Комитет по ассигнованиям Палаты Представителей сократил объём военной поддержки Израилю на 7%. Посол США в Израиле Майкл Орен пояснил, что в связи с общим сокращением внешних ассигнований, безвозмездная финансовая поддержка от правительства США была урезана всем государствам без исключений. Действительно, президент Барак Обама ещё в 2010 году объявил о том, что для экономии бюджетных средств, необходимо значительно сократить объём безвозмездного внешнего финансирования военных и гуманитарных программ, проходящие через фонды «Агентства США по международному развитию» (USAID). Однако нынешнее сокращение является не столько вынужденной экономической мерой, сколько политическим сигналом официального Вашингтона.
Отметим, что сокращение внешних ассигнований началось ещё в период первого президентского срока президента республиканца Джорджа Буша-младшего, но благодаря уровню влияния израильского лобби, Конгресс на протяжении долгого периода времени не изменял объёмы американского финансирования Израилю. Для восполнения бюджета на нужды армии, без сокращения израильской помощи, администрация Буша-младшего вдвое урезала финансирование для Армении, Турции, Египта, Косово, Мексики и Польши. В период своего первого президентского срока администрация Барака Обамы также не стала вносить изменения в раздел о финансовой помощи Израиля, но вектор американской политики в отношении Израиля начал меняться в начале 2011 года.
19 мая 2011 года президент Барак Обама во время своего 45-минутного выступления относительно политики на Ближнем Востоке заявил: «США уверены, что в результате переговоров должно быть образовано два государства и установлены постоянные границы Палестины с Израилем, Египтом и Иорданией, а также постоянная граница между Израилем и Палестиной. Граница между Израилем и будущим Палестинским государством должна пролегать по линиям 1967-го года при взаимно согласованном обмене территориями, таким образом, чтобы установить безопасные и признаваемые обоими государствами границы». Таким образом, президент Барак Обама стал первым американским президентом, открыто заявившим о необходимо выполнения Израилем основополагающих резолюций ООН.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 09.06.14 Исторический визит эмира Кувейта в Иран / Виктор Михин
- 27.03.14 Хиллари Клинтон лихо вступает в президентскую гонку / Виктор Михин
- 26.03.14 Украинская резолюция в аспекте противостояния американских партийных элит / Арег Галстян
- 14.03.14 Сможет ли Запад разыграть «иранскую карту»? / Арег Галстян
Обаму поддержал бывший президент США от демократической партии – Джимми Картер, который был посредником в переговорах Египта и Израиля, подписавшие в 1978 году Кемп-Дэвидские соглашения. В интервью «International Herald Tribune» Картер пояснил: «Заявление президента США Барака Обамы о том, что базой для переговоров Израиля и Палестины должны быть границы 1967 года при взаимооговоренном обмене землями исходят из всех договоренностей. Израильским лидерам не следовало удивляться. Основой для мирного соглашения между Израилем и палестинцами служит резолюция Совбеза ООН №242 от 22 ноября 1967 года, в которой провозглашён принцип, что «приобретение территорий путём войны неприемлемо». В этой связи Израиль должен вывести все свои вооружённые силы с территорий, занятых в ходе ближневосточного конфликта. Эти территории включают Иудею, Самарию, сектор Газа, Восточный Иерусалим, а также земли Ливана, Египта и Сирии. С окончанием оккупации этих территорий завершится и конфликт. Сам же путь к миру лежит через добросовестные переговоры».
Израильский политический истеблишмент крайне резко отреагировал на заявление президента страны, рассматривающийся Тель-Авивом в качестве стратегического союзника. С критикой в адрес Обамы выступили не только влиятельные конгрессмены, но и ряд членов администрации, такие как министр финансов Тимоти Гайтнер и глава оборонного ведомства Леон Паннета. И, если в случае с конгрессменами, лоббирующими интересы Американо-Израильского Комитета по общественным делам, критика была вполне ожидаема, то реакция членов собственной администрации поставила под вопрос авторитет Барака Обамы внутри собственной команды. Неудивительно, что после своего переизбрания в 2012 году, президент Обама кардинально изменил состав своей администрации.
Довольно примечательно, что в числе первых в отставку были отправлены вышеназванные Гайтнер и Панетта, которым не удалось вернуть доверие президента. На ключевые должности - министра обороны и госсекретаря были выдвинуты Чак Хейгел и Джон Керри. Выдвинув данных кандидатов, президент Обама начал подготовку к борьбе против элит, лоббирующих интересы Израиля. В 2000 году Чак Хейгел был одним из четырёх сенаторов, отказавшихся подписать декларацию о полной поддержке Израиля в начавшейся второй интифаде. В 2001 году он в числе 11 сенаторов отказался подписать обращение к президенту Бушу с требованием не встречаться с Ясером Арафатом до полного прекращения атак на Израиль. «Израильский народ должен быть свободным, чтобы жить в мире и безопасности. Но и палестинский народ должен иметь такое же право жить в мире в Палестине с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы, и с той же надеждой на благополучное будущее» — не раз заявлял Хейгел.
Кроме того, Хейгел активно выступал против включения «Хизбаллы» и иранского «Корпуса стражей исламской революции» в список террористических организаций. В ходе слушаний в комитете по делам вооружённых сил, на вопрос о своём «неоднозначном отношении к Израилю», он заявил: «Я американский сенатор, а не израильский». Израильское лобби начало широкую кампанию в Конгрессе и СМИ против назначения Хейгела. 31 января 2012 года Чак Хейгел прошёл через восьмичасовые слушания сенатского комитета по вооружённым силам, что стало новым рекордом (самые длительные по продолжительности слушания в данном комитете). Несмотря на то, что большинство в Сенате представляют демократы, утверждение было искусственно затянуто. Члены республиканского меньшинства прибегли к тактике «Филибастерства» (примеч. тактика, когда фракция меньшинства искусственно затягивает назначение, используя фактор ограниченного времени на выступление и вопросы).
Аналогичная кампания была организована израильским лобби против Джона Керри. В отличие от Хейгела, Керри никогда не выступал против Израиля и деятельности соответствующих лоббистских групп. Однако Керри много лет выступал за развитие мирного диалога с Ираном и сбалансированной политики в отношении урегулирования арабо-израильского конфликта. Своё отношению к Хейгелу и Керри выразили и в Израиле следующим образом: «Израильское руководство, рассчитывающее в противостоянии с Ираном на американскую военную помощь, имеет реальные основания для беспокойства». Кампания против Хейгела и Керри в Сенате была провалена, что стало первой победой президента Обамы над влиятельными лоббистскими элитами, действующими, как в Конгрессе, так и в Белом Доме.
Новая администрация Белого Дома придерживается жёсткого курса в отношении с официальным Тель-Авивом. Во время встречи с лидерами израильского истеблишмента госсекретарь США Джон Керри «предупредил» о возможных негативных последствиях неуступчивости Израиля. «Израильтяне хотят третьей интифады? У меня есть для вас новости – статус-кво не может продолжаться. Поселения – неприемлемы и незаконны», — заявил Керри во время встречи с премьером Нетаньяху. В свою очередь, после двухчасового разговора с Керри, израильский премьер заявил: «Я смогу устоять перед международным давлением и никогда не пойду на компромисс, угрожающий безопасности Израиля и нашим жизненным интересам. Как бы на нас не давили, ни я лично, ни наше правительство никогда не одобрим решение в ущерб национальной безопасности Израиля. Совершенно очевидно, что палестинцы отказываются договариваться, а надеются лишь на международное давление на Израиль».
Таким образом, Беньямин Нетаньяху ясно отметил, что Израиль находится под давлением официального Вашингтона. Целенаправленная политика Обамы позволила также значительно ослабить влияния группы по израильским делам в Конгрессе. Первый удар был нанесён в начале 2013 года, когда комитет по ассигнованиям Сената одобрил проект бюджета, согласно которому было предложено сократить гуманитарную помощь Израилю на 2%. Американо-Израильский Комитет по общественным делам ожидал, что её лоббисты в Сенате заблокируют данный проект. Но члены израильского кокуса: председатель комитета - Барбара Микульски, а также сенаторы Ричарда Дурбина и Тэда Кохрана воздержались во время голосования. В итоге, лидер Большинства Гарри Рид, также известный своей политической симпатией в отношении Израиля, не внял просьбе президента «AIPAC» (American-Israel Public Affairs Committee) Майкла Кассена не выносить резолюцию о бюджете по внешним ассигнованиям на всеобщее голосование.
Следующий удар по израильскому лобби был нанесён 4 марта 2013 года. C 20 января 2014 года Иран начал выполнение взятых на себя ноябрьских обязательств в рамках Женевских соглашений с Большой Шестёркой. Несмотря на наметившийся прогресс в развитии диалога с Тегераном, лидеры израильских лоббистских групп подготовили новый пакет санкций, известный как резолюция «Кирка-Менедеса» (инициаторы: сенаторы Марк Кирк и Роберт Менедес). Президент Обама во время своего обращения к Конгрессу от 28 января 2014 года отметил, что успехи американской дипломатии позволили «остановить прогресс ядерной программы Ирана» и подчеркнул, что если Конгресс всё же решит принять резолюцию о расширении санкций, он наложит на них вето. В итоге, лидер Большинства не вынес резолюцию на голосование, что означало очередной провал для израильского лобби.
Наиболее ярко реакцию израильской общественности представил политолог Габриэль Вольфсон: «Смена интересов США в регионе вкупе с экономическим кризисом и ослаблением связи Израиля с американским еврейством привели к тому, что Обама пошёл по пути наименьшего сопротивления – потребовал от Израиля обеспечить престиж бывшей сверхдержавы. Как? Церемонией на лужайке перед Белым домом, где под звуки фанфар Нетаниягу и Абу-Мазен подпишут договор о мире, точнее говоря, о безоговорочной капитуляции Израиля. И арабские волки будут сыты, и американские овцы целы. А Израиль?»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что президент Обама стремится максимально ослабить роль израильского лобби, которое долгое время оказывала значительное влияние на политику США на Ближнем Востоке. Также важно отметить, что согласно новому внешнеполитическому курсу, администрация Обамы стремится добиться прогресса в урегулировании арабо-израильского конфликта. В данном контексте, Белый Дом стремится добиться уступок со стороны Израиля и окончательно решить вопрос об объединении различных элит, представляющих палестинское движение.
Комментарии читателей (0):