После того, как парламент Автономной республики Крым принял решение о проведении 16 марта 2014 года референдума о статусе Крыма, МИД Турции решил проявить свою реакцию. Во время совместной пресс-конференции со своим туркменским коллегой Рашидом Мередовым министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу сделал заявление, которое по смысловой нагрузке можно разделить на три части.
Первая: «политический кризис на Украине необходимо решить в соответствии с нормами международного права, на основе территориальной целостности страны и в рамках демократических принципов». Референдум в Крыму он назвал «опасным и ошибочным шагом». Вторая: «безопасность крымских татар является одним из приоритетов для Анкары, и Турция имеет полное право на их защиту». Наконец, третья: «нестабильная политическая ситуация на Украине может отразиться на всем Черноморском регионе».
Но означает ли это то, что Турция решила вступить в крымскую «игру»? Начнем с того, что референдум в Крыму с прогнозируемыми результатами, с точки зрения Турции, создает для региона опасный с точки зрения Турции прецедент. Вслед за Крымом по этому пути могут пойти власти Иракского Курдистана, затем за ними двинутся к формированию своей государственности турецкие курды. В этом нет ничего нового, поскольку о проблеме сохранения национальных границ Турции уже давно пишут и рассуждают, прежде всего, американские эксперты. Что же касается конкретной политики США, то именно эта страна после вторжения в 2003 году в Ирак расгерметизировала курдский фактор. Затем, в ходе так называемой «арабской весны», Анкару повели по атлантическому сценарию, все больше и больше вовлекая ее в деструктивные проекты, когда под лозунгами «демократизации режимов» она приняла участие в свержении легитимных и суверенных арабских властей.
О международном праве в Анкаре вспомнили только тогда, когда Египте в результате военного переворота была свергнута власть «Братьев-мусульман». Поэтому, когда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган публично задавал вопрос: «Почему такие «флагманы демократии», как США и ЕС, не могут или не хотят называть переворот в Египте переворотом?», - это был глас вопиющего в пустыне. Но ранее он сам горячо приветствовал египетскую «революцию» 25 января 2011 года, свергнувшую президента Мубарака. Так Турция была выведена из правового пространства, оказалась, как выразился лидер оппозиции Малайзии, бывший вице-премьер-министр и министр финансов Анвар Ибрагим, «на теневой стороне истории».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 01.04.14 Кто организовал резню в Кесабе / Станислав Тарасов
- 21.03.14 Майдан или «Сталин сегодня»: За какую Турцию сражается Эрдоган / Станислав Тарасов
- 09.03.14 Политика Турции в отношении событий на Украине / Александр Сотниченко
- 07.03.14 «На Украине осуществляется то, что готовится в Турции»: она может стать «зоной потрясений» / Станислав Тарасов
Египетские события развивались параллельно с сирийским кризисом. Формально Анкара заявляет о «необходимости сохранения территориальной целостности Сирии», но в реальной политике начинает больше склоняться к того осознанию факта, что Сирия - даже если ей позволят сохранить территориальную целостность, - будет фрагментирована по конфессиональному принципу, как это произошло в Ливане после окончания гражданской войны 1975–1990 годов. Не исключено, что и самой Турции в будущем Запад навяжет такой же вариант. Вот почему в правящем классе этой страны стали просматриваться признаки трезвой оценки ситуации, которая складывается в регионе Черного моря.
В конце прошлого года Мевлют Чавушоглу, занимая пост президента Парламентской ассамблеи совета Европы, предупреждал Украину об опасностях «опаздывания в проведении реформ», в том числе и административно-территориального характера. Когда же на Украине начались «революционные потрясения», тот же Чавушоглу, но уже будучи турецким министром по делам Евросоюза, обвинил Европу в разжигании гражданской войны на Украине и провокациях против России. По его словам, «Украина оказалась опасно разделенной». «Два года наши друзья европейцы пытаются сказать украинцам: «Или выберете нас, или мы не будем вас больше поддерживать», - подчеркнул Чавушоглу. - Этот подход совершенно неправильный». Из этого следует, что в Анкаре многие политики усматривают в украинском кризисе часть сценария, осуществляемого именно атлантистами, а не Россией.
Более того, там понимают, что Запад на Украине будет активно разыгрывать «карту» крымских татар, чтобы вовлечь в украинский кризис Турцию. Но Анкара, похоже, пытается пережить в стороне активную фазу кризиса и выступает с противоречивыми заявлениями. С одной стороны, как сообщало агентство Anadolu, премьер-министр Эрдоган в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным заявил, что «Россия должна защищать права крымских татар так же, как они это делают с правами российского большинства». С другой - МИД Турции выступает против референдума в Крыму, что стимулирует крымских татар к определенным действиям. Глава меджлиса крымских татар (представляющего, как известно, лишь одну треть крымско-татарского населения Крыма) Рефат Чубаров сообщил, что «татары будут бойкотировать все этапы подготовки к проведению референдума». Более того, меджлис крымских татар принял обращение к ООН, ОБСЕ, парламентам и главам правительств стран ЕС и Совета Европы с просьбой ввести в Крым миротворческий контингент ООН.
Но вряд ли не признанному даже Киевом крымскому меджлису - в отличие от сформированных в Крыму структур официальной власти - удастся выступить в роли субъекта международного права. Если «карта» крымских татар вписывается всё же в украинский проект атлантистов, то Анкара, на наш взгляд, будет продолжать выступать с политическими заявлениями, но дальше этого не пойдет. Другое дело, если события станут развиваться по сценарию Эрдогана, который намекнул, что России следует выступить и в роли «защитницы крымских татар», то есть оговаривать с Анкарой конкретные преференции для этноса в случае вхождения Крыма в состав России, особенно в части встраивания в новую политическую систему. К тому же руководство Верховного Совета АРК неоднократно заявляло, что новыми властями республики будут решены проблемы крымско-татарского населения, которые украинскими властями не решались годами.
Кстати, по имеющейся информации, именно с учетом этих моментов глава правительства Турции Эрдоган обсуждал крымскую проблему на расширенном совещании со своими помощниками и депутатами Национального Собрания Турции, которые имеют крымско-татарское происхождение. В этой связи газета Yeni Safak выступила с прогнозом: «Хотя в грузинском вопросе Турция действовала совместно с США и находилась на разных полюсах с Россией, по вопросу Черного моря между Россией и Турцией напряженности не возникало. Этого не произойдет и сейчас». Тем более что, по мнению этой газеты, «одновременность уличных восстаний западных сторонников на Украине и операции по подготовке переворота в Турции — это не случайное совпадение».
Комментарии читателей (2):
Министр ИД Турции Ахмед Давутоглу заявил: «политический кризис на Украине необходимо решить в соответствии с нормами международного права, на основе территориальной целостности страны (т.е. на основе соблюдения принципа терцелостности Украины со стороны других государств - Сос) и в рамках демократических принципов». Однако далее наилучший демократический механизм для выявления статуса самоопределявшегося народа – референдум в Крыму – он назвал «опасным и ошибочным шагом».
Спрашивается, разве нормы международного права могут идти в разрез с основополагающими принципами международного права, закрепленные в Уставе ООН? Конечно же, нет. К тому же принципы самоопределение народов и терцелостности стран закреплены в Уставе ООН. Как же тогда Давутоглу собирается решить кризис на Украине в соответствии с нормами международного права, когда выговаривает парадоксальные мысли?