Экономика Султаната Оман, как известно, до недавнего времени базировалась на экспорте нефти. Но ввиду уменьшения запасов нефти, оманский правитель султан Кабус бен Саид планирует диверсифицировать экономику — развивать добычу газа, металлургическую промышленность и туристический бизнес. Кроме того, намечается провести приватизацию, «оманизацию» промышленности и резко повысить уровень образованности населения.
Следует напомнить, что Султанат Оман среди арабских стран Персидского залива не очень богат: ВВП на душу населения немногим более 33 тыс. долл. (53-е место в мире). Сфера обслуживания — 50 % ВВП, а промышленность дает всего 49 % ВВП — добыча и переработка нефти, добыча и сжижение газа, строительство, выплавка меди и стали, химическая продукция, оптическое волокно. Причем около 60 % работающих — иностранцы (пакистанцы, индийцы, выходцы из Бангладеш и Шри Ланки).
В соответствии с указаниями султана Кабуса бен Саида в свободной зоне Сохар был построен и начал работу новый феррохромовый завод. Al Tamman Indsil Ferro Chrome, совместное предприятия, 50/50 принадлежащее Muscat Overseas Group и India`s Indsil Hydro Power and Manganese, ввело в эксплуатацию свой феррохромовый завод мощностью 75000 т. в год.
Производство будет наращиваться постепенно, полномасштабного объема выпуска удастся добиться в будущем, сообщили представители индийской компании. На первую фазу развития потребовались инвестиции в размере $35 млн. На второй фазе, согласно заявлениям компании, мощности будут удвоены до 150000 т. в год за счет установки двух дополнительных печей. Всего, таким образом, количество печей на заводе достигнет четырех.
Однако на пути модернизации промышленности и строительства новых современных предприятий есть немало трудностей. Например, налоговые доходы бюджета страны не достаточны для обеспечения государственного финансирования государственных программ развития и поддержания текущего уровня расходов национальной инфраструктуры. В настоящее время суммарный объем ежегодного сбора подоходного налога составляет примерно 350 миллионов оманских риалов (29,8 миллиардов рублей), а совокупный общегодовой размер взимаемых таможенных платежей 180 миллионов риалов (15,5 миллиарда рублей), что в общем расчете составляет лишь около 1,5% от размера валового внутреннего продукта Омана.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Для сравнения можно указать на то, что данное соотношение в США и в Великобритании составляет, соответственно, 34,3% и 24%, а средний уровень для стран Организации экономического сотрудничества и развития – 34%.
Помимо необходимости осуществления текущего финансирования надлежащей работы национальной инфраструктуры, руководству Омана необходимо в настоящее время изыскать около 15 миллиардов риалов для инвестирования в проекта Vision 2020, развитие которого было начато еще в 1995 году и основной целью которого стали работы по диверсификации национальной экономики. Ранее правительство Омана уже указывало на тот факт, что дефицит текущего государственного бюджета может достигнуть в этом году 1,7 миллиардов риалов, однако, по мнению оманских экономистов, оптимизация системы сборов таможенных пошлин и реформирование системы подоходного налогообложения может уже в самое ближайшее время помочь стране избавиться от проблем подобного рода.
В связи с этим экономический и финансовый комитет Омана, Совет моджахедов шуры, порекомендовал правительству взимать налог с денежных переводов, которые иностранные работники отправляют на свою родину. Налог, который будет взиматься в размере 2%, представлен в качестве меры по снижению нарастающего давления на государственный бюджет. Заместитель главы комитета Али бин Абдулла аль-Бади считает, что налог не окажет негативного воздействий на экономику Омана, или граждан страны.
Предложенный налог затронет около 1,5 млн. экспатриантов, большинство из которых приехало из Южной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, он позволит получить примерно 62 млн. оманских риала (161 млн. долларов США) в виде ежегодного подоходного налога, исходя из того, что в 2012 году в Омане было зафиксировано 3,1 млрд. оманских риал в виде таких исходящих денежных переводов. Налог позволит Оману диверсифицировать свои поступления за пределы нефти, и будет способствовать «оманизации» - найму на работу граждан Омана, поскольку труд иностранных работников станет более дорогим.
Следует сказать, что султан Кабус бен Саид считает, что развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами и их участие –финансовое или экономическое- только поможет ускорить выполнение намеченных им планов. Одним из таких примеров сотрудничества может служить тесное сотрудничество с российской ОАО "Трубная металлургическая компания" (ТМК), одним из крупнейших мировых производителей трубной продукции для нефтегазовой отрасли. Недавно, ТМК приобрела 55% акций трубного завода Gulf International Pipes Industry LLC) в Омане за 39,131 миллиона долларов; другими акционерами завода являются Oman Investment Corporation (OIC), Gulf Investment Corporation (GIC), Posco P&S. Мощности предприятия позволяют ежегодно производить более 200 тысяч тонн сварных труб OCTG и линейных труб для нефтегазовой отрасли. "В ближайшие год-два планируемая отгрузка завода может составить порядка 100 тысяч тонн труб в год", - считает заместитель генерального директора по стратегии и развитию ТМК Владимир Шматович.
ТМК входит в тройку лидеров мирового трубного бизнеса, поставляет продукцию более чем в 65 стран. Производственные мощности ТМК расположены в России (Таганрогский метзавод, Волжский, Синарский и Северский трубные заводы, "ТМК Нефтегазсервис"), в США (ТМК IPSCO), в Румынии (трубный завод ТМК-Artrom и меткомбинат ТМК-Resita), в Казахстане ("ТМК-Казтрубпром") и Султанате Оман (трубный завод Gulf International Pipes Industry LLC).
Огромное влияние на экономику региона, прежде всего Султаната Оман, окажет пуск трансаравийской магистрали. Протяженность железной дороги составит 2 177 км, а общий ее бюджет - US$15,6 млрд. Она свяжет шесть богатейших стран региона – от Омана на юге до Кувейта на севере, проходя через территорию Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, с отдельными ветками, проложенными в Катар и Бахрейн, последняя будет проходить по насыпи, поскольку Бахрейн является островным государством.
Первая в регионе железная дорога, считают специалисты, станет альтернативой автодорожным, авиационным и морским и региональным перевозкам, будучи дешевле первых двух видов транспорта и быстрее последнего. Ширина железнодорожной колеи – 1435 мм (европейский стандарт), локомотивы будут работать на дизельном топливе, что значительно удешевило стоимость проекта, которая ранее, когда предполагалось использовать электровозы, составляла US$ 25 млрд. В основном по этой железной дороге будут перевозиться грузы, но пассажирские перевозки также планируются. Скорость движения пассажирских составов будет достигать 220 км/ч, а грузовых – 80-120 км/ч.
Свою лепту в налаживании взаимовыгодных связей, что, кстати, всемерно поощряется султаном, вносит посольство России в Маскате. Наш новый посол, весьма опытный дипломат, прекрасный специалист по арабским странам Энварбик Михайлович Фазельянов перед своим отъездом обсудил в январе этого года с президентом Тарарстана Рустамом Миннихановым возможность сотрудничества с Оманом. Татарстан, как известно, ведет активную работу по налаживанию и развитию торгово-экономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества с российскими регионами и зарубежными странами. Республика заинтересована в расширении взаимовыгодных отношений и активизации деловых и экономических связей со странами Ближнего Востока, в том числе и с Султанатом Оман.
В настоящее время Оман проводит диверсификацию своей экономики, расширяет производство, проявляет особый интерес к инновационным и технологическим разработкам, в том числе в нефтегазовой отрасли. В свою очередь основу экономики Татарстана составляют такие отрасли, как нефтедобыча, нефтехимия и нефтепереработка, машиностроение, авиа- и вертолетостроение, особое внимание республика уделяет развитию инновационных технологий и внедрению их в реальный сектор экономики. Также обоим сторонам интересно сотрудничество в области образовательных программ, туризма и культурных связей.
Можно сказать, что вне всякого сомнения, сотрудничество с Султанатом Оман в различных областях будет развиваться на благо и в интересах обеих стран.
Виктор Михин
Член-корреспондент РАЕН
Комментарии читателей (0):