоянии с Ираном, то они союзники ЕС в "газовой войне" с Россией, то они стратегический партнер России - то взывают к НАТО спасти их от России, то Турция их единственный надежный союзник - то Турция готова предать Азербайджан и открыть границу с Арменией...
Короче - вихляют тазом так, что у стороннего наблюдателя голова кругом.
Вот и имеют соответствующее отношение к себе.
Господа "хорошие", определитесь наконец со своими приоритетами, научитесь четко и твердо говорить "НЕТ", в первую очередь самим себе. Поймите наконец, тот кто не умеет говорить "НЕТ" - не имеет шансов заслужить уважение ни у соседей, ни у партнеров.
Дай Бог, чтобы виденье выхода из Арцахского кризиса экспертами ИА REX соответствовала планам МГ ОБСЕ. Возможно Арцах станет той песчинкой, с которой начинается рост жемчуга - Конфедерации Народов Южного Кавказа.
Почему бы и нет? 70 лет назад Европа полыхала в огне войны. А у нас война тлеет...
Планомерная политика Азербайджана, экономическая блокада, изоляция Армении от региональных энергетических проектов загнала Армению в тупик. Экономически убогая Армения становится беднее с каждым днем. Армяне уезжают из страны навсегда, и это в основном молодое поколение. Число уезжающих достигает 50 тысяч ежегодно.
Сам Азербайджан активно развивается, богатеет, усиливает армию. Время работает на Азербайджан. В любом случае Азербайджан вернет свои территории.