Боевики из отделившейся от «Аль-Каиды» группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» захватили главные объекты в Мосуле, включая муниципальные здания, аэропорт и несколько тюрем. Полиция и армия покинули места службы, более чем 500 тысяч жителей города спасаются бегством. Город находится под контроль исламистов.
Мосул - не просто город. Его скважины , а также скважины у Киркука дают почти половину всей иракской нефти. Он имеет интригующую политико-дипломатическую историю, основные контуры которой необходимо обозначить для полной ясности складывающейся там ситуации.
До Первой мировой войны нефтеносный район Мосул, вместе с районами Киркук, Эрбиль и Сулеймания входил в состав Мосульского вилайета Османской империи. В 1918—1926 годах между Великобританией и Турцией шел ожесточенный спор по вопросу о принадлежности Мосула. Согласно Севрскому мирному договору 1920 года он был включен в состав Ирака — подмандатной территории Великобритании, однако образовавшееся в Анкаре правительство Великого национального собрания во главе с Кемалем Ататюрком не признало договора и потребовало сохранения за Турцией всех земель в пределах границ, существовавших в момент заключения Мудросского перемирия 1918 года.
29 октября 1924 года Совет Лиги Наций в Брюсселе вынес решение об установлении между Ираком и Турцией так называемой «Брюссельской линии» — фактической границы между двумя государствами. Мосул оставался в пределах Ирака. Любопытно, что после этого турецкая дипломатия стала активно зондировать почву в Москве, намекая на возможность передачи под контроль Анкары или льготного доступа к нефтепромыслам Азербайджана, исходя из принципов «братской пролетарской международной солидарности», поскольку Турция была практически лишена энергоресурсов. Или оказать ей вооруженную поддержку в случае войны с Англией, когда Ататюрк заявлял, что « сумеет поднять перчатку». Тогда ничего не получилось. 5 июня 1926 года в Анкаре Турция вынуждена была подписать договор с Англией и Ираком, по которому она признала «Брюссельскую линию». За это Турции предоставлялось право в течение 20 лет получать 10 % доходов иракского правительства от продажи мосульской нефти, либо денежную компенсацию в сумме 500 тысяч фунтов стерлинга. Мы это к тому, что в турецком историческом и политическом сознании Мосул занимает особое место.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 16.06.14 Население Ирака поддерживают приход исламистов, потому что ненавидит прозападный режим ещё больше: Владимир Корнилов
- 12.06.14 США начали постепенно терять Ирак: Андрей Ваджра
- 12.06.14 «Исламское государство Ирака и Леванта» атакует езидские районы Иракского Курдистана
- 11.06.14 Иракский Курдистан остался без нефти: Мосул захвачен исламистскими боевиками
В последующее время, когда на политическую сцену вышел курдский фактор, проблема Мосула стала приобретать иное значение, перерастая в противостояние между курдами и суннитами по вопросам разделения власти. Ситуация резко изменилась, когда в 2005 году курдам при поддержке американцев удалось создать на территории Ирака собственное территориальное образование со статусом полуавтономии с самими широкими полномочиями. Курды в Ниневии всегда опасались того, что арабы станут реализовывать в этой местности собственную политику без учета их интересов. Поэтому курды бойкотировали выборы губернатора и даже работу местной администраци. Американцам так и не удалось создать для всех сил приемлемую схему общего контроля над нефтяными территориями в Ираке.
Захват Мосула произошел в момент обострения отношений между Багдадом и Эрбилем. В эпицентре разногласий хорошо известная проблема распределения доходов от продажи нефти, добываемой на месторождениях северного Ирака, которую планировалось транспортировать в Турцию. Из турецкого порта Джейхан вышел второй танкер с нефтью из Северного Ирака. «Мы не знаем, как и кому будет продана эта нефть, - комментировал это событие министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. - Если у Эрбиля и Багдада есть какие-то проблемы в отношениях из-за этой нефти, то не мы являемся причиной этого». Правда, курды и ранее «контрабандой», без оглядки на Багдад, направляли нефть в сторону Турции, в средиземноморский порт Джейхан,на который, кстати, выходит нефтепровод Баку-Тбилиси- Джейхан. Правительство аль-Малики настаивало на ограничении курдской квоты в доходах от нефти только 17%. Остальные 83% Багдад намерен оставлять в государственной казне. Но дело даже не в процентах. Эрбиль был готов пока ограничиться квотой в 17%, но при условии официального признания со стороны правительства в Багдаде прерогативы властей автономного региона вступать в прямые внешнеэкономические связи с Турцией или другими потенциальными покупателями углеводорода.
Ранее глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявлял, что «мы не делаем различия между Эрбилем и Багдадом, Багдадом и Киркуком. Мы смотрим на ситуацию в Ираке не со стороны, а изнутри и разделяем судьбу Ирака». Но в последующем Анкара стала вести самостоятельную игру с Эрбилем. Когда ей не удалось выполнить посредническую миссию с целью достижения договоренностей по выплатам за поставки нефти из Иракского Курдистана в Багдад, она пошла на заключение с Эрбилем долгосрочного энергетического контракта, что по сути означает признание за Иракским Курдистаном статуса субъекта международного права, и удар по единой иракской государственности. Кстати, курдская автономия без согласования с центральным правительством Ирака экспортировала в Турцию более 1 млн. баррелей нефти. Багдад заявил в этой связи о том, что он обратится в судебные органы с жалобой на Турцию, которая, по его мнению, способствует контрабандным поставкам иракской нефти.
Положение усугубляется еще и тем фактором, что после апрельских выборов премьер-министр Ирака Нури аль-Малики не получил такого большинства в парламенте, которое позволило бы ему сформировать однопартийное правительство. Неслучайно и обвинение, высказанное премьер-министром Регионального правительства Курдистана Нечирваном Барзани в адрес Багдада в том, что иракские силы безопасности не смогли защитить жителей Мосула от джихадистов, хотя ранее Эрбиль пытался наладить сотрудничество с иракскими силами безопасности. По словам Барзани «центральное правительство заняло позицию, которая предотвращает создание такого сотрудничества». В ответ на это курдские «пешмерга» установили полный контроль над городом Киркук на севере Ирака и вряд ли в дальнейшем его покинут. Тем временем группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» объявили уже о намерении захватить столицу Ирака-Багдад. Сейчас поступают сообщения о боях в районе города Самарра в 125 километрах от Багдада.
В этой связи генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратился с призывом к международному сообществу проявить солидарность с властями Ирака, которым, по его словам, приходится противостоять серьезной угрозе безопасности страны. В свою очередь США заявили о своей готовности оказать помощь Ираку. В заявлении государственного департамента США говорится о состоявшихся консультациях с правительствами Ирака и Турции и о том, что США готовы предложить им любую необходимую помощь. Но США явно запоздали с принятием решений по Ираку, хотя тревожную информацию из этой страны госдеп получал. «Если мы говорим о деэскалации украинского кризиса, на ситуацию нужно смотреть реалистично. Ошибочно полагать, что во внешней политике США есть какая-либо рациональность. Мне больно об этом говорить, но США похожи на пьяницу во время десятилетнего кутежа. За что ни возьмутся — везде беда. Второй крупнейший город Ирака Мосул взят "Аль-Каидой". Вот это один большой успех. Мы знаем, как выглядит Ливия. Мы знаем, во что превратилась Сирия. К сожалению, правящие в Вашингтоне интервенционисты постоянно трактуют свои провалы как грандиозные успехи", — так оценил ситуацию исполнительный директор Института Рона Пола за мир и процветание Даниэль Макадамс.
Озабоченность событиями в Иракском Курдистане выразил и Генсек ООН Пан Ги Мун, который призвал «всех политических лидеров объединиться перед лицом угроз и опасностей, с которыми ежедневно сталкивается Ирак». Кроме того, он призвал иракское правительство и курдскую национальную администрацию начать сотрудничать и совместными усилиями достичь восстановления стабильности в провинции. Получится ли?
С российской стороны уровень дипломатической корректности в отношении Багдада до сих пор выдерживается на высоком уровне. Но события, происходящие в той стране, могут затрагивать чувствительные вопросы. Москва признала государственную независимость Абхазии и Южной Осетии. С Россией воссоединился Крым. Конечно, можно будет продолжать утверждать, что каждая этнополитическая, территориальная проблема межгосударственного характера имеет свою специфику, и конечно, Багдад и Эрбиль должны сами решить имеющиеся между ними проблемы.
Но готовиться надо к самому неожиданному сценарию развития событий в регионе, поскольку в Ираке развиваются события, которые становятся резонансными на Ближнем Востоке. После Сирии - на севере Ирака исламисты открывают второй фронт, в котором участие Турции становится очень вероятным. Неслучайно и то, вопреки ранее достигнутым договоренностям, в юго-восточных вилайетах Турции, буквально накануне намеченных на 10 августа президентских выборов, возобновились вооруженные выступления курдов. Напомним, что на состоявшихся 30 марта региональных выборах, правящая партия «Справедливость и развитие» получила свыше 43% голосов, во многом благодаря курдам. А что будет в случае вмешательства Анкары в события в Иракском Курдистане? Кстати, в этой связи некоторые эксперты не исключают того, что Эрдоган, по примеру Крыма, будет стимулировать проведение в Иранском Курдистане референдума по провозглашению его независимости. Во всяком случае, политика Эрдогана в отношении Эрбиля «подогревает» такие ожидания. Анкара стремится держать под своим контролем Иракский Курдистан, поскольку в случае появления Сирийского курдского государства следующим шагом станут претензии на курдские провинции в юго-восточной Турции. А это означает распад страны. Так что все идет к тому, что то ли Багдад становится Киевом, то ли Киев Багдадом.
Комментарии читателей (3):