Помнится со школьных лет портретный ряд четырёх лиц… Нет, я не о тех французах, которые «один за всех, и все – за одного» - о д`Артаньяне и трёх мушкетёрах. Пиарились, говоря современным языком, классики марксизма-ленинизма: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Во множестве смыслов, заложенных в изображении этого квартета, не последним была как бы многонациональная востребованность учения. Ибо учителя – еврей, немец, грузин с осетинскими признаками и «сложный метис», условно отнесённый к русским (так как представлял собой некое ассорти из еврея, немца, калмыка и чуваша). Эту особенность прошу запомнить, так как к ней ещё вернёмся.
Перейдём к панно, замеченное на Майдане. На нём тоже четвёрка. Два средних лица не так узнаются, как в той или иной степени предполагаются. Моё мнение: третий слева, судя по платью, причёске и выражению образины – гэтьман Мазэпа; второй слева похож на литературного гасконца. Но уроженец французского юга здесь явно лишний. Поэтому смею предположить, что автор панно таким представляет себе уроженца Прикарпатья Юрия Котермака по прозвищу Дрогобыч, который в 1480-х годах был первым европейски образованным учёным, ректором Болонского университета. Головной убор, причёска такому выводу не противоречат. Насколько гуманист средневековья, называвший себя «Гергиусом из Руси», близок к кровавому малороссу-клятвоприступнику, неудачливому союзнику шведов, гадать не станем. Занимательны крайние лица этого ряда.
Слева – Кобзарь (для непросвящённых – Тарас Шевченко, започаткувач сучасної української лiтератури). А крайний справа – Степан Бандера. В аттестации не нуждается, поскольку понятия «бандеровцы», «бандеровщина» - слова международные. Для русского человека его известность даже больше, чем известность поэта-крiпака. Ибо поэты, как правило, спросонья или с похмелья, словом, по вдохновению, могут лишь звать к топору (добре гострiть сокиру), а бандеровцы пользовались топором не хуже, чем немецкими автоматами и ножами. Клич «на ножi!» - один из наиболее популярных среди отборных демократов на Майдане.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 10.03.14 Пані Теліга / Давид Эйдельман
- 28.02.14 В Севастополе создано специальное подразделение милиции «Беркут»: мнения
- 28.02.14 В Госдуму внесены законы об ускоренной выдаче паспортов РФ украинцам и упрощённом присоединении части иностранного государства
- 28.02.14 Может ли заявление МИД РФ повлиять на ситуацию на Украине: мнения
К слову, о Майдане. Среди портретов, выставленных на этом вернисаже Молодой Украинской Демократии, чаще всего можно было увидеть именно Степана Бандеру и Тараса Шевченко. Случайно ли? Разберём ниже. Сейчас ещё раз взглянем на коллективный портрет четвёрки. Какой замысел был у автора этого панно? Мне, представляется, тройной:
1. Представить «апостольной ряд» справжнiх українцiв;
2. Показать главные составные части национального характера (поэтичность, глубину мышления, предательство и приобщённость к кровавым методам достижения цели);
3. Доказать в образах единство украинского запада и востока (Кобзарь и гэтьман с одной стороны, Георгий из Руси и русофоб Стэпан Бандера – с другой).
Прав ли автор панно, объединяя лики Започаткувача сучасної української лiтератури и засновника банды головорезов? Или это всего лишь художественный образ единства национальных разностей? Попытаться ответить на этот вопрос подтолкнуло меня событие, надвигающееся неумолимо, как катастрофа русской души, в последние десятилетия часто оскорбляемой безответно. 9 марта исполнится 200 лет одному из названной выше четвёрке, первому слева на панно. Не так давно я обращался с открытым письмом к Президенту России не допустить официального чествования одного из известнейших ей недругов. Естественно, ответа не получил, зато услышал сотни отзывов читателей. Сейчас, в преддверии Кобзаря не лишне повторить кое-что из сказанного раньше. Так послушайте:
Более трёх лет тому назад президенты России и Украины выступили с совместным заявлением о подготовке к празднованию в марте 2014 года 200-летия со дня рождения Т.Г. Шевченко. Русскому читателю понаслышке известно о нём, как об украинском поэте, равном признанным вершинам национальных литератур иных народов. Притом, средний русский читатель принимает такую оценку на веру, прочитав 2-3 стихотворения «украинского поэтического гения» в переводе. Но в полном объёме своего творчества, в подлинниках, Шевченко, эта искусственно «раздутая» величина в поэзии, предстаёт хулителем Бога и России. Чествование его у нас на официальном уровне, при практически всеобщем равнодушии к этой мрачной фигуре, наводит на мысль об умасливания бывшего «младшего брата», чтобы тот ничего нового не натворил во вред «старшему», вроде «шалостей» с газом и ракетами (как в небе Грузии), вроде очередного унижения русского языка, недавно, на незаконном заседании незаконной Верховной Рады, вроде оскорбительного высказывания незаконного и.о. президента Украины в адрес России.
Не слишком ли унизительно ради пресловутой политкорректности? Сегодня многие наши соотечественники воспримут это унижение с особой остротой. Неужели певец сепаратизма и раздора между племенами Руси достоин такого внимания? Ведь то, что мы видим сейчас на Украине и что не закончено, может стать катастрофой для миллионов людей. Поэт Тарас Шевченко, ставший национальной величиной благодаря участию русских людей в его судьбе, настолько жаждал подобного развития событий, что ради них отрёкся от Бога, мечтая, что родной Днепр
Як понесе з України
У синєє море
Кров ворожу... отойді я
І лани і гори —
Все покину, і полину
До самого Бога
Молитися... а до того
Я не знаю Бога.
Правда, мечтал, чтобы всё это случилось после его смерти – хотелось пожить со вкусом и лишь потом, из безопасного укрытия – из могилы, направлять земляков на окропление воли «вражою злою кров`ю». Здесь позволю себе напомнить, что при жизни Шевченко других «ворогiв», кроме великороссов-москалей, на Украине не было с 1709 года.
Вопрос не ставится «или» - «или». Пусть себе каждый из моих соотечественников, общественные организации РФ решают для себя, что им предпринять во дни 200-летия Великого Кобзаря. На дворе – демократия, правда, мало похожая на русское народовластие. Но подводить официальную базу под сцену для «шоу» в честь того, чьё имя и творчество используется недругами России для разжигания русофобии, по меньшей мере, умалить чувство собственного достоинства…
Комментарии читателей (0):