C 20 января 2014 года Иран начал выполнение взятых на себя ноябрьских обязательств в рамках Женевских соглашений с Большой Шестёркой. В частности, Тегеран уже объявил о приостановке обогащения урана до 20% и начал подготовку к снижению уже высокообогащённого урана до 5%. МИД Ирана также направил официальные сведения о разъединении каскадов большинства центрифуг.
Отметим, что генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано на Мюнхенской конференции по безопасности заявил: «Мы договорились, что Иран предпримет шесть практических шагов в течение трёх месяцев. Я могу вам сообщить, что эти практические меры осуществляются в соответствии с планом и будут завершены в начале февраля. Скоро начнутся новые переговоры».
В свою очередь, США и ЕС также выполнили часть взятых обязательств. Так, Иран получил доступ к замороженным активам в размере 4,2 млрд. долларов, после чего был отменён запрет на страхование международными компаниями партий поставляемой на экспорт иранской нефти, что означает снятие основных ограничений, препятствующих экспорту иранских энергоносителей зарубежным потребителям. Но во время беседы с главой внешнеполитического ведомства Ирана Мохаммедом Зарифом госсекретарь Джон Керри заявил, что Вашингтон сохранит в силе определённый пакет санкций, которые не позволят Тегерану существенно увеличить экспорт своей нефти. Реакция Ирана на данное заявление была сдержанной, ибо это не стало сюрпризом для Тегерана, ввиду того, что Белый Дом многократно подчёркивал, что до подписания окончательного соглашения о снятии всех санкций речи быть не может.
Администрация президента уже не раз предостерегала Конгресс от принятия законопроекта «Кирка-Менедеза», предусматривающего введение нового пакета санкций против Ирана. Более того, президент Обама во время своего обращения к Конгрессу от 28 января 2014 года отметил, что успехи американской дипломатии позволили «остановить прогресс ядерной программы Ирана» и подчеркнул, что если Конгресс всё же решит принять резолюцию о расширении санкций, он наложит на них вето. И сегодня важнейший вопрос заключается в том, прислушается ли Капитолийский холм к призывам из Белого Дома. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо проанализировать нынешний расклад сил в профильных комитетах Сената.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 10.02.14 Новая цель США: внутренний конфликт в Иране против президента Роухани / Станислав Тарасов
- 02.12.13 Сунниты против шиитов или арабо-персидские взаимоотношения / Марина Баканова
- 28.11.13 Некоторые штрихи к достижению в Женеве по Ирану / Виктор Михин
- 28.11.13 Нужно ли запретить Владимиру Путину встречаться с Беньямином Нетаньяху? / Михаил Ошеров
Сегодня основным противником развития политического диалога США и Ирана является Американо-израильский комитет по общественным делам. АИКОД за последние пять лет существенно расширил свои финансовые возможности и сегодня является самой влиятельной этно-лоббистской структурой в США. Именно данная организация лоббирует интересы Израиля в законодательных и исполнительных органах власти. Так, в нынешнем 113-м созыве Конгресса группа по израильским делам насчитывает более 180 конгрессменов, из которых 51% являются представителями Демократической партии. Неудивительно, что законопроект о «расширении санкций против Ирана» был инициирован наиболее влиятельными сенаторами–демократами Марком Кирком и Робертом Менендесом.
Несмотря на подобное влияние израильского лобби, законопроект «Кирка-Менедеса» может столкнуться с большими проблемами уже на начальном этапе: с поступления на обсуждение Комитета по международным делам. Дело в том, что решение об отправке той или иной резолюции в различные комитеты принимает временный председатель Сената, лидеры большинства и меньшинства. В данном случае, вопрос официального рассмотрения и дальнейшего голосования будет зависеть от демократов Патрика Лехи, Гарри Рида и республиканца Боба Коркера. Официально председателем Сената является действующий вице-президент Джо Байден, в то время как Патрик Лехи лишь технически заменяет Байдена, ввиду наличия у него плотного рабочего графика. Позиция Байдена и Лехи полностью совпадает с официальной позицией Белого Дома, более того, согласно изданию The New York Times Патрик Лехи многократно встречался с лидером Демократического большинства Гарри Ридом и Республиканского меньшинства Бобом Коркером для обсуждения вопроса санкций.
После долгих консультаций, имевших место после ноябрьских соглашений, ряд сенаторов смягчили свои позиции. Так, лидер Республиканского меньшинства Боб Коркер в интервью CNN заявил: «В целом, я скептически отношусь к тому, что обещает Иран. Но сегодня видны какие-то результаты и я не вижу ничего плохого, если мы вернемся к вопросу обсуждения санкций чуть позже». В то же время, лидер большинства Гарри Рид, делая заявления в поддержку Израиля, в последний момент не стал выставлять на голосование декабрьскую резолюцию о введении санкций против Ирана, одобренную Комитетами по международным делам и банковским делам. И, несмотря на то, что лидеры израильского лобби также провели встречи с лидерами Сената, вероятность того, что резолюция не поступит на обсуждение и дальнейшее голосование, остаётся довольно высокой.
При этом, даже в случае внесения законопроекта на рассмотрение, позиция большинства сенаторов не внушает оптимизма. Лишь председатель комитета, демократ Роберт Менендес, а также сенаторы Марк Кирк, Кристофер Кардин и Марко Рубио готовы безоговорочно поддержать резолюцию. В свою очередь, противниками новых санкций являются сенаторы Барбара Боксер, Пэтти Мюррей, Крис Мерфи, Элизабет Уоррен и Рон Пол. Так, сенатор Мюррей официально заявила: «Администрации нужно дать время для того, чтобы завершить переговоры и заключить убедительное всеобъемлющее соглашение по иранской ядерной программе, выполнение которого можно было бы контролировать».
Американский политолог и аналитик Вильям Гэлстон из Брукингского института так прокомментировал настроения в Конгрессе: «Белый дом намерен во что бы то ни стало не допустить принятия санкций. Администрация уверена в том, что исполнительная власть является главным действующим лицом на этих переговорах, и она заслуживает того, чтобы ей дали возможность проводить свою внешнюю политику».
При этом отметим, что сенаторы Кирк и Менедез, как и действующий лидер Демократического большинства Гарри Рид, уже много лет являются членами группы по армянским делам Конгресса США и последовательно лоббируют интересы Диаспоры, Армении и НКР на Капитолийском холме. В данном контексте, многие высокопоставленные лица Исламской Республики Иран подчеркивали политическую роль армянской диаспоры по всему миру. Так, президент Хасан Роухани ещё в ноябре 2013 года заявил, что армянское лобби может сыграть ощутимую роль в развитии отношений Ирана и Армении. Ранее бывший глава иранского МИДа Али Салехи также затронул данный вопрос: «Будучи маленькой страной, Армения благодаря своей диаспоре смогла стать влиятельным государством на международной арене. Посредством политических консультаций Иран и Армения могут совместно решать многие региональные проблемы».
Безусловно, нормализация отношений Ирана с «Западом» исходит из национальных интересов официального Еревана. В свою очередь, армянское лобби имеет весьма тесные отношения с представителями греческого и итальянского лобби, чьи представители в Конгрессе в лице Гаса Билиракиса и Майка Капуано также поддержали призыв Обамы «воздержаться от принятия новых санкций». Таким образом, становится очевидным, что в данном вопросе израильскому лобби придётся столкнуться не только с администрацией Белого Дома, но и с другими весьма влиятельными лоббистскими группами.
Комментарии читателей (0):