Событием в блогосфере, несколько оттенившим общекрымский референдум, стало появление в сети письма Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Республике Молдова С.И. Пирожкова, адресованное Заместителю Председателя ПМР по вопросам международного сотрудничества, Министру иностранных дел ПМР Н.В. Штански. Коль скоро подлинность письма пока никто не опроверг, а представители украинской дипломатии в беседе с журналистами «Коммерсант – MD» фактически подтвердили существование данного обращения, мы будем исходить из того, что перед нами – реальный документ, тем более что вряд ли фальшивка распространялась бы в таком формате.
Оставляя за скобками вопрос о тонкостях дипломатического общения, обратим внимание на ряд существенных, по нашему мнению, аспектов.
Во-первых, документ обнародован на официальной странице в одной из соцсетей Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Специального представителя Президента России по Приднестровью Д.О. Рогозина. Это свидетельствует, как минимум, о постоянном мониторинге ситуации со стороны российского вице-премьера, ответственного за взаимодействие с Приднестровьем, а также о его личном внимании к проблеме.
Во-вторых, документ появился весьма оперативно – спустя буквально сутки после его получения в МИД Приднестровья в соответствии с имеющимися на письме реквизитами. Такая оперативность вдвойне значима, поскольку документ был получен в канун выходных дней, да и появился в воскресенье. Это даёт основания говорить о взаимодействии и координации между профильными структурами России и Приднестровья практически в режиме он-лайн, хотя, конечно, сложно судить о том, насколько обнародование письма было согласовано с приднестровской стороной.
В-третьих, содержание письма свидетельствует о том, что серьёзной новой аргументации у украинской стороны относительно введения ограничительных мер на границе с Приднестровьем у Киева пока нет. Повторены тезисы о вербовке «активистов и представителей казачьих объединений региона» для отправки в Одесский регион для дестабилизации там. При этом «дестабилизирующая роль» российских военных, на которую ссылались ранее чиновники МИД и Госпогранслужбы Украины, вообще не упоминается, что ещё более размывает прозвучавшие обвинения, а отсылка к трагическим событиям в Донецке представляется вообще неуместной.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 26.03.14 Приднестровье уничтожило украинский беспилотник над своей территорией
- 20.03.14 Правительство России обсудит блокаду Приднестровья со стороны Украины
- 15.03.14 Приднестровье: французское кино вместо внятной позиции по Украине
- 15.03.14 Не-Крым: деполитизация и «АНОмизация» российского присутствия в Приднестровье
В-четвёртых, странным и малообъяснимым выглядит заявление о фактическом отказе украинской стороны от прямых консультаций с руководством Приднестровья относительно «режимов контроля границы» и «вопросов перемещения граждан» через приднестровский сегмент границы. Указание на необходимость обращаться по таким вопросам к «компетентным органам в Кишиневе», которые будут (или не будут) включать эти вопросы в повестку украинско-молдавских встреч, выглядит весьма спорным с точки зрения статуса Украины как гаранта и посредника в урегулировании.
Более того, в этой части вполне читается и намёк на то, что не только свобода передвижения граждан, но и вопросы перемещения грузов могут стать предметом для обсуждения с «компетентными органами в Кишиневе» - при самоустранении Киева.
В-пятых, вряд ли корректно говорить о том, что направление нот или иных официальных обращений к украинской стороне является «проявлением неуважения к Украине». К примеру, протокол, подписанный Президентом Приднестровья И. Смирновым и и.о. Премьер-министра Украины В. Дурдинцом в 1997 году, рассматривается в ПМР как международный договор, хотя дипотношения между нашими государствами действительно отсутствуют, но вряд ли в этом есть какое-то «неуважение» к Украине.
Наконец, общий тон послания свидетельствует о крайне высоком уровне напряжённости в отношениях на уровне Министерства иностранных дел Приднестровья и Посольства Украины. Вполне предсказуемым будет и ответ приднестровской стороны, выдержанный в не менее жёстких тонах, тем более что оснований для этого с учётом последних событий вполне достаточно.
Нельзя исключать и ряда практических шагов, которыми могут сопровождаться те или иные письма. У приднестровской стороны в инструментарии есть определённые меры, которые могут быть чувствительными для украинской стороны, равно как и нельзя недооценивать возможности Украины.
Пока не ясно, станет ли эта переписка «точкой невозврата» или «моментом истины» в украинско-приднестровских отношениях. Очевидно, что доверию и конструктивному ходу дискуссий по реально существующим проблемам такая «дискуссия» не будет способствовать, и всем вовлечённым участникам стоит ещё раз оценить все вызовы и риски, которые будут нарастать.
Следует учитывать и широкий региональный контекст происходящего. Вряд ли есть основания уповать на случайный характер происходящего, в первую очередь на фоне итогов общекрымского референдума. Обнародование документа и резкие высказывания со стороны Спецпредставителя Президента России в адрес украинского посла свидетельствуют о формировании новой реальности в молдо-приднестровском урегулировании – по крайней мере, на уровне риторики.
Комментарии читателей (0):