Трудно припомнить случай, когда вроде бы очередной мониторинг Минской группы ОБСЕ на линии соприкосновения войск в Карабахе, проходящей через дорогу Тертер - Агдере Тертерского района, оказался бы связанным с сюжетами интригующего свойства.
Визит сопредседателей в регион начался с посещения Еревана и встречи с руководством Армении. Затем посредники посетили Нагорный Карабах, где в Степанакерте их принял президентом НКР Бако Саакян. Как сообщила депутат парламента от правящей Республиканской партии Армении Карине Ачемян, он «четко выразил свою позицию о том, что карабахский народ является свободным и независимым», и отметил, что «пути назад нет». В этой связи бросается в глаза то, что по факту сопредседатели Минской группы ОБСЕ считают Саакяна заочным участником переговорного процесса по карабахскому урегулированию.
Ранее американский сопредседатель Джеймс Уорлик призвал перевести Саакяна из «заочного» статуса в «очный», что вызвало жесткую реакцию со стороны Баку, который официально выразил Уорлику «политическое недоверие». Тогда многим казалось, что Белый Дом, учитывая тесные партнерские отношения с Баку, пойдет ему навстречу: либо отзовет Уорлика, либо скорректирует его позицию. Однако, как специально отметил российский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Игорь Попов, американский сопредседатель остался в составе группы. Более того, он и на сей раз не отказался от заявлений, что свидетельствует об устойчивости выработанной позиции госдепа США по карабахскому урегулированию. Выступая перед жителями Лачина (Бердзор), а также по телеканалу «Шант», он заявил, что «сопредседатели уважают право народа на мирное представление своих требований», и худшим вариантом считает возобновление боевых действий, это значит, что, несмотря на возможные разногласия, все должны пытаться найти какой-то выход». По поводу представленных им 6 пунктов, следование которым могло бы вывести конфликтующие стороны на мирное урегулирование, Уорлик уточнил, что «они – не новость»: «Об этом и раньше говорили президенты стран-сопредседателей». По его словам, «конечно, это не окончательный вариант, мы еще должны обсудить его, но эти пункты могут послужить основой для дальнейшего урегулирования, и неверно скрывать это все от народа. Народ Нагорного Карабаха имеет право и достоин того, чтобы знать это все и выражать несогласие или согласие. Мы считаем, что это является основой откровенного диалога», – подчеркнул Уорлик. Отвечая на вопрос о непризнании Нагорного Карабаха международными организациями, американский сопредседатель заявил: «Поэтому мы хотим, чтобы вопрос был урегулирован, но комплексно. Не то чтобы мы должны говорить об 1-2 задачах и закрывать глаза на остальное. Вопрос статуса – лишь один из пунктов, но есть и другие, и нужно сделать так, чтобы мы добились успеха по всем направлениям. С этой точки зрения считаю важным подчеркнуть одно: все это – не обязательное решение. Минская группа не может навязывать решение, мы здесь, чтобы помочь народу, выслушать ваше мнение и встретиться не только с де-факто властями, но и с народом».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И еще: «По Карабахскому вопросу будут очень разные подходы не только в Азербайджане, но и в Армении. Будут люди, которые осудят подход США. Хорошо здесь то, что это помогает обсуждениям, столь важным для необходимого региону мира. Хочу сказать ясно: если Соединенные Штаты Америки признают два суверенных государства, это Азербайджан и Армения. Мы понимаем, что есть и стороны, которые имеют отношение к проблеме. Это народ Нагорного Карабаха, беженцы и насильно перемещенные. Не нужно смешивать, где страны, и где – те стороны, которые претерпели последствия конфликта».
Итак, в позиции Уорлика есть конкретика и определенная обтекаемость. Важно другое: до сих пор заявления Уорлика не дезавуировал ни один из других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, что наводит на мысль, что он выражает все же общую позицию, а не только «позицию госдепа», о чем он говорил в своем выступлении в Вашингтоне в Фонде Карнеги. Но вписывается ли эта позиция в ту, с которой накануне визита в регион Минской группы ОБСЕ выступил ЕС, призвавший «проявлять сдержанность в публичных заявлениях и на местах», сказать пока сложно. Тем не менее, на карабахском направлении начинает четко просматриваться определенная динамика событий.
Изначально азербайджанская сторона заявляла, что на сей раз Минская группа ОБСЕ проводит всего лишь мониторинг на линии соприкосновения войск в зоне карабахского конфликта, и отмечала, что «подобные мероприятия никак не влияют на сохранение режима прекращения огня и перестрелки продолжаются». Но в ситуации, когда на линии соприкосновения конфликтующих сторон отсутствуют международные миротворческие войска, иного ждать не приходится. Любая из сторон может спровоцировать вооруженные стычки исходя из конъюнктурных соображений. В этом как раз и заключается главная опасность карабахского конфликта. Как отметил российский сопредседатель Игорь Попов, «переход линии соприкосновения войск был одной из наших целей».
Ранее сообщалось также том, что по прибытии в Баку у Минской группы ОБСЕ были запланированы встречи сопредседателей с руководством Азербайджана. Как правило, подмечает бакинское ИА Туран, они встречаются с президентом и главой МИД. Однако все они к тому моменту отбыли с визитом во Вьетнам. Скорее всего, это была сознательная акция Баку. Как заявил заместитель премьер-министра, председатель Государственного комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов, во время своего нынешнего визита в регион сопредседатели Минской группы ОБСЕ часто говорят о необходимости взаимного доверия. По его словам, «если так, то почему они не встречаются с вынужденными переселенцами в Азербайджане во время своих визитов в регион?». Но в Баку сопредседателей принял только министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов, который обсуждал преимущественно ситуацию вокруг линии соприкосновения.
Добавим к этому и эффект скандала, затеянного послом США в Азербайджане Морнингстаром, пригрозившим руководству республики «майданом». Но Баку почему-то решил «развернуть» его в сторону армян. Так заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что «многие выражения Морнингстара напоминают субъективные утверждения, отраженные в отчетах зарубежных НПО, которые под многолетним влиянием армянской диаспоры прославились своей антиазербайджанской позицией». «Скажу открыто, эта параллельность нас очень беспокоит и заставляет задуматься. Сегодня в различных регионах мира при непосредственном участии США и Запада происходят такие события, что их логику не можем уловить не только мы, но и весь мир. Движения наподобие «майдана» в Украине, имевшие место в Ираке, Ливии, Египте, Сирии и в некоторых других страна,х перечеркивают все прогрессивные принципы современной системы международных отношений, - уточнил Гасанов. - Неконституционная смена власти в независимых странах и ее тяжелые последствия – нарушение общественно-политической стабильности, провоцирование внутреннего и гражданского противостояния, экономического спада, социальных неурядиц и т.д. не являются, как утверждает господин посол, демократическими изменениями, а приводят к трагедии этих народов. Если какие-то иностранные круги хотят повторения этих событий в Азербайджане, нет никаких сомнений в том, что они будут разочарованы».
Отсюда следует, что Азербайджан стал опасаться осуществления у себя украинского сценария и его проекции на карабахское урегулирование. Это - в более глобальном смысле. В узком - события в Минской группе ОБСЕ, в США и в ЕС в отношении карабахского урегулирования также не соответствуют стремлениям Баку, дипломатия которого оказалась в технологической ловушке. Все пока идет к тому, что в «карабахской цепочке» начнется прорыв там, где тонко - с вывода из международной изоляции президента непризнанной Карабахской республики Бако Саакяна. Интрига только в том, кто станет первым действовать: Запад – на упреждение, или Россия - на опережение.
Комментарии читателей (3):
Одновременно.
Запад и Россия.
Азерпроп во главе с их президентом кричит о миллионе беженцев.
Откуда они взялись, если азербайджанцев в Армении и Арцахе (вместе взятых) было около 250 тыс. чел.? Расплодились? Они что - кролики, за двадцать лет в четыре раза? )))
И почему-то не говорят о 400 тыс армянах - беженцах из азербайджана.
Им кто вернет их недвижимость?