«На Украине осуществляется то, что готовится в Турции»: она может стать «зоной потрясений»

Кто и когда в мире признает турецкое «параллельное правительство»? Что думают в Турции о судьбе Крыма?
7 марта 2014  22:32 Отправить по email
Печать

Кризис на Украине, решение парламента Крыма о переносе референдума о расширении прав автономной республики на 16 марта и о вхождении автономии в состав России, вызывают напряжённое внимание в Турции. По разным причинам.

Первая и, пожалуй, самая главная - такова. Как пишет газета Yeni Safak, Анкара видит, что «на Украине осуществляется как раз то, что готовится в Турции, где ведётся серьёзная подготовка по части претворения в жизнь проекта хаоса». Вторая причина, на которую обращает внимание уже Turkiye gazetesi: «Запад одновременно с осуществлением ввода Украины под свой контроль начинает - впервые за последние 100 лет - блокировать независимые действия Турции с целью, как и в Сирии, вывести её на ещё на одну передовую геополитической борьбы Востока и Запада».

Прежде всего, обратим внимание на предлагаемую Западом политико-дипломатическую технологию выхода из украинского кризиса, которая призвана вытолкнуть Россию из правового поля и лишить её выгодного положения. Не получается. Во время недавних переговоров в Париже в формате международной конференции главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри и главами внешнеполитических ведомств Великобритании, Франции и Германии, Лавров отказался принять участие во встрече по обсуждению Будапештского меморандума о гарантиях безопасности Украине, в которой участвовала украинская делегация. Россия считает нынешнее правительство в Киеве нелегитимным, настаивает, чтобы соглашение, подписанное 21 февраля лидерами оппозиции, президентом Виктором Януковичем и министрами Франции, Германии и Польши стало главной точкой отсчёта для всех дальнейших договорённостей. Это было бы самым разумным решением со стороны Запада.

Тем не менее, президент США Барак Обама в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным заявил, что референдум о статусе Крыма «нарушит конституцию Украины и международное право» и что «США и союзники займут ещё более твёрдую позицию», а также подчеркнул, что в Крым должны быть допущены международные наблюдатели. Но Вашингтон лишён морального права даже рассуждать о международном праве, особенно после проведения в Северной Африке и на Ближнем Востоке операции «арабская весна». К тому же его нынешний разворот в сторону международного права страдает серьёзными методологическими изъянами: любым способом добиться легитимации новых украинских властей через прямые переговоры между Москвой и Киевом при посреднических усилий международной контактной группы с главной целью - выиграть время для подготовки и проведения на Украине майских выборов и срыва референдума в Крыму.

При этом, понимая, что возвращение прежнего статус-кво на Украине уже практически невозможно, предлагается экзотический сценарий, согласно которому можно осуществить коммерческое решение кризиса на Украине через аренду Россией Крыма, по примеру того, как США арендует базу Гуантанамо на Кубе. Другой сценарий предусматривает, помимо выстраивания различного рода антироссийких санкций, использовать для организации давления на Россию её так называемую «ахиллесовую пяту» в лице Турции.

Реакция турецких экспертов и политиков не заставила себя ждать. Эксперты считают, что «Обама в результате ошибочной политики в отношении Украины сдал Путину эту страну на блюдечке с синей каёмочкой». Причём это мнение согласуется с тем, которое набирает силу в Европе. Так «Шпигель» считает, что «новые украинские власти не смогли противостоять давлению радикально настроенной части майдана и допустили фатальную ошибку, приняв закон, который отменил гарантию государственного статуса русского языка на востоке и юге страны». По мнению этого немецкого издания, «реальная развязка проблемы просматривается только в создании правительства переходного периода с участием представителей русскоязычных регионов, которые занимают более трети территории страны, что предусматривается подписанным 21 февраля соглашением». Но вместо этого в правительство Украины вошли члены правоэкстремистской партии «Свобода». Теперь, если Запад инициирует процесс вывода этой партии из «игры», украинский кризис может вступить в свою вторую фазу, когда вслед за Крымом от Киева станут уходить уже западные области Украины.

Это понимают в Турции. Глава МИД этой страны Ахмет Давутоглу в интервью Habertürk признал, что «евромайдан развалил политическую комплексность Украины, ослабил государство и создал благоприятную атмосферу для его территориального раздела». По его словам, Турция, находящаяся в аналогичном геополитическом положении, всегда стремилась избежать такой «ловушки», проводя политику «осевого сдвига» - от Запада в сторону Востока. При этом Анкара, как считает Давутоглу, «не должна идти на рискованные приключения в Крыму», понимая, «к каким последствиям это может привести». Кстати, после своего визита в Киев Давутоглу заявил: «мы не позволим трениям в Крыму втянуть нас в кризис с Россией», несмотря на то, что «некоторые державы пытаются превратить крымский вопрос в русско-турецкий кризис».

По мнению французской газеты Le Monde, Анкара выжидает, стремится выскочить из очередного щекотливого положения, в которое её пытается поставить Запад. Поэтому выбор Турцией дальнейшей стратегии действий приобретает более широкое значение и звучание. В частности, Turkiye gazetesi предсказывает в качестве одного из важнейших итогов украинского кризиса формирование на Ближнем Востоке новых военно-политических союзов.

Потенциально такой ход событий предвидят и в Европе. Во время недавнего визита в Турцию президент Польши Бронислав Комаровский призывал Анкару «совместно поддерживать Украину, как политически, так и экономически». Однако если Комаровский не скупился на критику политики России в отношении Украины и Крыма, то президент Турции Абдуллах Гюль избегал антироссийской риторики, чтобы не создать в Москве впечатление, что турки склоняются вместе с Западом к конфронтации с Россией. Турции есть что терять, ведь Россия для неё наиважнейший торгово-экономический партнёр. Да и во имя чего Анкаре таскать для Европы «украинские каштаны», когда её десятилетиями держат в предбаннике ЕС?

Неслучайно и то, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган был одним из первых, кто вышел на телефонный разговор с Владимиром Путиным. Правда, потом Москва и Анкара преподносили итоги разговора по украинской тематике в СМИ несколько в разном свете. Но, как заметили находившиеся в тот момент в Стамбуле представители делегации российских экспертов и представителей СМИ, в которую от ИА REX входили автор этих строк и Модест Колеров, турецкие телеканалы вырезали часть публичного заявления Эрдогана о разговоре с Путиным, а информационные агентства умолчали об осуждении Эрдоганом «киевских экстремистов». Зато заметно возросло число комментариев, основной смысл которых сводился к тому, что «глава России дал понять Белому Дому, куда ему не следует совать нос».

Турция, конечно, осторожничает. Как сообщила газета Hürriyet Daily News, власти дали разрешение военному кораблю ВМС США на проход через Босфор в Чёрное море. При этом турецкие официальные лица на условиях анонимности утверждают, что речь не идёт об авианосце George H.W. Bush, который с группой из 17 кораблей и 3 атомных подлодок пришвартовался в греческом порту. Этот авианосец не может пройти в Чёрное море из-за ограничения по весу, установленному соглашением Монтрё от 1936 года. С другой стороны, МИД Турции выступил с очередным заявлением, что «политический кризис на Украине может быть разрешён только путём примирения и диалога». Так Анкара даёт понять, что она испытывает огромное давление Запада на украинском направлении.

Как пишет газета Hurriyet, «мудрецы создают пословицы для того, чтобы глупцы их учили, а не воспроизводили». В отношении Украины Турция должна избежать ошибки, допущенной в Сирии, прежде всего, с учётом своих исторических уроков. После того, когда в 1783 году Крым вошёл в состав Российской империи, стало падать доминирование Османской империи в Сирии. Но сегодня украинский кризис воспринимается как продолжение сирийского, а Турция - в качестве транзитной «зоны потрясений». Поэтому, как считает Давутоглу, Анкара «не должна идти на рискованные приключения в Крыму», понимая, «к каким последствиям это может привести». Выход из правового пространства - как в отношении сирийского урегулирования, так и при оценке украинского кризиса- создаёт для Турции опасный прецедент: в мире могут появиться государства, которые в целях реализации своих геополитических амбиций объявят о признании одного из так называемых турецких «параллельных правительств», о чём сегодня так много говорят в Турции. Исключать сегодня ничего нельзя.

Так что Анкаре необходимо десятки раз отмерить, принимая решения в отношении украинских событий, чтобы не оказаться между «топчащими траву большими слонами». Правда, как верно подмечает Hurriyet, Турцию сегодня сложно сравнивать с «травой», но и до большого слона она ещё не дотягивает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть